16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/40/2734.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 12 (40) декабрь 2003 года

Внимание, старт!

Давно замечено, что после долгой езды по сухой асфальтированной дороге расход топлива значительно снижается – до 80-85% от обычного. Объяснить это только влиянием внешних факторов (например, равномерным движением) не удавалось, поскольку расходомеры отмечают экономию топлива не только на стационарных, но и на переходных режимах работы двигателя. Установлено, что причина – электростатические заряды на корпусе автомобиля, деталях и узлах топливной аппаратуры: они воздействуют и на топливо. Оказалось, что электризация топлива значительно снижает силы поверхностного натяжения капель в распылительных устройствах карбюратора.

Однако статическое электричество вредно и людям, и деталям (электрокоррозия, искровые пробои). Поэтому иногда на машины устанавливают антистатики – полосы токопроводящей резины или металлические цепочки.

Мы решили электризовать только топливо. Поначалу изготовили и опробовали различные устройства для ионизации топлива, подобные ионизаторам воздуха для ДВС. Источником высокого напряжения была катушка зажигания, а затем и более мощные высоковольтные преобразователи и умножители напряжения, основа которых – телевизионные и рентгеновские блоки. Испытания, однако, показали, что, в отличие от ионизации воздуха и электростатической обработки топлива, воздействие на топливо током дает незначительный эффект. В частности потому, что ток влияет на топливо лишь на отдельном небольшом участке, например – внутри топливного шланга, а не по всей системе питания ДВС. Тем не менее, отдельные предприятия освоили выпуск «шланговых ионизаторов» топлива.

После различных доработок и модернизаций ионизаторов в лаборатории автоматики Рязанской ГСЮТ, совместно с кафедрой ДВС Рязанского военно-автомобильного института мы решили создать мощное устройство, такое, чтобы люди и машина не подвергались воздействию статического электричества.

Адъюнкт кафедры ДВС В. Татарнов изготовил и собрал испытательный стенд, где топливный насос гнал бензин сквозь съемные кассеты с материалами, диэлектрическая проницаемость которых была выше, чем у топлива. Материалы в кассетах подобрали так, что эта проницаемость возрастала от входа к выходу. Стало быть, при движении бензин трибоэлектризовался, получал значительный электростатический заряд. После этого измерительные приборы зафиксировали на средних и больших оборотах ДВС экономию топлива 12-15 %, что в 3-4 раза превышает результаты воздействия «шланговых ионизаторов». При этом трибоэлектрические кассеты еще и фильтруют топливо.

Однако на низких оборотах ДВС скорость движения топлива в кассетах снижается, поэтому уменьшается и электризация бензина. Кроме того, на корпус автомобиля все-таки попадают электростатические заряды. Поэтому мы сконструировали малогабаритный и мощный электростатический генератор «СТАРТ-1» для обработки жидкого топлива. Прибор имеет ротор и статор из диэлектрических материалов, причем у статора электропроницаемость выше, чем у топлива. Бензин прогоняют в тонком зазоре между ротором и статором, подвергают сильнейшему воздействию электростатического поля. В результате изменяются физические свойства не только топлива, но и примесей: конденсата, тяжелых смолистых фракций и механических загрязнений. Примеси легко удаляются из топлива в отстойник кулоновскими силами вытягивающего электрода.

Так удалось защитить топливную аппаратуру автомобиля от коррозии, засмоления и засорения. Но главное – экономия топлива на установившихся режимах достигла 15%. Поскольку электростатический генератор мы подключили к оси штатного электродвигателя автомобильного вентилятора, то скорость вращения ротора не зависит от оборотов ДВС.

