16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/388/7323698.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 08 (388) апрель 2020 года

СТГТ: локализация сервисных решений для российского энергорынка

Производство для энергетики Славяна РУМЯНЦЕВА 2194
Хольгер Раабе, директор Департамента сервиса и технического обслуживания СТГТ

ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин» (СТГТ) предоставляет своим партнерам высокотехнологические решения мирового уровня и при этом во всем стремится быть ближе к российским заказчикам.

Ведущие зарубежные компании для сохранения и укрепления своих позиций на российском рынке используют стратегию локализации и импортозамещения. В том числе – за счет открытия собственных производственных и сервисных центров на территории Российской Федерации. При этом для успешного ведения бизнеса немаловажную роль играют месторасположение производственных мощностей, возможности оперативного взаимодействия с клиентами для предоставления сервисных услуг и грамотно выстроенная логистическая цепочка.

Ярким примером такого подхода является компания «Сименс», уже отлично проявившая себя в качестве полноправного участника российского энергетического рынка. С 1 апреля 2020 года весь энергетический бизнес «Сименс» в мире выделен в отдельную компанию «Сименс Энергетика». В дальнейшем компания будет выведена на биржу и станет полностью самостоятельным игроком на рынке решений для энергетики, нефтегазовой промышленности и других энергоемких отраслей. На оборудование «Сименс» приходится пятая часть всей вырабатываемой в мире электроэнергии.

Неотъемлемой частью «Сименс Энергетика» в России является мультифункциональный энергетический комплекс «Сименс Технологии Газовых Турбин» (СТГТ), находящийся в Ленинградской области. СТГТ продолжает наращивать степень локализации высокотехнологичного оборудования в России: это относится как к производству газовых турбин большой мощности, так и к их сервисному обслуживанию.

О направлениях деятельности предприятия «Сименс Технологии Газовых Турбин», повышении уровня локализации и компетенциях в области сервиса и технического обслуживания генерирующего оборудования на российских объектах рассказал «ЭПР» Директор Департамента сервиса и технического обслуживания СТГТ Хольгер Раабе.

– Расскажите, пожалуйста, как была создана компания и чем сейчас занимается?

– ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин» было основано в 2011 году для производства и обслуживания в России и странах СНГ больших газовых турбин «Сименс».

Основными направлениями деятельности СТГТ сейчас являются производство газовых турбин, комплектная поставка газотурбинного и парогазового оборудования энергоблоков, исполнение проектов на электростанции (шеф-монтажные и пусконаладочные работы), инженерная деятельность по проектированию газовых турбин, а также сервисное обслуживание и модернизация газовых турбин мощностью более 60 МВт на рынке России и СНГ.

– Локализация производства высокотехнологичного оборудования – это не только его изготовление, сборка, поставка, пусконаладка, но и его последующее техническое обслуживание. Вы возглавляете как раз подразделение СТГТ, которое занимается данным направлением. Расскажите, за счет каких факторов ваш департамент помогает СТГТ добиваться значимых успехов в локализации.

– Действительно, наш Департамент сервиса играет важную роль в углублении локализации в «Сименс Технологии Газовых Турбин». По состоянию на март 2020 года в нем работает более 100 высококвалифицированных российских специалистов. Их силами СТГТ предоставляет полный спектр сервисных продуктов для обслуживания генерирующего оборудования электростанций в России – паровых и газотурбинных установок, генераторов и вспомогательного оборудования.


Департамент сервиса СТГТ хорошо зарекомендовал себя на российском энергетическом рынке как надежный партнер генерирующих компаний, способный решать технические задачи любой сложности.

С 2011 г. его специалисты успешно завершили более 15 больших инспекций, более 10 инспекций горячего тракта и 70 малых инспекций генерирующего оборудования электростанций в России и странах СНГ.

В портфеле заказов Департамента сервиса СТГТ – 15 договоров на долгосрочное сервисное обслуживание электростанций на базе ГТУ SGT5-4000F и ГТУ SGT5-2000E.


