16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/398/804505.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 18 (398) сентябрь 2020 года

Фокус на экспортный потенциал

Энергомашиностроение Римма РЕМИЗОВА 388
Евгений Муратов, директор Департамента  станкостроения и инвестиционного машиностроения  Минпромторга РФ

Отрасль энергетического машиностроения характеризуется длительными производственными процессами. Поэтому, как утверждает директор Департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга РФ Евгений Муратов (на фото), даже в период максимальных ограничений предприятия энергомаша работали бесперебойно.

О том, как в ведомстве оценивают текущие тенденции в российском энергомашиностроении, Евгений Муратов рассказал в интервью газете «Энергетика и промышленность России».

– Каких показателей ожидается получить от отрасли по итогам 2020 года и какие меры поддержки предприятий разработаны на уровне Минпроторга РФ?

– В последние годы мы наблюдали стабильный рост в отрасли производства энергомашиностроения порядка 3‑5 % в год, а экспорт продукции составлял порядка 3‑4 % в год. По итогам 2020 года мы не видим тенденцию к снижению, что подтверждается данными за первое полугодие.

Этому способствует проводимая Минпромторгом РФ совместно с Минэнерго России работа по переориентации компаний топливно-энергетического комплекса (ТЭК) на продукцию российского производства. Основным инструментом здесь стали субсидии, компенсирующие затраты на создание пилотных партий высокотехнологичной продукции.

Так, с 27 июля по 3 августа 2020 года был проведен отбор заявлений, и в настоящее время ведется их обработка. В случае если кто‑то не успел подать заявки, то до конца года планируется проведение еще как минимум одного отбора.

Кроме того, 31 августа был завершен квалификационный отбор компаний, которые могут получить поддержку на транспортировку продукции по экспортным направлениям в 2021 году. Сумма поддержки для одной компании может составить до 500 млн рублей, но не должна превышать 11 % от стоимости поставленной продукции.

17 августа Минпромторг России запустил отбор компаний в Государственную информационную систему промышленности (ГИСП). В рамках этого инструмента можно получить поддержку для поставок продукции на экспортные рынки посредством привлечения кредитов на 4,5 %. Кредитные средства могут использоваться в качестве инвестиций в новое производство, модернизацию действующей линии и на иные финансовые инструменты, предназначенные для действующего производства.

Наше ведомство с привлечением Российского экспортного центра также возобновило механизм субсидирования в виде компенсации части затрат на сертификацию и омологацию (усовершенствование для соответствия стандартам) продукции на внешних рынках. Этот механизм предусматривает субсидирование части затрат на проведение испытаний в аккредитованных иностранных лабораториях, услуги по проведению инспекционных проверок, услуги получения документа об оценке соответствия, транспортировку, хранение и утилизацию образцов сертифицированной продукции.

Фонд развития промышленности запустил новую программу «Приоритетные проекты», когда заемное софинансирование должно быть направлены на импортозамещение, а также на локализацию и создание серийного производства конкурентоспособной на внешних рынках высокотехнологичной критически важной промышленной продукции. Сумма займа может составлять до 2 млрд рублей с процентной ставкой 1 %. В части энергомашиностроения данным механизмом могут воспользоваться производители турбин большой мощности и их комплектующих.

В настоящее время Минпромторг также продолжает работу по формированию перечня технологий, признаваемых современными, для заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИК). При этом предприятия энергомашиностроения уже подали ряд предложений в указанный перечень с помощью системы ГИСП.

Со своей стороны Департамент станкостроения и инвестиционного машиностроения поддержал включение в этот перечень технологии по изготовлению лопаток для энергетических газовых турбин большой мощности, а также газовых турбин мощностью до 2,5 МВт и установок на их основе.

– Есть ли механизм контроля за деятельностью и качеством продукции тех предприятий, которые получили льготы или целевое финансирование?

– Да. Если говорить о мерах гос-поддержки, то для каждой их них разрабатывается соответствующий нормативный документ, в который включаются положения о контроле целевого использования бюджетных средств, а также о соответствии показателей экономической эффективности.

– Национальные цели развития России на период до 2024 года предполагают переход на новую модель экономического роста страны. На каких именно аспектах развития стоит сосредоточиться энергомашиностроению?

– Энергетическому машиностроению нужно сфокусироваться на развитии производства продукции для обеспечения Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, а также национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Необходимо также сосредоточить внимание на повышении экспортного потенциала.

– В течение последних лет Минпромторг разрабатывал в том числе ряд инструментов ограничительного характера в помощь отечественной промышленности. Как их реализация сказалась на отрасли?