Осталось устранить появление статических зарядов на корпусе автомобиля и его деталях. Для этого положительный и отрицательный выходы электростатического генератора подсоединили к первой диагонали высокоомной мостовой схемы, а вторую диагональ моста включили между корпусом автомобиля (масса) и поверхностью дороги с помощью полоски токопроводящей резины. Испытания вели при всех погодных условиях на дорогах с различными покрытиями, но особенно внимательно – в жаркие и сухие летние дни, когда не только наш генератор, но и сам автомобиль становится источником электростатического электричества.

Ни обычные, ни электронные электроскопы не зафиксировали появления опасных зарядов на массе автомобиля.

Суть изобретения (оно запатентовано) в том, что одним из резисторов мостовой схемы служит оптрон.

Блок компенсации статического электричества генератора «СТАРТ-2» может быть использован на любом транспортном средстве для ликвидации вредных электрических зарядов.

Ценность предложенного устройства этим не ограничивается. Оказалось, что у топлива, которое прошло через тонкий зазор в генераторе, стабилизируется температура. Это особенно важно зимой: не будет пробок загустевшего топлива, не обледенеет топливная аппаратура. А летом не будет паровых пробок в топливной аппаратуре. Все это в совокупности с удалением из топлива при стабильной температуре механических примесей, смолистых отложений, конденсата и водных эмульсий значительно снижает износ деталей ДВС и топливной аппаратуры, уменьшает расход топлива и токсичность выхлопных газов.

Кроме стендовых испытаний, «СТАРТ-2» прошел дорожную проверку на автомобиле «Москвич-412». Как в самые жаркие и сухие летние дни, так и в холодную и сырую осень мы не знали забот с карбюратором и топливной аппаратурой.

Разработано и устройство «СТАРТ-3». Оно исключает недостаточную или избыточную электризацию топлива и пробои его пленки электростатическими зарядами.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 12 (40) декабрь 2003 года:

  • Германия: В Германии закрылась первая атомная электростанция

    В Германии 14 ноября закрылась первая атомная электростанция в г. Штад на севере страны. В 2005 г., после того как отработанное ядерное топливо с этой станции будет отправлено на переработку во Францию, должен начаться демонтаж станции, который, как ожидается, продлится 12 лет. Ожидается, что в течение 20 лет в Германии прекратят работать все АЭС. Закрытие атомных станций производится в ФРГ в соответствии с соглашением между правите...

  • Мир при Харьяге

    Российское правительство решило помириться с французской компанией TotalFinaElf, инвестором разрабатываемого на условиях СРП Харьягинского месторождения. Чиновники не будут требовать от нефтяников уплаты в бюджет $48,5 млн., а те отзовут из Стокгольмского суда иск к правительству. Судьба этой договоренности теперь зависит от губернатора Ненецкого автономного округа Владимира Бутова. ...

  • Снова на острове Каменка светло

    Двое суток комплексная бригада энергетиков из 18 человек восстанавливала подводный кабель, который "питает светом" дома жителей трех небольших деревень на острове Каменка Печорского района. ...

  • Китай: Уголь в структуре энергопотребления Китая останется основным энергоносителем

    Доля угля в структуре энергопотребления Китая за последнее десятилетие значительно снизилась, однако в ближайшем будущем он останется основным энергоносителем. Об этом свидетельствуют данные, обнародованные на проходившем в Пекине симпозиуме по вопросам стратегии и реформы энергетической отрасли КНР. Согласно статистике, доля угля сократилась с 76,2% в 1990 году до 66,1% в 2002 году, а к 2020 году она должна составить около 60%. По ...

  • ЭлектроТехноЭкспо-2003

    С 3 по 6 ноября 2003 года на ВВЦ прошла вторая специализированная выставка «ЭлектроТехноЭкспо-2003». В выставке и научной программе, проведенной в ее рамках, приняло участие более 240 компаний из 20 стран мира. Более 70% участников «ЭлектроТехноЭкспо-2003» составили российские компании, 80% из которых – непосредственно производители. Наряду с российскими участниками и компаниями из стран СНГ в «ЭлектроТехноЭкспо-2003» участвовали фирм...