16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/39/2633.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 11 (39) ноябрь 2003 года

Новый рынок для «Газпрома»

Нефть и газ в энергетике Алексей Гривач

«Газпром» в последнее время проявляет неподдельный интерес к новым направлениям в транспортировке и переработке газа. Прежде всего следует отметить такие сферы, как экспорт сжиженного природного газа и производство синтетических жидких топлив, которые в перспективе могут серьезно потеснить на рынке дизельное топливо нефтяного происхождения. О намерениях и возможностях «Газпрома» реализовывать проекты в этих сферах рассказывает генеральный директор ВНИИГАЗа, ведущего научного и проектного института газовой отрасли, Рудольф ТЕР-САРКИСОВ.

- «Газпром» готовится вступить фактически на новый для себя рынок. Как вы оцениваете нынешнее состояние и перспективы развития производства сжиженного природного газа (СПГ)?

- СПГ играет значительную роль в мировой торговле природным газом, на его долю приходится более 25% от общего объема экспортных поставок газа. Следует отметить, что в последние годы рост производства и мировой торговли СПГ существенно опережает темпы развития добычи и потребления газа. В среднем прирост мировой торговли СПГ составлял 6 - 7% в год против 2 - 2,6% роста экспортных поставок газа по трубопроводам. Эта тенденция сохранится и на перспективу. Сложившаяся ситуация является следствием большого прогресса, достигнутого в сфере производства, морской транспортировки и использования СПГ. За последние десять лет удельные капитальные вложения в производство СПГ снизились в два раза, а стоимость танкеров большой грузоподъемности - на 50 - 60%. Кроме того, значительное влияние на рост потребления СПГ оказало стремление стран-импортеров к диверсификации поставок газа и либерализации рынка природного газа в целом.

По нашим оценкам и оценкам ведущих зарубежных компаний, мировое производство СПГ возрастет к 2010 году на 30- 60%, достигнет 140 - 175 млн. тонн в год и продолжит увеличиваться и впредь. Подтверждением этому служат планы строительства терминалов по приему СПГ в Греции, Испании, Турции, Италии, Германии, Португалии, Японии, Корее, на Тайване, в Индии, Китае, Пуэрто-Рико, Бразилии, Мексике и США.

- Есть ли в России опыт в области сжижения природного газа, каковы перспективы развития, планы?

- Первая в Европе установка сжижения газа была построена в поселке Развилка в 1954 году (где базируется ВНИИГАЗ. - Ред.), и наш институт принимал непосредственное участие в ее создании. Установка была предназначена для резервирования газоснабжения Москвы. Однако вскоре в связи с вводом в эксплуатацию новых газопроводов потребность в резервировании газоснабжения Москвы с помощью СПГ утратила актуальность, и установка была перепрофилирована на производство стратегически важного продукта - гелия.

- Какие конкретные проекты в сфере СПГ вы разрабатывали в последнее время?

- В 1995 году институт совместно с рядом других организаций разработал ТЭО освоения Харасавэйского месторождения на Ямале путем строительства завода сжижения газа и вывоза СПГ танкерами. Это решение рассматривалось как возможность диверсификации поставок газа на экспорт, как альтернатива трубопроводу. В ТЭО предложен ряд революционных решений, в частности идея строительства технологических линий завода и хранилищ СПГ на плавучих основаниях-баржах в условиях судоверфи с последующей транспортировкой готовых модулей морем и установкой их на берегу. Это существенно снижает объем работ непосредственно на площадке в условиях Ямала и повышает качество монтажа. ТЭО было рассмотрено на бюро НТС ОАО «Газпром» и одобрено. Это был 1995 год, тогда «Газпром» одобрил эту идею, однако реализовать проект не удалось по причинам экономического плана. Вам хорошо известно, сколь сложным был этот период для «Газпрома» и России в целом. Тем не менее этот проект остается в обойме программы комплексного освоения Ямала, и те расчеты вполне справедливы и для сегодняшней ситуации.

- Насколько выгодно экспортировать сжиженный газ из России по сравнению с трубопроводным способом транспортировки?

