16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/397/9321665.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 17 (397) сентябрь 2020 года

На пути зеленой энергетики барьер или трамплин?

Как решения госорганов могут отразиться на развитии возобновляемой энергетики в России? Федеральные чиновники и депутаты разошлись во мнениях о будущих штрафах и стимулах.

В министерствах и профильных ведомствах Правительства РФ продолжается обсуждение параметров программы ДПМ ВИЭ 2.0. Одним их спорных моментов является система штрафов для отрасли ВИЭ. Участники рынка ВИЭ, представители депутатского корпуса и эксперты критикуют предложения федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) о резком ужесточении штрафов для ВИЭ-генераторов.

Обсуждение инициативы некоторых федеральных ведомств, обозначенной в консолидированном документе Минпромторга (письмо Минпромторга в Минфин) перешло в публичную дискуссию.
Ассоциация развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) высказывает категорическое несогласие с подходом, обозначенным в актуальной версии документа.

«Любые избыточные требования и штрафные санкции будут расцениваться как дополнительные барьеры и риски для инвесторов. В свою очередь, это может отра­зиться на повышении стоимости финансирования и, как следствие, на стоимости самих проектов, – прокомментировал ситуацию директор АРВЭ Алексей Жихарев. – При том, что требования по локализации возрастут в два раза, что повлечет необходимость дополнительных инвестиций в промышленные объекты в объеме до 50 млрд рублей, штрафы на уровне 100 % выглядят вызывающе. Это создает риск полного обесценивания инвестиций и крайне негативно отразится на росте стоимости проектов и заемного финансирования».

