16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/399/2120391.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 19 (399) октябрь 2020 года

Ставка на кадры

В условиях повышенной конкурентоспособности в сфере ТЭК, человеческий ресурс столь же ценен и важен для компаний как оптимизация производства и внедрение новых технологий.

Вопрос кадровой политики всегда остро стоял перед отраслью ТЭК. Дефицит квалифицированных инженерных и технических кадров, которые подготовили бы энергосообщество к модернизации генерирующих мощностей, в том числе переходу к цифровизации, не раз отмечался руководителями энергетических компаний и представителями Минэнерго.

В условиях высокой конкуренции на рынке труда, многие компании энергетического сектора чаще всего решают свои проблемы оптимизации численного состава двумя способами: привлекают в отрасль молодых перспективных специалистов и повышают компетенции штатных сотрудников в рамках корпоративной системы обучения.


Выгодный тандем науки и ТЭК

 — Наша страна стремительно меняется, в том числе и топливно-энергетический комплекс. Это цифровизация, умные сети, роботизация и даже совершенно новые способы подготовки кадров, — заявил заместитель Министра энергетики Российской Федерации Антон Инюцын в рамках Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов» в конце августа 2020 года.

За последние годы методы подготовки кадров для ТЭК сильно изменились. Раньше компании создавали штат специалистов узкой направленности, где каждый работник отвечает за конкретную операцию, но не имеет представления, что делает коллега. Сейчас наметилась иная тенденция. Отрасль нуждается в универсальных специалистах, которые по мере модернизации генерирующих мощностей предприятия, будут осваивать новые профессии, повышать квалификацию и вносить посильный интеллектуальный вклад в развитие компании.

В определенной степени, кадры становятся одним из локомотивов, который гарантировано приведет компанию к хорошему энергобудущему. Но начинать эту работу надо с профильных образовательных учреждений, которые ежегодно выпускают тысячи молодых специалистов.

 — Вся система, оказывающая образовательные услуги, в данный момент также находится в стадии трансформации. Вузы ищут свой путь развития. Нужно идти навстречу друг другу, — считает статс-секретарь заместитель Министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко.

Создание системы двусторонних партнерских отношений с отраслевыми учебными заведениями дает компаниям значительные преимущества перед конкурентами.

Андрей ЕпифановТак, «Россети Янтарь» активно взаимодействуют с 11 высшими и средними учебными заведениями Калининградской области, Москвы и Санкт-Петербурга. С каждым годом формы взаимовыгодного сотрудничества расширяются. Создаются совместные ресурсно-образовательные центры, учебно-методические комплексы для подготовки бакалавров и магистров, проводятся профориентационные мероприятия. Студенты на постоянной основе проходят практику в компании, на объектах электроэнергетики летом работает студотряд. Кроме того, работники «Россети Янтарь» читают лекции по ряду дисциплин в вузах и входят в состав Государственной аттестационной комиссии.

 — Благодаря тандему науки и электросетевой компании мы ликвидируем дефицит в высококвалифицированных специалистах, формируем кадровый резерв, а учебные заведения получают гарантии по трудоустройству своих талантливых выпускников, — считает руководитель «Россети Янтарь» Андрей Епифанов.


Комплексная работа с молодежью

Одной из особенностей современной системы образования остается низкая профессиональная грамотность выпускников. Вчерашние студенты обладают хорошими теоритическими знаниями, но при этом не знают, как их применить на практике. Поэтому работодатель вынужден на месте закреплять весь материал, который молодой специалист получил в профильном учебном заведении.

Однако существует иной подход. Так, Самарский научно-исследовательский и проектный институт нефтедобычи (часть корпоративного научно-проектного комплекса ОАО «НК «Роснефть») способствует трудоустройству наиболее перспективных и талантливых выпускников вузов-партнеров. Но главное — представители компании регулярно проводят оценку профессионально-технических компетенций учащихся.

Людмила ВалиулинаСовместно с университетами-партнерами компания участвует в мероприятиях по профессиональной ориентации. Среди таких встреч: День Роснефти в Казанском федеральном университете и VII Молодежный форум Приволжского федерального округа «iВолга 2.0». Также студенты приглашаются к участию в Региональных научно-технических конференциях молодых специалистов ООО «СамараНИПИнефть».

