16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/403/6749740.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 23 (403) ноябрь 2020 года

Светотехника обретает новый спрос в условиях пандемии

Светотехника Беседовала Ирина КРИВОШАПКА 382

Тренд на «российскость» активизирует локализацию

Сергей Боровков, президент премии «Золотой фотон», генеральный директор компании «Лайтинг Бизнес Консалтинг»

В текущем году появился непрогнозируемый спрос на продукцию отдельных направлений светотехнической отрасли. Бактерицидные и ультрафиолетовые лампы перестали быть просто источниками света — они теперь играют роль одних из самых действенных средств защиты помещений от инфекции.

Пандемия повлияла на светотехническую отрасль, став проверкой компаний на прочность. Выиграли те, кто был готов трансформировать свой бизнес под новые условия, и те, кто, например, мог действовать в режиме Just-in-Time — обеспечивая поставки продукции в точно запланированное время.

О тенденциях, свойственных рынку российской светотехнической отрасли в этом году, и перспективных направлениях мы побеседовали с президентом премии «Золотой фотон», генеральным директором компании «Лайтинг Бизнес Консалтинг» Сергеем Боровковым.

— Рынок светотехники в 2019 году по сравнению с 2018 годом вырос на 12% в единицах продукции и на 12% — в денежном эквиваленте. Иными словами, мы констатировали двузначные цифры роста. В феврале 2020  года мы провели опрос среди владельцев компаний о том, каким они видят перспективы 2020 года. Учитывая то, что это было еще до пандемии, все были оптимистично настроены и отмечали очень позитивные перспективы. Уточню, что мы опрашивали, как правило, владельцев крупных и средних компаний.

Потом, когда неожиданно началась пандемия, появилось требование о частичном или полном закрытии компаний. И хотя многие производства продолжали работать и отгружали продукцию, возникла большая доля неопределенности на ближайшее будущее. Мы это заметили по индексу предпринимательской уверенности (ИБК), который составляем каждый месяц. И с февраля прослеживались довольно панические настроения бизнеса. Данные внезапно рухнули вниз, продемонстрировав, что предприниматели не уверены в хорошем исходе года. Но уже сейчас, в преддверии конца года, могу отметить, что есть все предпосылки к росту по сравнению с 2019 годом.

— Относится ли это только к сильным игрокам — крупным и средним компаниям?

— Скорее всего, да. По моим ощущениям, сильные участники рынка из-за пандемии стали еще более сильными, поскольку структуры деятельности и продаж у них были налажены. Тогда как маленькие компании, которых мы часто называем «гаражники», чувствовали себя не очень хорошо.

— Какие решения и меры принимали компании по сохранению бизнеса и производства продукции?

— В основном речь идет о проектных отгрузках, которые были заложены еще в 2019 году. На них был спрос, и несмотря на пандемию, эти проекты должны были завершиться. Отмечу, что в то время появился большой спрос на поставку светильников в 16 госпиталей Минобороны РФ — там были почти рекордные сроки строительства и жесткие временные рамки поставок. Их могли выполнять только те компании, в которых были очень хорошо налажены производственные процессы, поскольку в рамках этих проектов нельзя было задерживать продукцию ни на один день. Транспортировка продукции велась по системе Just-in-Time — то есть в точно запланированное время для скорейшей установки.

К слову, в это же время увеличился и импорт бактерицидных ламп — по нашим подсчетам, в 2 раза. Именно пандемия серьезно повлияла на рынок бактерицидных облучателей: то, что раньше применялось исключительно в больницах и других учреждениях для обеззараживания помещений, в этом году стало нормой практически для любого типа помещений. Пандемия вызвала огромный спрос на этот вид светотехнической продукции.

Кроме того, отмечу еще одну тенденцию. Дело в том, что в РФ производили небольшие количества ультрафиолетовых ламп из импортного увиолевого стекла. И в этом году известная мировая компания локализовала свое производство в России на заводе в Смоленске и с июня запустила массовое производство ультрафиолетовых ламп. По состоянию на октябрь 2020 года производство в Смоленске выпускает порядка миллиона ультрафиолетовых ламп в месяц. Помимо этого, в феврале 2021 года планируется запуск печи для производства увиолевого стекла, то есть линии, которая завершит полный процесс локализации производства ультрафиолетовых ламп. Причем поставки будут вестись как внутри России, так и на экспорт — объемы производства позволят это сделать. Естественно, это позволит сократить импорт такой продукции.

— Какие направления отрасли сейчас наиболее актуальны и имеют спрос?