– По инициативе Минпромторга Правительство РФ установило запреты и ограничения на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Данные механизмы распространяются на большинство отраслей промышленности, в том числе и на энергомашиностроение.

Если говорить об адресной поддержке энергетического машиностроения, то можно отметить нашу совместную с Минэнерго России работу по ограничению применения иностранного оборудования в рамках программы модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций.

Отдельно можно отметить проводимую работу по «квотированию» закупок. Так, Правительство РФ определило минимальную долю и перечень закупок товаров (работ, услуг), произведенных в государствах – членах Евразийского экономического союза, государственными и муниципальными заказчиками, а также отдельными видами юридических лиц.

– Известно, что за счет механизма СПИК был обеспечен приток частных инвестиции в промышленность России в размере 800 млрд рублей. Какая доля пришлась на отечественное машиностроение, и насколько этот механизм эффективен в отрасли?

– В 2018‑2019 гг. в части энергетического машиностроения было подписано два СПИК по развитию в РФ оборудования для возобновляемых источников энергии (ВИЭ), работающих на энергии ветра. Общий объем инвестиций в проекты составляет более 2,3 млрд рублей.


"По итогам 2020 года мы не ожидаем снижения объемов производства энергомашиностроительных предприятий. "



В рамках реализации указанных СПИК уже созданы производства в Ульяновской и Ростовской областях по изготовлению компонентов для ветроэнергетических установок. По итогам реализации проектов объем произведенной и реализованной продукции составит более 58 млрд. рублей.

– Эксперты указывают, что многие перспективные проекты двигались бы быстрее при наличии государственной поддержки. Чего именно сейчас не хватает в отрасли?

– В настоящее время российские предприятия обладают достаточными компетенциями по производству основного энергетического оборудования (котлы, котлы-утилизаторы, паровые турбины, генераторы) и могут обеспечить потребность организаций ТЭКа.

В части газотурбинного оборудования при поддержке Минпромторга России реализуется два проекта: на ПАО «ОДК-Сатурн» (входит в структуру АО «ОДК» Государственной корпорации «Ростех») создана турбина ГТД-110М, а АО «Силовые машины» разрабатывает газовые турбины мощностью 65 и 170 МВт.

– Каков статус реализации проекта по созданию отечественного газотурбинного двигателя ГТД-110М?

– Сейчас продолжается опытно-промышленная эксплуатация ГТД- 110М на Ивановских ПГУ до достижения наработки 8000 эквивалентных часов (на текущий момент 5800 эквивалентных часов). Для продвижения ГТД-110М на энергетическом рынке создана компания ООО «ОДК – Турбины большой мощности», на ПАО «ОДК-Сатурн» освоен полный технологический цикл производства ГТД-110М. Производственные возможности могут обеспечить изготовление с 2022 года по одной турбине в год.

Для увеличения производственной мощности ПАО «ОДК-Сатурн» (до 4 турбин в год) необходимо реализовать мероприятия по расшивке «узких» мест по сборке и обработке на российских предприятиях крупногабаритных деталей. С этой целью мы совместно с Госкорпорацией «Ростех» прорабатываем различные варианты реализации проекта расширения серийного производства ГТД-110М, в том числе в рамках существующей программы «Приоритетные проекты».

Кроме того, в рамках этой программы рассматривается проект АО «Силовые машины» по созданию производства литых турбинных лопаток горячего тракта для обеспечения реализации проектов производства газовых турбин большой мощности.

При поддержке Минпромторга АО «Силовые машины» также реализует комплексный проект по созданию головных образцов линейки газовых турбин в указанных диапазонах мощностей, а также по разработке технологии сервиса компонентов горячего тракта газовых турбин большой мощности иностранного производства, эксплуатируемых в РФ.

С 2019 года по результатам конкурсных процедур Минпромторг России субсидирует проведение АО «Силовые машины» НИОКР по данному направлению. По итогам реализации всего комплексного проекта компания должна обеспечить поставку генерирующим компаниям не менее 8 газовых турбин мощностью 60‑80 МВт и не менее 14 газовых турбин в диапазоне мощности 150‑180 МВт.


Фокус на экспортный потенциал

Энергетическое машиностроение

Фокус на экспортный потенциалКод PHP" data-description="Отрасль энергетического машиностроения характеризуется длительными производственными процессами. Поэтому, как утверждает директор Департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга РФ Евгений Муратов (на фото), даже в период максимальных ограничений предприятия энергомаша работали бесперебойно." data-url="https://www.eprussia.ru/epr/398/804505.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/6bf/6bf7f1c3002e03f7a5f0dee0576fbe69.jpg" >

Похожие Свежие Популярные