 — Действующие образовательные программы вузов постоянно совершенствуются с учетом требований к квалификации молодых специалистов нефтегазовой отрасли, — рассказывает заместитель генерального директора по персоналу и социальным программам, эксперт по этике ООО «СамараНИПИнефть» Людмила Валиулина. — Сегодня можно смело говорить о создании и эффективном функционировании системы партнерских отношений ООО «СамараНИПИнефть» с вузами различных регионов страны, способствующей трудоустройству наиболее перспективных и талантливых выпускников. В 2019 году 54 выпускника различных вузов стали работниками нашего института получили статус «молодых специалистов».


Непрерывное обучение

Специфика работы в ТЭК подразумевает непрерывный процесс обучения, в котором задействованы не только студенты и выпускники профильных учебных заведений, но и штатные сотрудники компаний. В то время как молодые специалисты закрепляют свои теоретические знания изучая производственные процессы, более опытный персонал проходит обучение по программам профильной направленности.

Так, система корпоративного обучения АО «Транснефть — Сибирь» обеспечивает непрерывность профессионального обучения всех работников предприятия. Компания выбрала несколько направлений реализации стратегии кадровой политики, среди которых регулярное повышение квалификации, посещение мастер-классов для обучающихся Тюменского нефтепроводного профессионального колледжа, освоение вторых или смежных профессий.

Елена Зяблова — Важное преимущество системы корпоративного обучения — совместная деятельность общества и образовательных организаций по разработке программ обучения практической отработке навыков. В результате «на выходе» мы получаем работника высокой квалификации, способного к скорейшей адаптации на предприятии, — рассказывает руководитель группы по подготовке и обучению персонала отдела кадров АО «Транснефть-Сибирь» Елена Зяблова.

Несколько иной подход к раскрытию кадрового потенциала персонала выбрали в «Россети Московский регион». В компании обучение персонала проводится в двух направлениях: во внешних образовательных организациях и на базе собственного Учебного центра. Основные направления: эксплуатация и ремонт электрооборудования, обслуживание приборов учета электроэнергии, пожарная безопасность, охрана труда и др. Значительную долю обученных составляет производственный персонал: в 2019 году  — 93% (4 422 человека), в 2018 году — 91% (4 009 человек).

 — Отмечу подготовку персонала «Россети Московский регион» по направлениям цифровой трансформации. Обучение направлено на развитие цифровых компетенций и изучение программных продуктов, которые уже прочно вошли в повседневную работу электромонтера. Так, в 2019 году профильными блоками совместно с Учебным центром по данным программам организована подготовка 7140 человек из числа работников Компании, — рассказывает заместитель генерального директора по работе с персоналом и административным вопросам «Россети Московский регион» Борис Рыбин.

Борис РыбинВ отличие от многих компаний сферы ТЭК работники «Россети Московский регион» развивают не только свои производственные навыки, но и личностные качества. Речь идет о системе дистанционного обучения (ДО) персонала и корпоративном учебном портале, позволяющих специалистам совершенствовать свои управленческие компетенции и навыки межличностного общения.

 — К началу 2020 года на портале в дистанционном формате было реализовано 25 учебных программ, по которым обучились 648 человек, по итогам первого полугодия 2020 года — 29 программ и 3042 обученных работника, — отмечает Борис Рыбин. — Система дистанционного обучения явилась для нас преимуществом, позволившим продолжить обучение персонала в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Несмотря на многообразие подходов к подготовке и раскрытию кадрового потенциала будущих и действующих специалистов ТЭК руководители энергокомпаний сходятся в одном: должен существовать комплексный подход в решении кадровой проблемы. Он заключается и в выстраивании двусторонних отношений с учебными заведениями, и в разработке программ лояльностей, которые бы мотивировали работника развивать свои профессиональные умения и навыки, и в формировании кадрового резерва и стратегий, направленных на удержание специалистов в отрасли. Лишь в этом случае можно говорить о готовности компаний к модернизации отрасли, одним из критериев которой станет наличие штата квалифицированных специалистов, готовых к трудностям и не боящихся их преодолевать.

Образование, обучение,

Ставка на кадрыКод PHP" data-description="В условиях повышенной конкурентоспособности в сфере ТЭК, человеческий ресурс столь же ценен и важен для компаний как оптимизация производства и внедрение новых технологий.<br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/399/2120391.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/342/342337b0daa374c807d9985d819b6ebf.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.