К таким продуктам относятся плановое техническое обслуживание, поставка запасных частей, ремонт компонентов ротора и статора, как на объекте эксплуатации, так и в заводских условиях на собственных производственных мощностях СТГТ в Ленинградской области. А также – восстановление турбинных лопаток в собственном Сервисном центре, повышение технико-экономических показателей генерирующего оборудования за счет пакетных модернизаций или полной замены оборудования.

В распоряжении Департамента сервиса СТГТ имеется собственный склад запасных частей и Центр по обслуживанию специального инструмента. Российским отделом сервисных инженеров обеспечивается вся необходимая инженерная поддержка работ как при плановом техническом обслуживании, так и при вынужденных ремонтах.

С апреля 2016 года в Департаменте успешно функционирует Удаленный мониторинговый центр (УМЦ), который служит надежной базой для анализа эксплуатационных параметров энергоблоков (в том числе и в режиме реального времени), а также последующей реализации решений по цифровизации энергетических объектов.

За время своего существования, с 2011 года, Департамент сервиса СТГТ уже хорошо зарекомендовал себя на российском энергетическом рынке как надежный партнер генерирующих компаний, способный решать технические задачи любой сложности.

– Вы возглавляете Департамент сервиса и технического обслуживания СТГТ с февраля 2018 г., правильно? Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Что помогает вам руководить большим коллективом со множеством разных проектов на непростом российском рынке?

– Да, в феврале 2018 года я заменил на данной должности своего предшественника Хартмута Эме. Сейчас он продолжает свою трудовую деятельность в компании, в Берлине. Хартмут вложил очень много сил в становление и продвижение нашего Департамента на российском энергетическом рынке. Сейчас я продолжаю эти начинания. Моя профессиональная карьера неразрывно связана с Россией и с Санкт-Петербургом, в частности. В 1992 году я окончил Санкт-Петербургский политехнический университет и затем вернулся в Германию, где начал свою профессиональную карьеру в компании «Сименс». Вся моя последующая жизнь была неразрывно связана с Россией, поскольку мне нравится эта страна, ее отзывчивые люди и язык. Я также люблю путешествовать по России. Так, например, в прошлом году я провел свой отпуск на Байкале.

Мне кажется, что мое погружение в российскую жизнь – 6 лет в студенчестве и мой интерес к России помогают мне и в профессиональном плане: без этого мне труднее было бы понимать наших партнеров.

– Расскажите, пожалуйста, за счет чего Департаменту сервиса СТГТ удалось стать успешным игроком на российском энергетическом рынке?

– В развитие своих компетенций и уровня локализации Департаментом сервиса СТГТ было инвестировано около 2 млрд рублей. Это позволило снизить стоимость сервисных услуг за счет использования российских ресурсов, а также за счет наличия локального склада стратегических запасных частей в СТГТ, позволяющего заказчикам не инвестировать в собственные складские запасы для каждой электростанции.

Эти меры позволяют Департаменту не только оперативно реагировать на внеплановые остановы оборудования заказчиков и поддерживать его надежную и эффективную эксплуатацию, но и заключать сервисные контракты со значительной долей стоимости, выраженной в рублях.

– Какой опыт и портфель заказов имеет ваш Департамент на текущий момент?

По состоянию на март 2020 года Департамент сервиса СТГТ уже успешно завершил более 15 больших инспекций, более 10 инспекций горячего тракта и 70 малых инспекций генерирующего оборудования электростанций в России и странах СНГ.

В портфеле заказов Департамента сервиса СТГТ – 15 договоров на долгосрочное сервисное обслуживание электростанций на базе ГТУ SGT5-4000F и ГТУ SGT5-2000E.

Продолжается работа и над поэтапной модернизацией действующих блоков во время проведения плановых ремонтных работ с целью повышения их технико-экономических характеристик или продления межсервисных интервалов. В этом направлении Департамент сервиса СТГТ имеет уникальный опыт: за прошедшие 5 лет он успешно модернизировал в России 8 ГТУ разного типоразмера. Суммарное повышение мощности составило 240 МВт, эффективность возросла на 0,9 %. При этом впервые в мире на ГТУ SGT5-4000F был реализован пакет модернизации до 8‑й версии. Средняя длительность останова для проведения работ по модернизации составляет менее 40 дней.

– Расскажите, пожалуйста, о наиболее ярком примере модернизации парогазового блока?

