16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/395-396/7905054.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 15-16 (395-396) август 2020 года

Третий элемент энергорынка

Финансы Жанна ПАСКЕВИЧ 981

К такому выводу пришли аналитики КПМГ в исследования «Перекрестное субсидирование в электроэнергетике России. Международный бенчмаркинг».

– Вряд ли найдется более спорная тема в российской энергетике, где существует так много мифов и так мало объективной информации, чем перекрестное субсидирование. Чтобы разобраться, насколько хороша или плоха «перекрестка» и для кого именно, мы решили сопоставить практику, а также ключевые качественные и количественные показатели перекрестного субсидирования на российском и ключевых зарубежных рынках, включая Германию, Францию, Великобританию, а также рынках PJM и ERCOT в США, – прокомментировал Василий Савин, партнер, руководитель практики по работе с компаниями сектора энергетики и коммунального хозяйства КПМГ в России и СНГ.


Целеполагание и эффективность

Опыт рыночных реформ стран ЕС и штатов США показывает, что перекрестное субсидирование (административно устанавливаемые надбавки и скидки в ценах потребителей и поставщиков) является важнейшим инструментом для достижения целей устойчивого развития в социально-экономической сфере. А также целей климатической повестки и декарбонизации, отмечается в исследовании.

Большинство зарубежных юрисдикций используют перекрестное субсидирование (ПС) как интегральную часть – своеобразный 3‑й элемент либерализованного энергорынка – наряду с конкурентным сектором оптового и розничного рынков и тарифным регулированием электросетевого комплекса.

Таким образом, реализована модель использования «перекрестки» как инструмента энергополитики, у которого есть четко определенные цели и формализованные правила применения.

Объемы перекрестного субсидирования в Великобритании, Франции и США превышают российские в 2‑3 раза, а в Германии – в 5 раз. Несмотря на существенный объем «перекрестки», зарубежные рынки существенно отличаются как в целеполагании, так и в эффектности администрирования «перекрестки».

В странах ЕС и США перекрестное субсидирование является формализованным инструментом энергетической и климатической политики, а также прямой тарифной поддержки энергоемких экспортеров.
Ключевыми приоритетами использования средств «перекрестки» являются низкоуглеродное и технологическое развитие, адресность поддержки и заявительный порядок получения льгот. А также таргетирование экспортной конкурентоспособности и уровня энергетической бедности (доступность энергоснабжения домохозяйств по битопливной корзине энергоресурсов), вместо уровня или динамики цен.

На рынках ЕС и США платежи перекрестного субсидирования выделены в отдельную категорию учета, администрирования и ценообразования. Это обеспечивает прозрачность учета и оценки эффективности программ, сохранение эффективных ценовых сигналов ОРЭ (М) и тарифов сетей и гибкость тарифной политики за счет трехкомпонентной модели. За счет «перекрестки» ценообразование на зарубежных рынках носит управляемый характер.

«Управляемое» предоставление льгот энергоемким отраслям является важнейшим инструментом экономической и технологической политики ЕС.

Модель, используемая в РФ, является одной из самых непрозрачных и сложных для оценки эффективности использования средств. «Перекрестка» зашита в цены ОРЭМ и тарифы сетей и в явном виде не видна потребителям и регулятору. Она «каскадом» транслируется на всех потребителей, кроме населения. Наслоение надбавок приводит к излишней нагрузке на одних и неоправданно льготным ценам для других. Например, наибольшими льготами обладают крупные бытовые потребители, которыми являются, как правило, обеспеченные слои населения. Наибольшая нагрузка ложится на промышленность и бизнес.


Российская практика

Суммарный объем программ субсидирования в электроэнергетике РФ на 2020 г. достигает 1,09 трлн руб., включая 615 млрд руб. дополнительной нагрузки на рынок и 473 млрд руб. перераспределения нагрузки между группами потребителей, отмечается в исследовании КПМГ.

В 2015‑2020 гг. прирост составил более 220 % в первую очередь за счет увеличения дополнительной нагрузки рынка на 244 % (с 179 до 615 млрд руб.). Объем перераспределения нагрузки рос существенно медленнее и увеличился на 80 % с 262 до 473 млрд руб.

Таким образом, до 2015 г. «перекрестка» носила перераспределительный характер, обусловленный, в первую очередь, объемами социальной поддержки населения, включая «перекрестку в сетях», отмечается в исследовании.

