16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/405-406/1627319.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1-2 (405-406) январь 2021 года

Космический пиарщик

Личность Илона СПЕЙСИКСОВА 202

Если Илон Маск не самодостаточный бизнесмен, то как минимум он неплохой идейный вдохновитель

И в мировом, и в российском сообществе еще не пришли к единому мнению насчет главы компаний SpaceX и Tesla Илона Маска. Одни называют его «мессией», разработавшим несколько революционных проектов. Другие — «искусным шарлатаном», грамотно организовавшим свою личную пиар-кампанию, за которой, по сути, ничего нет. Мы не обладаем достаточным количеством фактов, позволяющим подтвердить или опровергнуть ту или иную точку зрения.

Однако сам феномен Илона Макса как минимум заслуживает внимания. Хотя бы потому, что этот долларовый миллиардер (происхождение его капиталов также вызывает много споров) стал вдохновителем для многих инженеров и научных работников. Как в свое время отмечал глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин: «Если бы Илона Маска не было, его надо было бы придумать». Звучит как комплимент.


«Вот тогда и поговорим»

С самого начала в кругах российских чиновников и официальных представителей космической отрасли Илона Макса воспринимали неоднозначно.

Вот только несколько высказываний Дмитрия Рогозина, которые цитировали различные СМИ: «Илон Маск — это блестящий пиарщик. Человек, который зарабатывает деньги не на космосе — на космос он их только тратит. Он зарабатывает на других — на электромобилях и иных проектах».

«В целом я считаю, что к нему надо относиться очень серьезно, его надо воспринимать также очень серьезно. Некоторые его технические решения я, например, внимательно анализировал с нашими специалистами и могу сказать, что нам стыдно, но мы кое-что будем использовать».

«То, что Маск появился, — для нас это хорошо. Потому что мы почивали на лаврах, и у нас все было замечательно, мы 40% всего рынка пусковых услуг держали под контролем, а сейчас это вызов».

Любопытно, что вопреки относительно доброжелательной позиции главы Роскосмоса в обществе нашлось много скептиков, отношение которых к SpaceX (читай — к Илону Маску, поскольку последний всегда отождествляет проекты со своим собственным именем-брендом) вылилось в ироничные интернет-мемы.

Наиболее известный — фраза «как тебе такое, Илон Маск?», под которой часто помещаются изображения российских бытовых и промышленных изобретений. Как правило, изобретений достаточно спорных, но самоиронию никто не отменял.

Однако квинтэссенцией скепсиса по отношению к космическим проектам Илона Маска стал мем «Вот тогда и поговорим», суть которого заключается в однообразных комментариях каждого этапа разработок SpaceX. «Вот когда полетит их Falcon 1, тогда и поговорим. Вот когда полетит их Falcon 9, тогда и поговорим. Вот когда придумают, как сажать ракеты, тогда и поговорим. Вот когда полетит б/у ракета, тогда и поговорим».

Шутники предлагают продолжить список еще не пройденными этапами, например: «Вот когда высадят людей на Марс (одна из целей Илона Маска), тогда и поговорим».

Продолжать можно долго, но значительную часть пунктов из списка «вот тогда и поговорим» выполнить удалось. Плюс к этому удалось достичь и весьма неплохой узнаваемости.

Кстати, SpaceX Илон Маск позиционирует как эффективную частную компанию, которая впервые в истории начала заниматься космической отраслью, что, как правило, и в США, и в России было уделом госструктур. На первый взгляд смотрится солидно, но говорят, что SpaceX на 85% финансируется NASA, использует разработки американского военно-промышленного комплекса, оплаченные из бюджета США по линии секретного агентства DARPA и Пентагона. Более того, многие экономисты и политики открыто заявляли об убыточности компании.

Любопытно, но, как утверждают «интернет-знатоки», «за Маском стоят крупные фигуры, серьезные жулики планетарного масштаба. Для начала ему дали 5 млрд долларов в виде госзаказов и объяснили, что нужно делать. Требовалось капитализировать передовые технологии NASA, то есть отделить прибыли от убытков. Так в 2002 году появилась частная компания SpaceX.

Что касается прямой и косвенной финансовой связи с NASA, то здесь как посмотреть. Это скептики могут возмущаться, что, мол, «сидят на господряде, где тут рынок и конкуренция?», а вот в экономике это называется «якорный потребитель».


«Как тебе такое, BMW/Mercedes/Toyota?»