— Самое актуальное — бактерицидное, которые все еще имеет высокий и длительный спрос. Второе направление — «российские» светодиоды. Поясню: для того чтобы получить статус светильника, произведенного в РФ, надо обязательно использовать отечественные светодиоды. В этом направлении у нас проблемы, так как до 2019 года в стране не было массового производства светодиодов. С началом развития темы импортозамещения, в том числе и по светотехнике, которая регламентируется постановлениями Правительства РФ, определенными нормативными документами Минпрома и официальными требованиями государственных закупок, постепенно возник большой спрос на российские светодиоды. Было создано СП БЛ Групп-Клевер (бывший Оптоган) и ожидается запуск производства светодиодов, которые получат статус российских. Это предприятие рассчитывало стать монополистом на отечественном рынке, но в октябре 2020 года стало известно, что компания «Световые Технологии» тоже планирует старт такого производства. И еще несколько игроков рынка заявили о таких намерениях в РФ.

— А как вы прокомментируете такое одновременное планирование открытия сразу нескольких производств в РФ?

— Производство светодиодов — достаточно большой процесс, начинающийся с выращивания чипов (светодиодных кристаллов), которого в России нет и вряд ли будет. Так вот, кристаллы покупаются в Китае, затем привозятся в РФ, кристалл помещается в корпус, к нему подводятся электрические контакты и все это заливается люминофором. Этот светодиод устанавливается на плату и далее — в лампочку или светильник. Процесс упаковывания светодиода в корпус не очень сложен технологически, и он скоро будет осуществляться и в России. Государство обеспечивает спрос на такую продукцию, а компании реагируют на него, локализуя выпуск продукции в нашей стране.

— Насколько экономически выгодно самим компаниям открывать такие производства?

— Экономическая выгода диктуется спросом. Производство можно организовать по-разному: чем более масштабное у вас производство, тем меньше расходов будет на выпуск единицы продукции. Таким образом, мелкие производства открывать просто невыгодно.

Возвращаясь к направлениям, которые имеют спрос, отмечу также потенциально хороший сегмент рынка для развития — улично-дорожные светильники. Потому что этот рынок все еще потребляет большое количество традиционных источников света. Ламповых светильников закупается относительно много. К примеру, в сегменте улично-дорожного освещения доля светодиодных светильников составляет 80%, а традиционных ламповых — 20%. Для понимания: в административно-офисном освещении доля светодиодных светильников уже 97%! В сегменте ЖКХ все еще очень большая доля традиционных светильников, по моему мнению, поскольку в этой области нет жестких требований к освещению, и там дешевле устанавливать традиционные ламповые светильники.

В ближайшей перспективе будет также активно развиваться сегмент агрофотоники: сейчас большое количество теплиц использует традиционные источники света  — натриевые лампы. Но в ближайшие пять лет состоится перевод тепличных хозяйств на светодиодные светильники, так как они дают существенный выигрыш в эффективности процесса выращивания.

Кстати, серьезным спросом начали пользоваться системы автоматизации со светодиодными элементами. То есть если раньше заказчики предпочитали использовать светодиоды только в целях экономии электроэнергии, то сейчас взрывной рост пошел на системы управления и автоматизации зданий, а также системы управления, которые позволяют программировать различные сценарии освещения. Жилой сектор мы не отслеживаем, хотя там тоже растет спрос на такие технологии, как «умный дом», даже если пока это не массовое явление.

— Какие ожидания высказывают участники рынка?

— Пока достаточно осторожные. Светотехника — бизнес, который связан со строительством и реконструкцией объектов. Предварительные результаты оценки рынка показывают, что, несмотря на пандемию, год будет неплохим для отрасли. Но этот результат еще обусловлен тем фактом, что проекты, которые были заложены еще в 2019 году, в этом году реализовывались и по ним велась поставка оборудования.

Если в 2020 году строительство и реконструкция серьезно «просядут», то это вызовет проседание рынка светотехники в 2021 году. Надежда только на государство: если оно будет инвестировать в инфраструктурные проекты по строительству дорог, портов и аэропортов, это может поддержать светотехническую отрасль.

И потом, одна из серьезных российских проблем — освещенность улично-дорожной сети. Если в Москве и Петербурге мы видим 100-процентную освещенность дорог, то на Дальнем Востоке есть города, где освещено всего 40% — 50% дорог. А это приводит к большему количеству ДТП с серьезными последствиями. И над этим стоит подумать.


Светотехника, Светодиоды ,

Светотехника обретает новый спрос в условиях пандемии Код PHP" data-description="В текущем году появился непрогнозируемый спрос на продукцию отдельных направлений светотехнической отрасли. Бактерицидные и ультрафиолетовые лампы перестали быть просто источниками света — они теперь играют роль одних из самых действенных средств защиты помещений от инфекции. " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/403/6749740.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/964/96419ec4dbef23196881b2fa54a867df.jpg" >

Похожие Свежие Популярные