16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/40/2734.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 12 (40) декабрь 2003 года

Внимание, старт!

Давно замечено, что после долгой езды по сухой асфальтированной дороге расход топлива значительно снижается – до 80-85% от обычного. Объяснить это только влиянием внешних факторов (например, равномерным движением) не удавалось, поскольку расходомеры отмечают экономию топлива не только на стационарных, но и на переходных режимах работы двигателя. Установлено, что причина – электростатические заряды на корпусе автомобиля, деталях и узлах топливной аппаратуры: они воздействуют и на топливо. Оказалось, что электризация топлива значительно снижает силы поверхностного натяжения капель в распылительных устройствах карбюратора.

Однако статическое электричество вредно и людям, и деталям (электрокоррозия, искровые пробои). Поэтому иногда на машины устанавливают антистатики – полосы токопроводящей резины или металлические цепочки.

Мы решили электризовать только топливо. Поначалу изготовили и опробовали различные устройства для ионизации топлива, подобные ионизаторам воздуха для ДВС. Источником высокого напряжения была катушка зажигания, а затем и более мощные высоковольтные преобразователи и умножители напряжения, основа которых – телевизионные и рентгеновские блоки. Испытания, однако, показали, что, в отличие от ионизации воздуха и электростатической обработки топлива, воздействие на топливо током дает незначительный эффект. В частности потому, что ток влияет на топливо лишь на отдельном небольшом участке, например – внутри топливного шланга, а не по всей системе питания ДВС. Тем не менее, отдельные предприятия освоили выпуск «шланговых ионизаторов» топлива.

После различных доработок и модернизаций ионизаторов в лаборатории автоматики Рязанской ГСЮТ, совместно с кафедрой ДВС Рязанского военно-автомобильного института мы решили создать мощное устройство, такое, чтобы люди и машина не подвергались воздействию статического электричества.

Адъюнкт кафедры ДВС В. Татарнов изготовил и собрал испытательный стенд, где топливный насос гнал бензин сквозь съемные кассеты с материалами, диэлектрическая проницаемость которых была выше, чем у топлива. Материалы в кассетах подобрали так, что эта проницаемость возрастала от входа к выходу. Стало быть, при движении бензин трибоэлектризовался, получал значительный электростатический заряд. После этого измерительные приборы зафиксировали на средних и больших оборотах ДВС экономию топлива 12-15 %, что в 3-4 раза превышает результаты воздействия «шланговых ионизаторов». При этом трибоэлектрические кассеты еще и фильтруют топливо.

Однако на низких оборотах ДВС скорость движения топлива в кассетах снижается, поэтому уменьшается и электризация бензина. Кроме того, на корпус автомобиля все-таки попадают электростатические заряды. Поэтому мы сконструировали малогабаритный и мощный электростатический генератор «СТАРТ-1» для обработки жидкого топлива. Прибор имеет ротор и статор из диэлектрических материалов, причем у статора электропроницаемость выше, чем у топлива. Бензин прогоняют в тонком зазоре между ротором и статором, подвергают сильнейшему воздействию электростатического поля. В результате изменяются физические свойства не только топлива, но и примесей: конденсата, тяжелых смолистых фракций и механических загрязнений. Примеси легко удаляются из топлива в отстойник кулоновскими силами вытягивающего электрода.

Так удалось защитить топливную аппаратуру автомобиля от коррозии, засмоления и засорения. Но главное – экономия топлива на установившихся режимах достигла 15%. Поскольку электростатический генератор мы подключили к оси штатного электродвигателя автомобильного вентилятора, то скорость вращения ротора не зависит от оборотов ДВС.

Осталось устранить появление статических зарядов на корпусе автомобиля и его деталях. Для этого положительный и отрицательный выходы электростатического генератора подсоединили к первой диагонали высокоомной мостовой схемы, а вторую диагональ моста включили между корпусом автомобиля (масса) и поверхностью дороги с помощью полоски токопроводящей резины. Испытания вели при всех погодных условиях на дорогах с различными покрытиями, но особенно внимательно – в жаркие и сухие летние дни, когда не только наш генератор, но и сам автомобиль становится источником электростатического электричества.

Ни обычные, ни электронные электроскопы не зафиксировали появления опасных зарядов на массе автомобиля.

Суть изобретения (оно запатентовано) в том, что одним из резисторов мостовой схемы служит оптрон.

Блок компенсации статического электричества генератора «СТАРТ-2» может быть использован на любом транспортном средстве для ликвидации вредных электрических зарядов.

Ценность предложенного устройства этим не ограничивается. Оказалось, что у топлива, которое прошло через тонкий зазор в генераторе, стабилизируется температура. Это особенно важно зимой: не будет пробок загустевшего топлива, не обледенеет топливная аппаратура. А летом не будет паровых пробок в топливной аппаратуре. Все это в совокупности с удалением из топлива при стабильной температуре механических примесей, смолистых отложений, конденсата и водных эмульсий значительно снижает износ деталей ДВС и топливной аппаратуры, уменьшает расход топлива и токсичность выхлопных газов.

Кроме стендовых испытаний, «СТАРТ-2» прошел дорожную проверку на автомобиле «Москвич-412». Как в самые жаркие и сухие летние дни, так и в холодную и сырую осень мы не знали забот с карбюратором и топливной аппаратурой.

Разработано и устройство «СТАРТ-3». Оно исключает недостаточную или избыточную электризацию топлива и пробои его пленки электростатическими зарядами.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 12 (40) декабрь 2003 года:

  • ЭлектроТехноЭкспо-2003

    С 3 по 6 ноября 2003 года на ВВЦ прошла вторая специализированная выставка «ЭлектроТехноЭкспо-2003». В выставке и научной программе, проведенной в ее рамках, приняло участие более 240 компаний из 20 стран мира. Более 70% участников «ЭлектроТехноЭкспо-2003» составили российские компании, 80% из которых – непосредственно производители. Наряду с российскими участниками и компаниями из стран СНГ в «ЭлектроТехноЭкспо-2003» участвовали фирм...

  • Так рождался полигон

    В начале 60-х годов, когда идея лазера - генератора мощного когерентного остронаправленного светового луча стала обрастать в физических лабораториях "железом" технических решений, появились надежды на создание оптических квантовых генераторов (ОКГ) большой мощности и энергии излучения (в те годы в отечественной литературе не поощрялся заимствованный из английского языка термин "лазер"). ...

  • Уникальный театр людей и машин на выставке "ЛЭП-2003"

    С 18 по 21 ноября промышленная группа "Уралинвестэнерго" принимала участие в специализированной выставке "Прогресс в проектировании, строительстве и эксплуатации электрических сетей - ЛЭП 2003", которая проходила в Москве во Всероссийском выставочном центре. В этом году посетителей открытой площадки холдинга "Уралинвестэнерго" ждал уникальный спектакль людей и машин. ...

  • Российский газ продали Китаю и Корее на 30 лет вперед

    В конце прошлой недели российская "РУСИА Петролеум", китайская CNPC и корейская Kogas утвердили в Москве международное технико-экономическое обоснование (МТЭО) строительства одного из самых протяженных в мире газопроводов с Ковыктинского месторождения. Однако участники проекта стоимостью $17 млрд. еще не договорились о цене российского газа, а сам трубопровод должен пройти недалеко от нефтяного маршрута Ангарск - Дацин, на который эколо...

  • Энергетика Дагестана - от плана ГОЭЛРО до наших дней

    Республика Дагестан является исторически сложившимся источником гидравлической энергии, располагает примерно одной третью всех гидроэнергетических ресурсов Северного Кавказа и обеспечивает нужды республики и соседних регионов. ...