А в 2020 г. основной фокус перекрестного субсидирования сместился в инвестиционную составляющую и стал определяться нагрузкой надбавок ОРЭМ. Это приблизило структуру российской «перекрестки» к европейской модели, характерной для Великобритании и Франции.

Однако при этом соответствующей адаптации модели администрирования не произошло. Нарастание разрыва между приоритетами использования инструментов «перекрестки» привело к появлению новых вызовов и в целом способствовало разбалансировке старой регуляторной модели, успешно действовавшей последние 10‑15 лет.

Основная новая проблема состоит в том, что увеличение «инвестиционной» нагрузки и связанный с этим рост цен автоматически требует роста объемов социальных программ. При отсутствии достаточной селективности предоставления льгот это фактически приводит к двойной нагрузке на непривилегированные категории потребителей.

Также аналитики КПМГ отмечают, что основной объем дополнительной нагрузки на рынок составляют программы поддержки инвестиционных программ генерирующих компаний (более 95 %), а также специальных программ, включающих снижение тарифов для регионов ДВФО и поддержку работы генерации в вынужденном режиме.


Неоднородности тарифного «меню»

Основными бенефициарами «перекрестки» являются: генерирующие компании, получающие гарантированный возврат инвестиций через надбавки ОРЭМ (517 млрд руб.), и население, получающее сниженный тариф на электроэнергию. Наибольшие льготы получают крупные бытовые потребители – высотные МКД, включая новостройки, и ИЖС в сельской местности (293 млрд руб.), а также прочие категории населения – (109 млрд руб.).

При этом из‑за отсутствия достаточной гибкости, а также неоднородности тарифного «меню» ресурсы «перекрестки» используются неэффективно. Для энергоемких производств, населения с низкими доходами и ряда специальных потребителей вес энергетики в затратах может доходить до 10‑30 %, для остальных категорий затраты не превышают 3‑4 % и не являются критически значимыми.

«Суперльготы» жителей высотных МКД и пригородного ИЖС агломераций – крупнейший источник неэффективности программ социальной поддержки в РФ, – отмечается в исследовании. – Структура жилищного строительства в России обеспечивает органический прирост «перекрестки» по населению на 5‑6 млрд руб. в год.


Трансформация необходима

Технологическое отставание экономики РФ продолжает нарастать, – прогнозируют аналитики КПМГ. Для его устранения необходимо ликвидировать ряд фундаментальных причин, включая «экономию неэффективности» инвестиционных решений в тепловой генерации, промышленности и строительстве зданий. А также «ловушки энергетической бедности» – высокого энергопотребления и роста субсидий из‑за низкого качества жилья малообеспеченных граждан.

В этом контексте необходима не ликвидация, а перенастройка «перекрестки», что может создать механизм «рывка вперед» и заставить средства рынка работать, а не расходоваться впустую из‑за низкой эффективности генерации и зданий.

Необходимо учитывать, что углеводородное преимущество России продолжает размываться.
Уже на горизонте 2025‑2030 гг. рынки США и ЕС могут обеспечить цены на электроэнергию для энергоемких экспортеров на уровне или ниже внутрироссийских при существенно более низком углеродном следе. Введение Трансграничного углеродного регулирования (ТУР) в ЕС – штрафов на продукцию производителей с высоким углеродным следом – способно дополнительно снизить конкурентные преимущества российского бизнеса.

Без перехода к декарбонизации и изменения методов администрирования «перекрестки» инвестпотенциал энергетики РФ будет ограничен и конкурентоспособность экономики снижена.

Движение по трансформационному пути развития может быть реализуемым и привлекательным для участников рынка. «Перекрестка» может играть ключевую роль для поддержки низкоуглеродной генерации, инверсивного стимулирования внедрения НДТ и поддержки «энергетически бедного» населения и квалифицированных энергоемких потребителей.

Первым шагом трансформации может стать создание информационной базы для принятия решений, а также разработка сценария по комплексному изменению приоритетов использования и методов администрирования перекрестного субсидирования в России.

По материалам исследования КПМГ «Перекрестное субсидирование в электроэнергетике России. Международный бенчмаркинг». Полная версия исследования на www.eprussia.ru/market-and-analytics/7103523.htm

Электроэнергетика,

Третий элемент энергорынкаКод PHP" data-description="" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/395-396/7905054.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/share.jpg" >

Похожие Свежие Популярные