16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/400/3262168.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 20 (400) октябрь 2020 года

Электромобили: Будет инфраструктура — будет и спрос

За первые 6 месяцев 2020 года рынок электромобилей в России вырос на 45,7% по сравнению с первым полугодием 2019 года. Несмотря на такую впечатляющую динамику, в абсолютных цифрах этот показатель смотрится не так эффектно: по данным аналитического агентства «Автостат», на 1 июля 2020 года в России насчитывалось всего 7 925 легковых автомобилей.

Теоретически развитие данного рынка может оказаться неплохим подспорьем не только для экологии, но и для энергетики: согласно расчетам ПАО «Россети», при условии, если электрокары займут 3–4% российского автопарка, годовое потребление электроэнергии может вырасти на 8–9 млрд кВт*ч. Однако в настоящее время электромобили занимают лишь около 0,02% рынка.


Замкнутый круг

Еще в 2014 году ПАО «Россети» была представлена всероссийская программа развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта, основанная в том числе на Комплексном плане мероприятий поддержки производства и использования экологически чистого транспорта. Согласно программе, массовое внедрение электротранспорта было запланировано на 2015–2020 гг. Кроме того, в этот же период предполагалось развитие зарядной инфраструктуры в Санкт-Петербурге, Ярославле, Калуге, Краснодаре, Екатеринбурге и других городах. Общее количество зарядных станций в регионах, которые должны были быть построены, достигало нескольких сотен. На сегодняшний день даже этих показателей достигнуть не удалось.

«За последние 5 лет рынок электромобилей не получил существенного развития по нескольким причинам, — поделилась мнением председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева. — Во-первых, в течение этого периода были отменены льготы на таможенные пошлины для ввоза электрокаров в Россию. Концерны — производители электромобилей тогда просто не успели выйти на рынок. В 2014 году в России было зарегистрировано не более 700 электрокаров. Во-вторых, производители заходили на наш рынок с еще меньшей охотой чем сейчас, поскольку несколько лет назад зарядной инфраструктуры не было практически никакой. И тогда возник замкнутый круг. Производители не хотели продавать автомобили, поскольку не было инфраструктуры, а потенциальные строители зарядных станций резонно спрашивали: «Зачем нам ставить зарядные станции, если будет некого заряжать?»

При этом, по словам Ии Гордеевой, сегодня в определенных сегментах спрос на новые электрокары превышает предложение. В частности, электромобилями интересуется малый бизнес, однако производители по-прежнему не спешат на российский рынок.

«Предпринимателей интересуют новые машины, а большая часть электрокаров на рынке — подержанные авто, — рассказала Ия Гордеева. –Только у нас в ассоциации уже лежит около 2 тысяч заявок от бизнеса, в основном из Москвы и Санкт-Петербурга. Люди готовы подписать соглашения о сотрудничестве. Но в любом иностранном концерне по производству электрокаров, куда мы обращаемся, получаем один ответ: «Пока нам проще торговать с Европой: там есть развитая зарядная инфраструктура, существенные стимулирующие меры поддержки для владельцев электрокаров».


«Классические» препятствия

По мнению экспертов, неразвитость электротранспорта объясняется и объективными факторами, на которые ориентируется потребитель. Прежде всего — стоимостью электрокаров по сравнению с обычным авто с ДВС.

«Даже новый китайский автомобиль JAC, который позиционируется как самый доступный, стоит от 2,5 млн рублей, — приводит пример руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов. — Поэтому, если мы говорим об автомобилях, работающих не на нефтяном топливе, те же «метановые» машины пока перспективнее чем электрокары».

При этом специалисты отмечают, что в процессе эксплуатации электромобили окупаются на 65–70% быстрее, чем машины с бензиновым двигателем за счет меньшей стоимости электроэнергии, а также экономии на расходных материалах и сервисных процедурах. Однако большинство потребителей пока не готово для «долгосрочных инвестиций».

«В России существует ряд региональных привилегий для владельцев электрокаров, — подчеркивает Ия Гордеева. — Например, бесплатные парковки (Москва и Санкт-Петербург), отмена транспортного налога (Москва, Московская область, Ульяновск, Калининград). Несмотря на это, многие покупатели, как правило, не хотят оплачивать разницу между бензиновым и электромобилем, а потом ждать на протяжении нескольких лет пока она окупиться».

