16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/402/5571343.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 22 (402) ноябрь 2020 года

Порядок с источниками данных - цифровизация российской энергетики

Автоматизация и ИТ Евгений ГЕРАСИМОВ 188


Осовременивание российской энергетики идет полным ходом. Реализуются различные программы: и проекты «Цифровая энергетика», и «Цифровая экономика», частью которой является энергетическая промышленность, а также инициативы по модернизации ТЭКа.

С точки зрения нововведений энергетика всегда была интересной отраслью. С одной стороны, она одна из самых консервативных экономических отраслей с огромным количеством наследуемых информационных и технологических систем. С другой, энергетические предприятия — системообразующие и, конечно, следуют за российскими экономическими трендами. Тем не менее абсолютно точно, что энергетика — это особенно большие объемы обработки информации. И именно эту область можно считать своеобразной «Ахиллесовой пятой» отрасли. Для чего необходим порядок в информационных системах на предприятиях энергетики и как его навести — рассказывает директор по отраслевым решениям компании КРОК в энергетике Алексей Борисов.


Корпоративные информационные системы

Корпоративные информационные системы растут вместе с предприятием. Так, в энергетических компаниях есть много разрозненных ИТ-систем, которые внедрялись в 2000-2010-х годах. Эти системы между собой не всегда взаимодействуют и порой дублируют друг друга. Все это превращает ИТ-ландшафт в пестрое и неоднородное полотно, а не связанные друг с другом системы и изолированная в них информация снижают управляемость бизнеса, становятся причиной падения производительности труда и роста операционных затрат.

Зачастую различные функциональные подразделения или департаменты холдинговых энергетических компаний пользуются в своей работе данными относительно работы дочерних обществ из различных внутренних источников. И сплошь и рядом случается, что в разных информационных системах в отношении одного и того же объекта может храниться разная информация. А при передаче из одной системы в другую — она может искажаться.

Это могут быть данные по отпуску электро- и теплоэнергии, показатели топливоиспользования, сведения о режимах работы оборудования, информация о техническом обслуживании и ремонтах и многие другие технологические показатели. Несоответствие появляется потому, что для каждого типа информации не определен свой «мастер-источник» и владелец этой информации, то есть источник, в котором информация является верифицированной и не подлежит несанкционированному изменению. Так, некоторые учеты в энергетических компаниях до сих пор ведутся в Excel-файлах. Такие файлы не защищены, в них не видна история изменений, а это важно при актуализации и сверке информации.

Приведу жизненный пример: в одной информационной системе указываются потери электроэнергии при передаче, в другой — просто в разделе потери также указана величина потерь, выраженная в числовом виде без указания типа этих потерь. Цифры в обеих системах разные, и в итоге у сотрудников компании уходит немало времени, чтобы выяснить, что в одной системе указаны суммарно технические и коммерческие потери, а в другой — только коммерческие. В случае, если сотруднику нужны значения только технических потерь, — он потратит очень много времени, чтобы разобраться, где находится та информация, которая ему нужна. И может даже оказаться, что необходимое ему значение есть только в третьей системе.

Заглядывая в будущее, это явление может стать настоящим потолком в развитии отрасли. Например, чтобы получить качественный результат от ИИ и правильно обучить нейросеть, нужны данные. Получить их можно с помощью интеграционных решений, которые объединят информационные потоки со всех слоев ИТ-ландшафта — от низов и MES-систем до бэк-офисных систем компании. И важно приступать к объединению уже чистых и верифицированных данных. Сейчас такой уровень зрелости ИТ-ландшафта есть у немногих отраслевых лидеров.


Создание единого информационного пространства

Какой же выход из этой ситуации может быть? Мы предлагаем двигаться в направлении создания единого информационного пространства. Это подход, когда для начала проводится аудит и выявляются так называемые «мастер-системы» данных — системы, информацию из которых можно брать как эталонную, то есть единственно верную. А затем при помощи стека ИТ-решений «увязывать» данные из различных систем — как производственных, так и операционно-учетных — между собой. В результате это позволит не только навести порядок в существующем «зоопарке» многочисленных ИТ-систем предприятия, но и настроить сквозной обмен информацией между ними на всех уровнях взаимодействия.