В АРВЭ считают более сбалансированным дифференцированный подход, при котором 100 % штраф применяется, только если инвестор существенно (на 10‑20 %) отклонился от целевых показателей.
Позицию АВРЭ поддержал первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по энергетике Валерий Селезнев. «Данная инициатива, обозначенная Минпромторгом, не несет конструктивного характера и противоречит целям развития ВИЭ в Российской Федерации, – отметил депутат Госдумы. – Безусловно, углубление локализации имеет высокую значимость, однако система штрафов должна, на мой взгляд, быть более гибкой и дифференцированной: к примеру, размер штрафа должен возрастать пропорционально отклонению от целевого показателя локализации».
Заведующий Центром развития возобновляемых источников энергии Института энергетики Высшей школы экономики Георгий Ермоленко также предлагает дифференцированный подход и считает, что инициатива федеральных ведомств не может быть отражена в итоговом документе.
– Считаю, что позиция федеральных органов, обозначенная в письме Минпромторга, существенно понижает вероятность дальнейшего развития отрасли возобновляемой энергетики, создавая высокие риски для инвесторов и, таким образом, ухудшая инвестиционный климат отрасли, – прокомментировал эксперт. – Систему штрафов я бы перевел в систему стимулирующих поощрений за достижение и превышение заданных показателей и штрафов, дифференцированных по степени недостижения зафиксированных показателей локализации.
Международная компания Vestas является единственным производителем лопастей для ветроэнергетики в России.
– Предлагаемая органами власти концепция одновременных требований и локализации, и экспорта в условиях лимитированных объемов рынка не применяется ни в одной из стран, использующих ВИЭ, и, по нашему мнению, может привести к негативным последствиям для развития рынка ВИЭ в России.
Углубление локализации требует увеличения числа компонентов, производимых в России. С учетом объема рынка (300‑400 МВт в год – на всех игроков рынка) рентабельность может быть достигнута только при локализации одной модели ветроэнергетических установок (ВЭУ) с одним размером башни, лопасти, мощности. С другой стороны, на рынках за пределами России для заказчика ветропарков важны оптимальные решения (конфигурации) под свою конкретную площадку, что требует от производителя наличия диверсифицированной продуктовой линейки.
Локализовав для российского рынка один тип ВЭУ, практически невозможно иметь маневр на внешних рынках, и производителю с монопродуктом остается ждать счастливого стечения обстоятельств для возможности экспорта своей единственной модели. А когда отсутствие экспорта штрафуется, то это будет штраф за глубину локализации, – поясняет позицию генеральный директор ООО «Вестас Рус», ООО «Вестас Мэньюфэкчуринг Рус» Кимал Юсупов. – Именно поэтому мы неоднократно говорили: в рамках двух целей «локализация – экспорт» экспорт должен иметь не штрафуемый, а стимулирующий характер».
Совместные инвестиции с УК «Роснано» позволили Vestas создать уникальное производство в рамках установленных законодательством требований.
– Нам потребовалось более 2 лет для отладки процессов, запуска в России производства стекловолокна. И при этом мы же единственное производство, к продукции которого в новой программе ужесточены требования в части необходимости обязательной локализации одного из компонентов лопасти (углеродного пултрузионного профиля) без начисления дополнительных баллов, – добавляет Кимал Юсупов.
Компания «Фортум», которая вместе с Группой «Роснано» реализует масштабную программу развития ветроэнергетики в России (Фонд развития ветроэнергетики, созданный на паритетных началах «Фортум» и «Роснано», получил право на строительство 1 823 МВт ветрогенерации), подчеркивает необходимость взвешенных решений, стимулирующих развитие ВИЭ в России. «Действующая в России программа поддержки, в задачи которой входит увеличение доли вырабатываемой электроэнергии от ВИЭ, а также создание индустриальных компетенций по производству оборудования, продемонстрировала свою эффективность: с нуля создана наукоемкая отрасль промышленности, имеющая все шансы выйти со своей продукцией и технологиями на международные рынки. Возникшая же в России конкуренция между производителями оборудования и энергокомпаниями уже привела к снижению стоимости проектов ВИЭ в 2‑2,5 раза. Однако для того, чтобы отрасль прочно встала на ноги и в будущем могла реализовать свой экспортный потенциал, необходимо принимать взвешенные подходы, стимулирующие развитие отечественных предприятий в конкурентной среде, а энергокомпаниям оставлять возможность использовать не только локализованное в России оборудование, но и инновационные решения зарубежных производителей, – комментируют в ПАО «Фортум».
«Фортум» предлагает альтернативу предложенной ФОИВ концепции – создание стимулирующей модели, при которой производитель получит повышенные баллы по локализации за отдельные компоненты, которые он экспортирует. «Это будет мотивировать российские предприятия встраиваться в глобальные цепочки поставок и реализовать эффект масштаба производства, не ориентируясь только на емкость локального рынка. Стимулирующая модель позволит отрасли ВИЭ развиваться, повышать качество и минимизировать издержки», – считают в «Фортум».
Еще один яркий представитель российской ветроэнергетики – ПАО «Энел Россия», которое входит в международную энергетическую компанию Enel, поставившую перед собой цель достичь полной углеродной нейтральности к 2050 году, считает, что внедрение проекта постановления об обязательных требованиях по экспорту промышленной продукции приведет к ситуации, при которой ответственность за экспорт энергетического оборудования будут нести генерирующие компании, реализующие инвестиционные проекты строительства электростанций на основе ВИЭ, а не производители этого оборудования, от которых зависит процесс исполнения данных обязательств.
– Данная мера, на наш взгляд, существенно ограничит возможность участия генерирующих компаний, не аффилированных с производителями оборудования, в реализации инвестиционных проектов в сфере ВИЭ, а также в развитии данного типа технологии на территории России, – рассказали в компании. – Считаем, что требования по экспорту могут быть сохранены, но как дополнительный стимулирующий механизм, носящий не штрафной, а поощрительный характер путем учета выполнения требований по экспорту при определении фактического уровня локализации».
АРВЭ поддерживает поэтапное углубление локализации, повышение штрафных санкций за невыполнение требований, однако призывает органы государственной власти принять решения, основанные на детальном анализе функционирования отрасли, которая только начинает активно развиваться в России.
Окончательное решение по параметрам программы ожидается осенью 2020 года. Компании – члены АРВЭ готовы к диалогу и конструктивному обсуждению параметров будущей программы поддержки отрасли в диапазоне 2025‑2035 гг. Принятие решения регулятором в ближайшее время имеет важное значение для планирования отраслевых инвестиций.





Возобновляемая энергетика

Похожие Свежие Популярные