- Все зависит от конкретных проектов. Что касается общих преимуществ СПГ, то они ощутимы на больших расстояниях до потребителя и при наличии условий для танкерного судоходства. Во-первых, морской транспорт самый дешевый в мире. А экономия на транзите с лихвой окупает основные затраты, возникающие на стадии перевода газа в жидкое состояние. Во-вторых, проектам СПГ требуется меньший стартовый капитал. Для того чтобы пустить газ по трубе, ее нужно полностью построить. На это, как правило, уходит 75% всех капитальных вложений в проект. Мощности по производству СПГ можно вводить в строй постепенно, а поставки начинать после вложения 50% средств. В-третьих, немаловажным преимуществом экспорта сжиженного газа является независимость проекта от транзитных стран, с которыми постоянно возникают проблемы. А это напрямую влияет на эффективность проектов и надежность газоснабжения. Наличие же альтернативного способа экспорта газа всегда благотворно влияет на наших партнеров по переговорам в транзитных странах. Меньше расход газа и на саму транспортировку. Из 134 млрд кубометров газа, поставляемых сейчас в Европу, значительная часть (12-14%) расходуется на собственные нужды, а это существенные потери топлива. Затраты топлива в варианте танкерных перевозок газа, включая завод сжижения, в 1,5 раза ниже. Кроме этого, значительная часть энергии, затраченной на сжижение газа (около 40%), может быть возвращена в установках регазификации СПГ. Конкурентоспособность СПГ также усиливается благодаря очень хорошим экологическим показателям. В процессе сжижения природный газ практически полностью очищается от всех вредных и балластных компонентов (углекислота, сернистые соединения, азот и др.). Главный недостаток - технологическая сложность.

- А как это выглядит на конкретном примере, том же Харасавэе?

- Этот проект вообще весьма показателен. Мы сразу установили, что потенциальными рынками для СПГ с этого месторождения является северное побережье Европы, а в перспективе и США. Дело в том, что Средиземноморье в значительной мере обеспечено алжирским сжиженным газом, и нам было бы сложно конкурировать с ним. На севере Европы, вплоть до Португалии и Великобритании, совсем иная картина. Оптовая цена эквивалента 1 тыс. кубометров харасавэйского газа на борту танкера в европейском порту составила бы 120 долл. Она позволит «Газпрому» получать допустимый уровень рентабельности проекта - 12%. Именно такая средняя цена сейчас держится в Европе, а учитывая, что к гипотетическому моменту реализации проекта (лет через 7 - 10) цена серьезно возрастет, конкурентоспособность российского СПГ не вызывает сомнений. ТЭО предполагает экспорт всего добытого на месторождении газа - 32 млрд. кубометров в год. Создание необходимого танкерного флота с ледокольным сопровождением потребует 3,3 млрд. долл. при общей стоимости проекта 11,4 млрд. долл. То есть собственно транспортная инфраструктура, которая в традиционном газовом проекте оттягивает около 80% капвложений, здесь стоит чуть больше 30%. Еще 570 млн. долл. - на обустройство порта и портовый флот. Завод сжижения газа, включая хранилища СПГ, причалы для танкеров и загрузочные устройства, - 7,5 млрд долл. Правда, есть серьезные проблемы со строительством порта: мелководье, необходимость строительства подходного канала и поддержания его в рабочем состоянии, а также сложные ледовые условия проводки судов в Карском море. В этом смысле Штокмановское выглядит предпочтительнее. Но и там есть свои сложности: газ придется добывать на шельфе, а сжижать его на суше. Для этого придется построить газодобывающие платформы в Баренцевом море на глубине около 350 м и газопроводы большого диаметра и высокого давления от платформы до берега протяженностью около 560 км.

- Что в таком случае вы можете сказать об экономических параметрах Штокмановского проекта?

- У нас есть предварительные расчеты, но полного ТЭО мы пока не делали, поэтому говорить о точных параметрах преждевременно.

- В последнее время все чаще говорят о производстве синтетических жидких топлив (СЖТ). Ваш институт находится в авангарде разработок в этой сфере в нашей стране. Что это такое?

- Говоря простым языком, это дизельное топливо, произведенное из газа, а не из нефти. Интерес к его внедрению связан с истощением нефтяных запасов при одновременном увеличении спроса на моторное топливо, особенно дизельное. (Так, по данным агентства Purvin & Gertz, потребление дизельного топлива в Европе к 2015 году возрастет на 30%.) А также ужесточением экологических требований к моторным топливам - СЖТ намного экологичнее своих нефтяных аналогов. К примеру, большая часть российского дизельного топлива не подходит двигателям стандарта Евро-4, в отличие от СЖТ, что для последнего фактически гарантирует в будущем рынок сбыта.