Еще один проект, где Илон Маск называет себя не только генеральным директором, но и «идейным вдохновителем» — это Tesla. Производитель электромобилей и технических решений для хранения электроэнергии позиционирует себя как ведущую мировую компанию в данной отрасли.

Рыночная капитализация Tesla по итогам 2020 года достигла 629 млрд долларов; за прошлый год акции компании выросли на 743%. Правда, и сегодня критики продолжают утверждать, что Tesla убыточна, а ее финансовое состояние сравнивают с «мыльным пузырем, который должен лопнуть».

Кстати, в свое время здесь не обошлось без личного пиара Илона Маска. Два года назад трейдеры и акционеры Tesla подали на него в суд. Утверждалось, что Маск намеренно публиковал ложную информацию в Twitter от своего имени, чтобы повлиять на цену акций Tesla.

Так, в своем личном аккаунте Маск заявил о решении сделать Tesla частной компанией и о том что уже нашел финансы для выкупа акций. В сообщениях он также указал на то, что планирует выкупить ценные бумаги из расчета 420 долларов за акцию, что являлось выше их рыночной стоимости. Правда, впоследствии из-за критики со стороны пользователей социальной сети и акционеров Илон Маск решил оставить Tesla публичной компанией.

Да, за последние десять лет стоимость литий-ионных аккумуляторов, используемых в электромобилях, упала почти на 90%. Да, в 2020 году Tesla действительно запустила в Китае завод, способный производить 250 тыс. электрокаров в год. Однако пока даже Европа (за исключением, может быть, Норвегии), не говоря о других странах, массово на электромобили не переходит — все еще слишком чувствительна разница в цене по сравнению с классическим бензиновым автомобилем.

Хотя многие инвесторы Маску верят: согласно некоторым прогнозам, буквально через пару лет технологии позволят выровнять по стоимости обычный автомобиль, работающий на бензине, и электромобиль. Та же Европа, особенно с ее политизированным курсом на декарбонизацию, воспринимает такие сообщения «на ура».

«Как вам такое, крупнейшие автоконцерны?»


Поддержка искусства

Исходя из того, что сил на повышение узнаваемости Илон Маск явно не жалеет, высказывания о нем как пиар-проекте не кажутся такими уж фантастичными. Речь прежде всего идет об активном участии главы SpaceX и Tesla в различных фильмах и сериалах.

По словам режиссера фильма 2008 года «Железный человек», Илон Маск послужил прообразом для главного героя, которого сыграл Роберт Дауни-младший. Более того, в 2010 году Илон Маск появился в фильме «Железный человек 2» в роли самого себя. В 2013 году он также сыграл себя в эпизоде фильма «Мачете убивает». Также Илона Маска можно увидеть в эпизодической роли в научно-фантастическом фильме «Превосходство».

Не брезгует бизнесмен (или все-таки не бизнесмен?) сериалами, комедиями и мультсериалами: он озвучивал камео в «Симсонах» и «Рик и Морти», играл роль самого себя в комедии «Почему он?», а также сериалах «Теория большого взрыва» и «Марс». Если целью было заинтересовать широкие массы своей персоной, то в рамках киноискусства это были вполне удачные решения.

К слову об искусстве: в середине — второй половине прошлого столетия «идейными вдохновителями» создания различных технологий стали писатели-фантасты. Тогда технологии, описанные в их произведениях, воспринимались большинством как сказки из-за «утопичности» и «нерентабельности» идей и проектов. К примеру, в 60-х, 70-х годах прошлого века термин «видеосвязь» фигурировал исключительно в научно-фантастических романах. Кто же знал…

Кстати, идея колонизации Марса изначально получила распространение, разумеется, не благодаря Илону Маску, а американскому писателю Рею Брэдбери. И как знать, может не сам Маск, а его идейные последователи эту идею реализуют.

Конечно, не ради воплощения в жизнь красивой идеи, а исходя из реальных технологий и, что немаловажно, — экономически обоснованных целей. И в прошлом веке, и сегодня как государства, так и частные инвесторы ставили во главу угла рентабельность любого проекта. Без этого даже современный «идейный вдохновитель технической революции» Илон Маск долго не протянет.


Инновации, Новые технологии, Аккумуляторы, Электромобили,

Космический пиарщикКод PHP" data-description="Если Илон Маск не самодостаточный бизнесмен, то как минимум он неплохой идейный вдохновитель" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/405-406/1627319.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/223/223c4d59c82e32e6d02aa0b4e9829bb5.jpg" >

Похожие Свежие Популярные