16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/405-406/1635843.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1-2 (405-406) январь 2021 года

Особенности российской «электроолигополии»

Почти 20 лет назад вышло Постановление Правительства РФ № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации». В нем ставилась задача — создать полноценный конкурентный рынок электроэнергетики.

По мнению большинства экспертов и участников рынка, либерализация если и состоялась, то далеко не в полной мере. Вместе с тем сегодня российский рынок электроэнергетики представляет собой чрезвычайно сложный механизм, в рамках которого вряд ли получится одномоментно построить полноценные конкурентные отношения.


Преимущества производителя

Как считают эксперты Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей (ИЭиРИО) ВШЭ, с одной стороны, действующий на сегодняшний день рынок электроэнергии является крупной отраслевой площадкой с широким спектром возможностей для торговли. Но с другой стороны, эффективные рыночные механизмы привлечения инвестиций не сформированы, а ценовые сигналы искажены нерыночными влияниями.

«У нас до сих пор существуют зоны с особыми условиями функционирования, или, к примеру, ценовые искажения в виде перекрестного субсидирования, — констатировал директор центра исследований в электроэнергетике ИЭиРИО ВШЭ Сергей Сасим в рамках специализированной конференции, посвященной 25-летию института. — Кроме того, сам рынок часто используется для решения смежных с энергетикой задач, что выливается в различные надбавки».



Согласно исследованию, проведенному ИЭиРИО ВШЭ, концентрация на оптовом рынке усиливается. Во-первых, по данным НП «Совет рынка», наблюдается рост индекса Херфиндаля-Хиршмана (показатель, использующийся для оценки степени монополизации отрасли) и доли трех крупнейших компаний. Во-вторых, растет количество сделок по слиянию и поглощению энергетических активов во второй ценовой зоне. Кроме того, доля ценового спроса на рынке на сутки вперед (РСВ) в двух ценовых зонах остается невысокой: в первой ценовой зоне — 0,076%, во второй — 2,56%, а доля ценового предложения составляет 10–16%.

«Таким образом, большая часть спроса обеспечивается ценопринимающим предложением, а в конкурентной борьбе участвует лишь небольшая часть заявок от производителей, — поясняет Сергей Сасим. — На наш взгляд, эти показатели достаточно пугающие и говорят о том, что у потребителя нет существенных возможностей влиять на цену.

Мы понимаем, что особенность рынка электроэнергии — это неэластичность спроса, которая и обуславливает смещение баланса рыночной силы в сторону производителя энергии. Поэтому усиление конкуренции фиксируется индикатором доли ценового предложения. Рыночная сила потребителя ограничена также и в рамках существующей модели отбора мощности. Сегодня кривая спроса определяется правительством, а цена формируется в зависимости от ценовых заявок производителей энергии. То есть в настоящее время баланс рыночной силы смещен в сторону производителей энергии».


Административная плоскость

Как отмечают аналитики ИЭиРИО ВШЭ, развитию полноценной конкуренции на российском энергорынке сегодня мешают так называемые «барьеры входа». Прежде всего, цены на РСВ и в рамках конкурентного отбора мощности (КОМ) не формируют достаточного для инвестирования финансового потока. Также, по мнению аналитиков, конкуренция переносится из рыночной плоскости в сферу конкуренции за включение в госпрограммы по строительству и модернизации генерирующих объектов. В итоге подобная конфигурация рынка формирует административный барьер входа на рынок электроэнергии. Вместе с тем, по словам Сергея Сасима, существуют еще и «барьеры выхода».

«Дополнительным барьером являются препятствия для принятия собственником самостоятельного решения о выводе неэффективных объектов генерации, — отмечает директор центра исследований в электроэнергетике ИЭиРИО ВШЭ. — А участие государства в указанной процедуре приводит к компенсации услуг по поддержанию надежности за счет повышения стоимости мощности».

Очевидно, что сегодня степень государственного влияния на российский рынок электроэнергетики достаточно высока. Согласно данным Системного оператора, величина конкурирующей мощности с 2015 по 2019 год снизилась в среднем на 9 ГВт (35%). Кроме того, остается высокой доля регулируемых составляющих стоимости электроэнергии и мощности.



