16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/398/754653.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 18 (398) сентябрь 2020 года

«Силовые машины» продвигают собственные компетенции

Энергомашиностроение Ирина КРИВОШАПКА 233
Презентационный макет газовой турбины ГТЭ-170

Разработка и создание отечественных газовых турбин большой и средней мощности: «входной билет» есть у многих, а кто сумеет им воспользоваться, покажет время.

Именно научно-техническим проблемам широкого применения газотурбинных и парогазовых установок в электроэнергетике РФ была посвящена прошедшая 15‑16 сентября в Санкт-Петербурге LXVII научно-техническая сессия. Организатор мероприятия – «Всероссийский теплотехнический научно-исследовательский институт» («ВТИ»). В этот раз принимающей стороной стала компания «Силовые машины», на чьей территории встретились более 150 делегатов – сотрудников инженерно-конструкторских организаций, профильных вузов, научно-исследовательских вузов, компаний – производителей генерирующего оборудования и представителей профильных СМИ.

В России на правительственном уровне реализуются мероприятия по возрождению производства мощных энергетических ГТУ. Они должны быть обеспечены фундаментальными исследованиями аэродинамики турбомашин, динамики и прочности деталей турбин, работающих в условиях высоких температур, теплообмена при охлаждении деталей турбин и камер сгорания, малоэмиссионного сжигания и многих других.

Целесообразность масштабного применения мощных ГТУ и ПГУ на отечественных ТЭС неоднократно обоснована – такие технологии нужны энергетикам, и представители науки доказывают, что мощные ГТУ и ПГУ обеспечат большую эффективность и существенно большую экологичность производства энергии.



Как отметил Гурген Ольховский, президент ОАО «Всероссийский теплотехнический институт», применение «миллионников-ПГУ» в электроэнергетике позволит сократить от трети до половины используемого топлива, а также достичь КПД в генерации 64 % с перспективой до 67 %. Для сравнения: в настоящее время КПД агрегатов на существующих станциях едва ли достигает 31‑33 %. Стоит отметить, что в РФ созданы все условия для того, чтобы такие агрегаты выпускались серийно.

На конференции обсуждали преимущественно проекты создания газовых турбин, в том числе проект «Силовых машин» по выпуску полностью отечественных газовых турбин большой и средней мощности. Головной образец ГТЭ-170.1. запущен в производство на Ленинградском Металлическом заводе, главной специализацией которого является производство турбин для паровых, атомных и гидравлических электростанций. Под проект возрождения производства газовых турбин в России в компании уже развернуто производство литых заготовок лопаток из жаропрочных марок сталей – самого сложного и ответственного компонента турбины.

То есть речь идет не просто об импортозамещении отдельного вида продукции, но о восстановлении отечественной школы газового турбостроения. А это своя конструкторская школа, документация, современные технологии, длинные научно-производственные цепочки и, главное, отсутствие закладок в конечном продукте. Так, те же «Силовые машины», работающие над своим образцом, намерены в будущем на его основе создать и водородную турбину.

Гурген Ольховский (слева) открывает LXVII сессию и передает слово Николаю Фокину (справа)



– Если сравнивать нас с компаниями, занимающимися локализацией газовых турбин, – отметил Александр Ивановский, генеральный конструктор «Силовых машин», – то неоспоримое преимущество нашего проекта – это собственные конструкторские и научные решения, наличие своей конструкторской школы, которая в будущем позволит воспроизводить технологию, модернизировать турбины и обеспечивать правильную эксплуатацию.

Стоит заметить, что «Силовые машины» рассчитывают в вопросе реализации проекта и на поддержку государства, в чьей власти ограничение доступа к конкурсу на модернизацию российских ТЭС газовыми турбинами в 2 ГВт.

– Совершенно очевидно, что газовые турбины мы не должны закупать у иностранных коллег, потому что в России есть собственный технический потенциал, научная база и квалифицированные специалисты по направлению парогазовых установок, – подчеркнул Гурген Ольховский.

В «Силовых машинах» техническая реализация проекта по созданию турбин большой мощности будет организована на трех площадках, входящих в состав Ленинградского Металлического завода. В выпуске новых агрегатов будут задействованы 1645 станков и 48 групп нового оборудования – компания приобретает его в рамках программы по переоснащению производства. Инвестиции в этот проект составляют 11,2 млрд рублей, включая инвестиции в создание собственного литейного производства.
Помимо этого, компания планирует выпустить еще более мощную турбину – российскую разработку Н-класса мощностью 500 МВт, которая должна стать флагманом всей линейки продукции «Силовых машин». Сегодня компанией готовится техническое задание по инновации.

В этой связи развитие собственного энергетического газотурбостроения является архиважной задачей и объединения усилий «Силовых машин» и целого пула смежных предприятий – поставщиков комплектующих, разработчиков САУ, отраслевых институтов, ведущих профильных технических университетов.

Участники мероприятия посетили производственные подразделения «Силовых машин»



Как заметили участники мероприятия, воплощение в жизнь сформированных планов возможно путем совместной деятельности ведущих российских энергомашиностроительных компаний, каждая из которых готова предложить собственные разработки в области создания отечественного образца турбины большой мощности. В ходе технической сессии были также представлены итоги внедрения перспективных технологий авиационных газотурбинных двигателей для создания энергетических ГТУ большой мощности, опыт модернизации газотурбинного двигателя ГТД-110 (ГТД-110М) с целью повышения технических характеристик и показателей надежности, презентации по локализованным газовым турбинам серии «SGT5». Специалисты также рассказали об импортозамещающих материалах, аддитивных и литейных технологиях и оборудовании для газотурбинных и парогазовых установок большой мощности.


Мнение

Николай Фокин, главный конструктор – начальник специального конструкторского бюро газотурбинных установок АО «Силовые машины»:

– Опыт реализации программы ДПМ показал, что освоение производства газовых турбин с привлечением зарубежных производителей не приводит к передаче технологий изготовления компонентов горячего тракта и систем управления, без которых невозможно считать полноценной локализацию производства газовых турбин. Обслуживание парка зарубежных ГТУ с использованием импортируемых деталей горячего тракта и инжиниринга, приобретаемых за валюту, делает сервис ГТУ чрезвычайно дорогостоящим. Эксплуатация примерно 30 ГВт мощностей ГТУ и ПГУ, построенных в рамках ДПМ, останется рентабельной только при действии повышенных тарифов на электроэнергию. Очевидно, что такой подход трудно будет распространить на всю газовую генерацию.


Энергетическое машиностроение

«Силовые машины» продвигают собственные компетенцииКод PHP" data-description="Разработка и создание отечественных газовых турбин большой и средней мощности: «входной билет» есть у многих, а кто сумеет им воспользоваться, покажет время.<br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/398/754653.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/27b/27bfaa419f41f713465353769ae71dca.jpg" >

Похожие Свежие Популярные