– Характерным примером проекта модернизации парогазового блока ПГУ-400 с повышением технико-экономических показателей является модернизация Яйвинской ГРЭС, ПАО «Юнипро», выполненная в 2017 году силами специалистов Департамента сервиса СТГТ.

В рамках капитального ремонта газовой турбины SGT5-4000F с модернизацией до 8‑й версии СТГТ поставило подменный ротор (рис. 1), который предварительно был отремонтирован и модернизирован до соответствующей версии в Производственном комплексе СТГТ в Ленинградской области. Предварительная модернизация ротора на заводе СТГТ позволила существенно сократить время капитального ремонта газовой турбины непосредственно на Яйвинской ГРЭС, тем самым уменьшив время простоя блока ГРЭС и снизив вынужденную потерю прибыли для заказчика.

ris1



Хочу отметить, что на YouТube канале «Сименс» доступен видео­ролик об успешно выполненном проекте, а также интервью заместителя генерального директора ПАО «Юнипро» по производству И. В. Попова (название видео: «Модернизация ПГУ на примере Яйвинской ГРЭС», ссылка https://youtube/nbJt0pG46JE).

– Как осуществляется техническое обслуживание газотурбинных установок и какие технические и кадровые ресурсы при этом задействованы?

– Техническое обслуживание ГТУ типоразмеров SGT5-2000E (параметры ГТУ последней модификации в простом цикле – 193 МВт и КПД 37 %) и SGT5-4000F (параметры ГТУ последней модификации в простом цикле – 329 МВт и КПД 40 %) осуществляется на месте установки и эксплуатации генерирующего оборудования. Наработка между инспекциями горячего тракта (межсервисный интервал) стандартно составляет 25000 / 33000 / 41000 эквивалентных часов эксплуатации в зависимости от версии ГТУ.

Интервалы между инспекциями и условия проведения инспекций оптимизируются под требования каждого конкретного проекта и заказчика.

Стандартный жизненный цикл ГТУ составляет 100 тыс. эквивалентных часов (около 13 лет работы в базовом режиме). После этого требуется проведение обследования с целью продления ресурса – капитальный ремонт с восстановлением исходного ресурса на следующие 100 тыс. эквивалентных часов, как это было сделано, например, на установках SGT5-2000E (V94.2) Северо-Западной ТЭЦ в Санкт-Петербурге (рис. 2).

ris2



Хочу особо отметить, что все работы по всем видам инспекций выполняются российской командой профессионалов – сервисных инженеров, руководителей проектов и специалистов полевого сервиса. Одним из залогов успеха СТГТ также является синергия между полевым сервисом и собственными производственными мощностями. Такие конкурентные преимущества, как наличие локальной команды специалистов, склада запасных частей, а также Центра по обслуживанию инструмента, существенно усиливаются за счет возможности выполнять нестандартные операции на собственной производственной площадке. Это позволяет СТГТ успешно справляться с различными вызовами во время проведения плановых и внеплановых ремонтов энергетического оборудования.

– Приведите, пожалуйста, пример отмеченной вами синергии между полевыми работами на площадке и производственными мощностями вашего завода?

Одним из таких ярких примеров является капитальный ремонт в 2020 году газовых турбин ГТЭ-160, установленных на Южной ТЭЦ в Санкт-Петербурге, с вывозом роторов ГТУ в Производственный комплекс СТГТ, их полной разборкой, дефектацией, восстановительным ремонтом и последующей обратной сборкой роторов (рис. 3).

ris3



Роторы газовых турбин «Сименс» отличаются высокой ремонтопригодностью благодаря возможности их разборки непосредственно на площадке электростанции. Однако в случае Южной ТЭЦ решение о привлечении заводских мощностей было продиктовано отсутствием необходимых площадей на территории теплоэлектростанции для осуществления подъема роторов в вертикальное положение, необходимого для последующей разборки и ремонта.

СТГТ успешно выполнило свои обязательства перед заказчиком за счет привлечения собственных производственных площадей с неизменно высоким качеством и без увеличения сроков и стоимости выполнения ремонта газовых турбин, даже с учетом реализации логистической операции по транспортировке роторов с территории Южной ТЭЦ и обратно.