Второй фактор — слаборазвитая зарядная инфраструктура. На данный момент в стране действуют около 250 электрозарядных станций (ЭЗС), которых явно недостаточно для ощутимого развития рынка электрокаров. В начале октября в «Росетях» уже заявили о том, что к 2024 году, в рамках программы «30/30», в 30 крупных городах страны и на 30 наиболее используемых автомагистралях планируется установить 1000  ЭЗС. При этом в компании подчеркнули, что готовы к сотрудничеству с частным бизнесом в плане строительства зарядных станций.


Точки роста

Вместе с тем пока непонятно, заинтересуется ли частный бизнес таким направлением, как ЭЗС, и насколько выгодно оно окажется для самих «Россетей»: взрывного спроса на электрокары, как, например, в Европе, эксперты не ждут и в прогнозах осторожны.

«На наш взгляд, продажи будут расти, но небольшими темпами, — прогнозирует Азат Тимерханов. — По итогам 2020 года рост рынка новых электрокаров может составить 10–15%, это около 400 автомобилей. В 2021 году рассчитывать на что-то большее тоже вряд ли стоит. Что касается рынка «бэушных» электромобилей, то суммарно за 2020 год мы ожидаем роста в 50% — то есть примерно до 5 тысяч».

Говоря о наиболее перспективных сегментах рынка, специалисты сходятся во мнении, что в приоритете останется локализованный транспорт, то есть «привязанный» к одному маршруту в рамках определенной территории. Разумеется, при наличии зарядной инфраструктуры.

«Все зависит от конкретного региона, — комментирует Ия Гордеева. — Если мы берем богатый регион, например Москву и Московскую область, то там есть возможности для поддержки и развития общественного электротранспорта; более того, в столице этим уже занимаются и на данный момент там работает 490 электробусов. Такой дорогой проект могут позволить себе очень немногие субъекты РФ, поэтому какой-то существенной динамики в сегменте «общественный транспорт» мы не ожидаем. Наиболее перспективным может оказаться сегмент мелких коммерческих перевозок (такси, каршеринг, службы доставки), поскольку здесь электромобили будут окупаться быстрее за счет большего пробега. Будем надеяться, что заявленная программа «Россетей» будет реализована — тогда появится и спрос».


Собственное производство пока не получается

Рынок электрокаров в России продолжает быть исключительно импортным. Как известно, в мае этого года были введены нулевые таможенные ставки на ввоз электромобилей, которые будут действовать до конца 2021 года. Однако попытки произвести в стране собственный электрокар уже были.

Например, несколько лет назад АвтоВАЗ начал выпускать электрическую модель Ellada на базе универсала Lada Kalina, однако в связи с низкой рентабельностью проект был закрыт. Последний год идут активные разговоры о бюджетном, стоимостью около 500 тыс рублей, электромобиле «Зетта» (кстати, тоже проект из города Тольятти, но частный, а не АвтоВАЗа). Правда, до сих пор проект пока так и не завершен, даже несмотря на субсидии Минпромторга и Фонда развития моногородов…

В начале октября поклонников электрокаров могла порадовать еще одна новость из Республики Адыгея: местной компанией было получено право на массовый выпуск электромобилей. На базе завода «Ардерия» был собран электрический микроавтомобиль «Ардерия ТС2» — первая в России машина в классе микроэлектроавтомобилей, которая прошла все испытания в соответствии с техническим регламентом, официально зарегистрирована в ГИБДД и получила номера. Сейчас в работе сборка первой опытной партии. Как сообщил создатель автомобиля – руководитель регионального отделения Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Алексей Торопов, «автомобили пройдут тестирование в Адыгее и будут предназначены для патрульно-постовой службы». Видимо, о массовом выходе на рынок речь не идет.

Электромобили,

Электромобили: Будет инфраструктура — будет и спросКод PHP" data-description="За первые 6 месяцев 2020 года рынок электромобилей в России вырос на 45,7% по сравнению с первым полугодием 2019 года. Несмотря на такую впечатляющую динамику, в абсолютных цифрах этот показатель смотрится не так эффектно: по данным аналитического агентства «Автостат», на 1 июля 2020 года в России насчитывалось всего 7 925 легковых автомобилей.<br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/400/3262168.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/35c/35cec076041d5d4870c76abf329d404f.jpg" >

Похожие Свежие Популярные