Единое информационное пространство — это концепция тотального порядка во внутренних информационных системах предприятия. Порядок невозможно навести по щелчку пальца, процесс может занять довольно много времени, однако результаты такой ревизии оборачиваются прямыми экономическими выгодами.

Среди плюсов создания единого информационного пространства:
  • Экономия человеческих ресурсов и высвобождение потенциала. Как упоминал ранее, «ручная» сверка и поиск верной информации отнимает у сотрудников значительное время. При существовании «мастер-системы», к которой можно обратиться и быть уверенным, что получишь корректную информацию, ручной труд сокращается кратно.
  • Отсев ненужных информационных систем. Проведя аудит, может выясниться, что в каких-то системах отражена полная информация, а в каких-то она дублируется и немного дополняется. В результате вполне можно перенести всю информацию в одну систему и попросту отказаться от эксплуатации «лишней», тем самым сэкономив бюджет.
  • Повышение точности прогнозирования деятельности предприятия. На основе корректной информации, соответствующей действительности, появляется возможность повышать качество аналитики и планирования.
  • Наконец, создание ситуационно-аналитических центров (САЦ). Прежде всего это место, куда в режиме реального времени стекается значимая для предприятия информация, САЦ особенно важны для предприятий непрерывного цикла. Это не только экраны, на которых представлены дашборды и графики, но и программное обеспечение и целый комплекс контрольно-измерительных устройств. Все это позволяет отслеживать работу оборудования, инженерных или других систем и при необходимости быстро принимать решения. Сложно поспорить, что крайне важно, чтобы эти графики строились на основе точной информации.
Помимо глобальных эффектов от создания единого информационного пространства, можно также выделить и индивидуальные. Например, для генерирующих предприятий, бизнес-процессы которых завязаны на промышленность, актуальны проблемы «энергетического баланса». Для этого необходимо четкое и прозрачное соотношение расходной и приходной частей и тонкая настройка этих процессов. Задача единого информационного пространства — объединить «производственный» уровень предприятия с уровнем, на котором происходит передача энергии в сеть.

Сетевым компаниям, осуществляющим «логистическую» функцию, важно иметь четкое представление о потерях энергии при транспортировке, чтобы минимизировать их. Для потребителей потери отрицательно сказываются на качестве электроснабжения, а для энергопредприятий — на их экономике. Можно сказать, что энергопотери негативно отражаются на функционировании всей системы электроснабжения.

Бизнес-процессы сбытовых компаний больше схожи с ритейлом, так как их деятельность связана непосредственно с продажей электроэнергии. На российском энергетическом рынке сбытовые компании осуществляют деятельность по приобретению электроэнергии на оптовом или розничном рынке и продаже ее в розницу. Эти компании подчинены требованиям по учету потребляемой электроэнергии, для них важно четкое взаимодействие с контрагентами, а также отлаженные бухгалтерские процессы в части сведения баланса.


Процесс запущен

В сухом остатке отмечу, что, как и большинство капиталоёмких отраслей экономики, энергетика исторически менее подвержена информатизации, но процесс запущен и движется вперед. Грамотно организованная цифровизация приносит предприятиям ощутимый экономический эффект, что по сути и способствует ее повсеместному распространению. Цели цифровизации (как и бизнеса энергетических предприятий, к слову говоря) — снижение производственных издержек, ускорение вывода на рынок новых продуктов и сервисов, упрощение и оптимизация взаимодействия с участниками цепочки добавленной стоимости и, безусловно, повышение доходности бизнеса. Однако прежде, чем цифровизировать процессы — эти самые процессы для начала необходимо отладить. То же самое касается и информационных систем, и создание единого информационного пространства — это базовый шаг на пути к повышению управляемости и росту капитализации энергетического бизнеса.


Информационные технологии, Цифровизация, Модернизация в энергетике,

Порядок с источниками данных - цифровизация российской энергетики Код PHP" data-description="<span style="font-size: 14pt;"><br> </span><span style="font-size: 14pt;">Осовременивание российской энергетики идет полным ходом. Реализуются различные программы: и проекты «Цифровая энергетика», и «Цифровая экономика», частью которой является энергетическая промышленность, а также инициативы по модернизации ТЭКа.<br> </span><span style="font-size: 14pt;"><b" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/402/5571343.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/be9/be9c387b19cdf0447c29c0a98dfa492f.jpg" >

Похожие Свежие Популярные