– Как поддерживается высокий профессиональный уровень сотрудников Департамента сервиса СТГТ?

– Сотрудники Департамента сервиса СТГТ, отвечающие за выполнение технического обслуживания и ремонтных работ на оборудовании заказчика, сертифицированы головной компанией в международных учебных центрах на соответствие глобальным стандартам «Сименс» для проведения соответствующих видов работ.

Знания специалистов поддерживаются и постоянно пополняются в соответствии с последними разработками и новыми технологиями компании «Сименс» по всему миру.

Основываясь на таком подходе, любой специалист полевого сервиса СТГТ легко интегрируется в любую другую команду специалистов полевого сервиса «Сименс» по всему миру, так же как и любой иностранный специалист полевого сервиса «Сименс» может без каких‑либо дополнительных затрат по времени интегрироваться в российскую команду.

Результатом является высочайший уровень сервисного обслуживания, высокая скорость реакции в сочетании с качеством и ноу-хау оригинального производителя оборудования. Российские специалисты полевого сервиса СТГТ уже выполнили сервисные работы в более чем 30 странах мира, подтверждая тем самым свою высокую квалификацию и признание как внутри «Сименс», так и у заказчиков по всему миру.

– Как обеспечивается потребность вашего департамента в специальном инструменте для проведения сервисных работ?

– Это обеспечивается наличием собственного центра по обслуживанию специального инструмента (рис.4). Он был создан на основе сочетания международных стандартов и знаний «Сименс» с соблюдением требований российских норм и правил.

ris4



Возможности этого центра покрывают весь спектр работ по сервисному обслуживанию газовых, паровых турбин и генераторов, в том числе проведение приемочных и гарантийных испытаний объекта генерации, электрических высоковольтных испытаний генераторного оборудования, разборку и транспортировку крупногабаритных компонентов и проведение стандартных технологических операций.

Центр специального инструмента СТГТ интегрирован в глобальную сеть аналогичных центров компании «Сименс» по всему миру, благодаря чему российским заказчикам предлагаются последние ноу-хау и разработки головной компании, новые технологии сборки, испытаний и обслуживания инструментов, отработанные компанией «Сименс» по всему миру.

– Одним из немаловажных факторов успешной инспекции является скорость реакции на запросы заказчиков и поставка запасных частей в кратчайшие сроки. Как вы решаете данный вопрос?

– Вы правы, обеспечение необходимыми запасными частями в кратчайшие сроки – важнейшее условие для успешного проведения технического обслуживания оборудования. Для решения этой задачи у нас также имеется собственный Стратегический склад запасных частей (рис. 5) для газовых и паровых турбин и генераторов, способный в кратчайшие сроки предоставить необходимые запчасти российским заказчикам.

ris5



Также стратегический склад запасных частей СТГТ предлагает партнерам различные концепции поставки запасных частей, адаптированные под их индивидуальные требования: начиная от поставки необходимого перечня запасных частей на склад заказчика и заканчивая «контейнерным концептом», когда на площадку заказчика поставляется контейнер с расширенным перечнем запасных частей, но оплачиваются лишь те детали, которые были установлены на оборудование во время сервисных работ.

– Вы уже отметили, что каждый сервисный договор индивидуален. Как обеспечивается выполнение данных договоров для обеспечения оговоренных «индивидуальных» условий?

– Неотъемлемой частью Департамента сервиса СТГТ является собственная команда руководителей проектов. Они обеспечивают наилучшее качество предоставления сервисных услуг и интегрируют отдельные ключевые аспекты их предоставления на протяжении всего долгосрочного цикла сервисного обслуживания генерирующего оборудования парогазового блока. При этом краеугольным принципом является обеспечение требований охраны труда и промышленной безопасности.

Команда руководителей проектов Департамента сервиса СТГТ стремится не просто соответствовать, а превосходить общепринятые стандарты, сочетая свои знания с международными стандартами, системами и процессами. Сертификация каждого руководителя проекта в соответствии с глобальными стандартами управления проектами «Сименс», а также их ротация с международной командой управления проектами компании «Сименс» предоставляет уникальные возможности для оказания высококачественных сервисных услуг на российском рынке.