Для «Газпрома» это направление перспективно с точки зрения более высокой переработки газа, а следовательно, и получения добавленной стоимости. Существует еще одна, не менее важная причина, обуславливающая заинтересованность «Газпрома» в создании индустрии СЖТ в газовой отрасли. Это необходимость разработки отдаленных, труднодоступных месторождений природного газа, а также месторождений с падающей добычей газа. Реализация крупнотоннажной технологии производства СЖТ непосредственно на месторождениях и последующий вывоз уже готовой продукции потребителям (как внутри страны, так и на экспорт) по более дешевой системе транспорта жидких продуктов (в железнодорожных цистернах, морскими танкерами) может оказаться экономически выгоднее, чем строительство новой трубопроводной системы.

- На какой стадии проработки находится это направление в «Газпроме»?

- Еще в январе этого года правление компании одобрило подготовленную ВНИИГАЗом программу создания производства СЖТ и поручило институту начать ее реализацию. Мы проработали экономическую перспективность различных площадок под строительство мощностей и пришли к выводу, что наиболее выгодным было бы строительство в рамках «Оренбурггазпрома». Это более удобная площадка с точки зрения последующей реализации продукции, в частности транспортировки топлива на экспорт. По нашим расчетам, в строительство завода по производству 5,8 млн. тонн СЖТ в год потребуется вложить 2,7 млрд. долл. Срок окупаемости составит 6,3 года. Однако для начета мы предполагаем построить пробные мощности на 100 тыс. тонн в год, чтобы прозондировать рынок. Это будет гораздо дешевле, тем более что мы собираемся внедрять туда исключительно отечественные технологии. Сейчас мы заказали американской компании Syntroleurn еще раз проанализировать экономическую эффективность площадок, а также разработать бизнес-проект завода по международным стандартам, под который можно привлекать иностранное финансирование.

- Возможна ли самостоятельная реализация данного проекта «Газпромом»?

- Скорее всего, нам будет нужен партнер, у которого уже есть опыт в этой сфере. Пока никаких переговоров на этот счет не ведется.

- А какие компании имеют проекты производства СЖТ?

- Пять проектов имеется у Shell (в Аргентине, Австралии, Египте, Индонезии и Иране), по два проекта у Sasol (Нигерия, Катар) и ExxonMobil (Аляска, Катар), еще одним проектом по созданию завода СЖТ в Австралии располагает уже упомянутая Syntroleurn. К 2010 году на них планируется производить порядка 30 млн. тонн СЖТ.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 11 (39) ноябрь 2003 года:

  • Тернистый путь самурая

    Япония начала настоящую охоту на российскую нефть. По словам министра энергетики Игоря Юсуфова, японцы готовы не только профинансировать нефтепровод на Находку, но и потратить $2 млрд. на доразведку российских месторождений в Восточной Сибири. Столь агрессивная политика Токио мешает Москве выбрать точный маршрут экспорта нефти из Ангарска и задерживает решение правительства о строительстве Мурманской трубопроводной системы. Министр эн...

  • Индустрия Казахстана

    Пятая международная промышленная выставка по энергетике «POWER-KAZINDUSTRY-2004» пройдет в Алматы 26 –28 мая 2004 года. Выставка будет проходить при поддержке Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан, акимата г. Алматы, крупных предприятий и организаций, работающих в области энергетики. Выставка является единственной и наиболее представительной в Казахстане, тематика которой эффективно объединяет три взаим...

  • Минатом увольняет облученных сотрудников

    Администрация «СевРАО» - структуры Минатома, созданной для утилизации атомных подлодок, увольняет работников базы Северного флота Гремиха, облученных при радиационной аварии. Как сообщили представители пресс-службы экологической организации «Беллона», уведомление о потере работы получили уже 3 из 12 сотрудников, в июле разбиравших в Гремихе нештатное хранилище радиоактивных отходов. Работы велись без дозиметрического контроля, а из ср...

  • Устройство для бесконтактной передачи электросигналов

    Немецкой фирмой Schleifring und Apparatebau GMBH было разработано устройство для бесконтактной передачи электрических сигналов и энергии между двумя мобильными относительно друг друга деталями, которое наряду с обеспечением широкой полосы пропускания, что обеспечивает передачу данных с максимально возможной скоростью, обладает низкой чувствительностью к помехам. Это новшество может найти широкое применение в компьютерных томографах, рад...

  • Экономичная система распределения электроэнергии на постоянном токе

    ОАО Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П.Королева была создана система для распределения электроэнергии от шин общего источника напряжения постоянного тока на объектах, на которых потребителями электроэнергии являются высокоточные системы автоматического управления. Она позволяет устранить помехи по цепям питания, уменьшить сечения проводов каждой линии электропередачи, обеспечить напряжения на потребителях электроэнергии до...