«Государство должно ответить на вопрос: насколько нам важна конкуренция в энергетике, и на каком уровне она должна быть? — Считает Сергей Сасим. — Нам кажется, что конкуренция — это важный механизм развития и необходимо определить степень государственного вмешательства».

Со своей стороны ученые ИЭиРИО ВШЭ сформировали перечень предложений по преодолению барьеров и развитию конкуренции на оптовом рынке электроэнергии. Например, снизить уровень государственного влияния на рынок, исключив поставки по регулируемым договорам (РД) для потребителей, не относимых к населению, и развивая альтернативные способы привлечения инвестиций, основанных на маржинальности КОМ и РСВ. Также эксперты из ВШЭ предлагают вывести оплату резерва (в том числе консервации) за рамки конкурентного отбора на рынок системных услуг. Несколько предложений, касающихся проблемы перекрестного субсидирования, заключаются в законодательном запрете на появление новых и продление существующих механизмов решения проблем отдельных территорий и установке единого подхода к распределению расходов между тепловой и электрической энергией.

Безусловно, все это будет способствовать развитию конкуренции на энергорынке, однако можно предположить, что участников существующей «электроолигополии» по большому счету устраивает современное положение дел. И понятно, что развитие конкуренции будет представлять угрозу для крупных компаний, прежде всего с финансовой точки зрения.



МНЕНИЕ

Марина Долматова, заместитель начальника Департамента мониторинга рынка Управления мониторинга и контроля Ассоциации «НП Совет рынка»:

«В существующих условиях у нас не будет совершенной конкуренции. Сейчас для российского рынка характерна олигополия. И вопрос только в том, насколько конкурируют между собой участники этой олигополии. Это важно понимать не только с точки зрения анализа рынка, но и с точки зрения принятия решений по изменению структуры рынка. Понимать, какие у нас есть ограничения и к чему может привести их снятие. Хотя, безусловно, нужно стремиться к повышению уровня конкуренции на рынке электроэнергетики».

Дмитрий Васильев, начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России:

«Определенно, нужно выходить на некую системность, как в регулировании, так и в построении целевой модели ОРЭМ. Инициаторами развития конкурентного рынка электроэнергии, на мой взгляд, изначально должны быть Минэнерго РФ и «Совет рынка». Конечно, со своей стороны ФАС поддерживает внедрение конкурентных механизмов, более того, в последнее время такие механизмы внедряются, но саму структуру рынка определяет Минэнерго.

С точки зрения насыщения рынков механизмами мы готовы помочь. К примеру, недавно ФАС обращалась в профильное ведомство с рядом предложений, касающихся развития конкуренции на розничных рынках. Но коллеги сказали, что в текущую структуру не вписываются многие конкурентные механизмы. Так написаны правила рынка.

И только новая модель способна породить новые конкурентные механизмы. При этом, на мой взгляд, в текущей ситуации можно будет начать не с резкого изменения модели рынка, а хотя бы с некой ревизии уже существующих правил».

Евгений Яркин, научный руководитель ИЭиРИО ВШЭ:

«Часто, когда мы говорим о развитии конкуренции на энергорынке, мы забываем о резервировании мощностей, и в том числе сетевой составляющей. Например, сегодня много говориться о независимых производителях энергии, о распределенной энергетике. Однако такая энергетика эффективна до тех пор, пока мы не начинаем думать о резервировании. К любому предприятию нужно подводить сети от единой энергосистемы, иначе собственная генерация может оказаться дороже. Я не думаю, что кто-то из промышленников будет строить для себя дополнительные резервирующие мощности. Мне кажется, что на этот аспект тоже необходимо обращать внимание».



Электроэнергетика,

Особенности российской «электроолигополии»Код PHP" data-description="Почти 20 лет назад вышло Постановление Правительства РФ № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации». В нем ставилась задача — создать полноценный конкурентный рынок электроэнергетики. <br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/405-406/1635843.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/6a5/6a5d75ce53b3a239b0e880ad47e37034.jpg" >

Похожие Свежие Популярные