Команда руководителей проектов Департамента сервиса СТГТ является единственной командой в России, предоставляющей услуги, которые отвечают как российским, так и международным стандартам для удовлетворения самых строгих требований российских заказчиков.

– Почти два года назад начал работу собственный Сервисный центр СТГТ. Каких успехов ему удалось достигнуть за этот период?

– Собственный Сервисный центр (рис. 6) был открыт на территории ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин» в мае 2018 года. Он предназначен для ремонта и восстановления компонентов горячего тракта газотурбинных установок производства компании «Сименс» – начиная с рабочих и направляющих лопаток ГТУ, входящих в портфолио СТГТ, и заканчивая компонентами ГТУ меньших мощностей типа SGT-450, SGT-750 и SGT-800 производства «Сименс».

ris6



В Сервисном центре производится комплексный объем ремонтных работ в полном соответствии с технологиями и спецификациями компании «Сименс»: входной контроль и дефектация с предварительным удалением отслуживших покрытий методами химического травления и пескоструйной обработки, механический ремонт, сварка, напыление, финишная оценка качества ремонта. Все технологические процессы прошли тщательный процесс квалификации представителями головного предприятия, они в полном объеме соответствуют высочайшим требованиям к качеству и гарантируют необходимый жизненный ресурс отремонтированных деталей. При этом ремонт и восстановление лопаток производится без необходимости вывоза деталей ГТУ за пределы Российской Федерации.

По состоянию на апрель 2020 года уже отремонтированы несколько комплектов рабочих и направляющих лопаток газотурбинных установок типоразмера SGT5-2000E и SGT5-4000F от российских заказчиков, и Сервисный центр работает над очередным заказом.

– Сегодня одним из актуальных направлений развития энергетического рынка является цифровизация бизнеса. Есть ли подобные предложения у СТГТ?

– Да, и это важное для нас направление. Для более гибкой и эффективной эксплуатации и технического обслуживания установленного энергетического оборудования и оптимизации рабочих процессов с января 2019 года Департамент сервиса СТГТ предлагает своим заказчикам цифровые услуги и решения в рамках долгосрочных договоров сервисного обслуживания.

При этом ключевой подход компании к теме цифровизации – это совместное создание ценности для каждого отдельного заказчика, направленное на получение устойчивой дополнительной прибыли. Данный подход строится как на использовании готовых продуктов и услуг из цифрового портфолио «Сименс», так и на применении абсолютно новых, совместно разработанных решений для каждого отдельного энергетического объекта.

Цифровое портфолио СТГТ основывается на многолетнем опыте и экспертных знаниях по эксплуатации и техническому обслуживанию генерирующего оборудования компании «Сименс» и ориентировано на получение прибыли для конечного пользователя.

– Какие именно решения по цифровизации энергетических объектов предлагает СТГТ?

– Как одно из решений по цифровизации энергетических объектов, направленных на предиктивную аналитику и обеспечение надежной работы основного оборудования станции, «Сименс» предлагает российским генерирующим и сервисным компаниям услуги по удаленному мониторингу парка установленного оборудования.

Компания «Сименс» имеет 35‑летний успешный мировой опыт мониторинга более чем 615 газовых турбин и 140 паровых турбин общей мощностью, превышающей 169 ГВт. Удаленный мониторинговый центр (УМЦ) СТГТ (рис. 7) является филиалом головной компании в России и обладает всеми компетенциями многолетнего опыта мониторинга основного оборудования электростанций компании «Сименс». Благодаря этому любое выявленное отклонение анализируется и оценивается на его статистическую достоверность, что позволяет отличить его случайную природу от возможной системной ошибки. Этот важный функционал отличает диагностическую модель компании «Сименс» от других продуктов, предлагаемых на сегодняшний день на российском рынке мониторинговых услуг энергетического оборудования.

ris7



УМЦ СТГТ способен предсказать неблагоприятную тенденцию развития параметров, своевременно исключить серьезные повреждения, спрогнозировать необходимость быстрой замены вышедшей из строя детали еще до того, как это создаст аварийную ситуацию.

В УМЦ силами российских специалистов по мониторингу и сервисному инжинирингу отслеживается работа электростанций по всем ключевым показателям эффективности, что позволяет формулировать своевременные рекомендации для обеспечения надежности и оптимальной работы оборудования заказчика. Эксплуатационные данные с определенной периодичностью анализируются в СТГТ при помощи специально разработанных алгоритмов и математических моделей и сравниваются с ожидаемым статистически обоснованным поведением. В случае возникших отклонений заказчик сразу же информируется о необходимых корректирующих действиях.

За время работы российского УМЦ специалисты СТГТ проанализировали поведение многих турбин Е- и F-класса, работающих в Российской Федерации и подключенных к УМЦ СТГТ. Это позволило получить более полную картину особенностей эксплуатации отдельных турбин и вспомогательного оборудования в России, с помощью чего удалось предотвратить несколько аварийных ситуаций на конкретных объектах, своевременно спрогнозировать необходимость закупки запасных частей и разработать методологию соответствующих ремонтных работ в ближайший запланированный останов.

– В текущее непростое время практически все отрасли экономики затронули экстренные меры по переводу на удаленную работу целых предприятий. Предлагает ли СТГТ какие‑либо решения в этой части для своих заказчиков?

– Для поддержки наших заказчиков компания СТГТ предлагает, например, дополнительные бесплатные лицензии для операторских станций. При этом у наших заказчиков появляется возможность организовать дополнительные удаленные рабочие места, что позволяет защитить их персонал, повышает надежность управления и поставки энергии потребителям в это критическое время. Также наша компания предлагает свои экспертные услуги в решении вопросов эксплуатации, пусконаладки, настройке режимов горения в удаленном режиме поддержки. При этом при предоставлении услуги соблюдаются все требования по информационной безопасности, поскольку отсутствует прямое подключение к системе управления, происходит только дублирование видеосигнала с системы управления, например ГТУ, на отдельный ноутбук заказчика на объекте, а затем его последующая трансляция в офис СТГТ в режиме видеоконференции. Специалисты по пусконаладочным работам и УМЦ СТГТ поддерживают заказчика по вопросам эксплуатации, пусков, настройки режимов горения в режиме видеоконференции без выезда на объект, используя дублированную картинку.

– Что отличает работу Департамента сервиса СТГТ с заказчиками? Как вам удается предлагать актуальные, востребованные решения?

– Специалисты отдела продаж Департамента сервиса СТГТ работают в тесном взаимодействии с коллегами из головного офиса. Их интеграция в международную команду позволяет иметь доступ к последним разработкам компании «Сименс» и предлагать самые современные сервисные решения российским заказчикам. Это могут быть как отдельные заказы на проведение планового ремонта или точечной модернизации оборудования, так и договоры на оказание долгосрочного сервисного обслуживания. При этом для каждого заказчика подбираются индивидуальные технические решения, а также согласовываются индивидуальные условия договоров.

Компания «Сименс Технологии Газовых Турбин» на регулярной основе организует на территории своего многофункционального энергетического комплекса в Ленинградской области конференции пользователей газовых турбин ГТЭ-160 / SGT5-2000E и SGT5-4000F.

На такие встречи всегда приглашаются технические специалисты электростанций, где установлены данные ГТУ (главные инженеры, заместители главных инженеров по ремонту, начальники управления по эксплуатации ГТУ), а также специалисты компании «Сименс» (включая экспертов головной компании). На конференциях живо обсуждаются текущие вопросы эксплуатации и сервисного обслуживания установленного у заказчиков генерирующего оборудования. Представляются технические новшества, улучшения и достижения в плане развития и создания новых версий газовых турбин, возможные пакеты модернизаций. Программы конференций формируются с учетом интересов и актуальных вопросов заказчиков, а заказчики в свою очередь делятся опытом эксплуатации своего оборудования с другими участниками конференции. Каждый раз конференции становятся удобной площадкой для обмена опытом среди пользователей газовых турбин «Сименс».

Видеоролик о Департаменте сервиса СТГТ представлен на YouTube канале «Сименс» https://youtu.be/lt29B05DXeI (название видео: «Локальный сервис «Сименс Технологии Газовых Турбин» (ГТУ и ПГУ»).

Турбины

Похожие Свежие Популярные