16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/385/3296303.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (385) март 2020 года

Сентиментальные роботы – новая реальность

Энергетика: особый взгляд Ирина КРИВОШАПКА 616

Гипнотический трек двухлетней давности о любви красотки-андроида и человека в исполнении Кэти Перри и Zedd – одна из многих современных музыкальных новелл о том, что искусственному интеллекту не чужды человеческие чувства. И они могут быть взаимны, хотя и не навсегда.

Компьютерные аналоги человеческого мозга при всем совершенстве пока еще слишком прямолинейны, категоричны и однозначны. Эксперты даже говорят о том, что ИИ не обладает оттенками сознания, свойственными людям. При этом функционал человекоподобных машин более чем уникален.


Медийная персона

Японская Эрика собрана в 2014 году. Двигать руками она пока не умеет, но может распознавать лица собеседников и их речь: 14 тепловых датчиков, установленных в стоящих с ней рядом цветах, позволяют ей определять, есть ли кто‑то в комнате. Известная всему миру робот София может изобразить более 60 выражений лица и свободно вести беседу, она имеет 70 тысяч подписчиков в Инстаграмме и даже получила гражданство Саудовской Аравии в 2017 году, после чего стала настоящей медийной персоной. Она умеет поддерживать зрительный контакт с собеседником: изображения с камер в ее глазах обрабатываются, чтобы София могла видеть. Она умеет ходить, но делает это пока медленно и неуверенно. При этом София не лишена скромности: на саммите по искусственному интеллекту в Женеве в 2017 году она захотела, чтоб ее воспринимали не как подобие человека, а исключительно как робота, учитывая торчащие из ее головы провода. Комментируя свое пожелание, София отметила, что «возможно, когда‑то у всех нас будут такие провода». Андроиду нравится общаться с людьми, причем она считает себя недостаточно умной. В замыслах изобретателя Софии Дэвида Хэнсона – наделить роботов более сильными интеллектуальными способностями и эмоциональными познаниями человека.


Живые сотрудники

Российские разработчики, представляющие резидента «Сколково», создали «живых» сотрудников. Сегодня 514 андроидов трудятся в 36 странах мира, выполняя функции гидов, консьержей, консультантов, промоутеров и т. д. Роботов можно встретить в аэропортах, отделениях сотовой связи и банках, торговых и бизнес-центрах, ресторанах, музеях, жилых комплексах.

Авторы технологии пошли дальше: они создали человекоподобного робота-компаньона с внешностью Альберта Эйнштейна, который участвовал на форуме Finopolis в Сочи в 2019 году. Механический Эйнштейн может двигать глазами, бровями, губами, шеей, а также поддерживать разговор. «Лицо» андроида может воспроизводить более 600 вариантов микромимики человека. Чтобы добиться максимальной реалистичности, инженеры создали и запатентовали собственную конструкцию лица, а также использовали свою технологию создания искусственной кожи.



Есть сведения, что отечественные авторы роботов сейчас заняты разработкой более привлекательной модели – в обличье Мерилин Монро.


Красота спасет мир

Эксперты в области робототехники и разработчики таких «систем» все чаще задумываются о том, чтобы роботы были безопасны для общества и не нарушали права человека, поскольку развитие ИИ иллюстрируется подчас совсем фантастическими примерами, о которых еще несколько лет назад мы и представить не могли.

Лондонский стартап Geomiq по заказу одного из своих клиентов искал человеческое (и человечное) лицо для робота. Анонимная робототехническая компания решила купить «права на лицо» за 100 тысяч фунтов стерлингов (а это более 8 млн рублей), для того чтобы добавить последние штрихи в образ современного гуманоидного робота, над которым она работала. После получения авторских прав лицо должно было воспроизвестись на 3D-модели и стать «шаблоном» для тысяч роботов по всему миру.



Заказчик также уточнил, что лицо должно быть «доброе и дружелюбное», так как будущие роботы ориентированы на помощь пожилым людям. Известно также, что проект развивался несколько лет, получил денежную поддержку ряда инвесторов и фондов. Насколько эта инициатива получила реальный спрос, пока неясно, производство роботов намечено на 2020 год. В ходе презентации этой идеи в мировых соцсетях даже начали шутить на эту тему и делиться своими лицами.


От производства до разведки

Робототехнические системы постепенно проникают в самые разнообразные области человеческой жизни: от типичного производства до разведки, сферы развлечений, безопасности и личной помощи. Японские разработчики уже создают роботов – помощников пожилым людям, а NASA разрабатывает новое поколение космических исследователей, роботы-рекрутеры ищут соискателей на вакансии, чат-боты общаются с нами в финансовой сфере. Специалисты рынка труда говорят, что высокий уровень оплаты труда и роботизация любой деятельности уменьшает расходы работодателя.

Появился новый термин, характеризующий соотношение роботов и людей, занятых в мировой промышленности, – «плотность робототехники». Его придумала Международная федерация робототехники, которая представила данные, что только в 2018 году по всему миру было продано более 420 тыс. роботов на сумму 16,5 млрд долларов. В пятерку стран, наиболее инсталлировавших роботов в свою промышленность, входят Китай, Япония, Южная Корея, США и Германия.


Претенденты на госслужбу

Да что там промышленность – роботы уже делают медицинские операции. В одной из московских больниц врачи провели первую в России операцию по удалению грыжи с помощью роботического хирургического комплекса Da Vinci.
По информации пресс-службы столичного департамента здравоохранения, обычно такие операции выполняются платно и в США. В нашей стране это стало возможно благодаря гранту на оказание помощи с применением робот-ассистированных хирургических систем, операция прошла бесплатно по полису ОМС. По словам хирургов, камера и «руки» робота Da Vinci показали как изображение процесса, так и результат лучше, чем при открытой операции – у пациента не осталось разреза передней брюшной стенки и болевых ощущений после операции.

Идею медиков намерен перенять Минюст РФ, предложивший прописать правила диалога с должниками роботов-коллекторов. Сейчас Министерство юстиции разрабатывает законопроект, реформирующий систему взыскания долгов. Некоторые фирмы уже подключают к диалогу с должниками искусственный интеллект. Но даже на роботов должны распространяться правила. Согласно законопроекту использование автоматизированного интеллектуального агента (робота-коллектора) относится к непосредственному способу взаимодействия с должником. Например, на роботов будут распространяться ограничения по числу звонков: искусственный интеллект не вправе нарушать сон человека.

«При получении услуг нам не важно, как говорит наш собеседник, – важно как он выглядит. Человеку важнее говорить с человеком, а не по‑человечески», – так говорят авторы исследования из Пермского национального исследовательского политехнического университета, которые проанализировали взаимодействие людей разных возрастных категорий и роботов. Причем изучение взаимодействия прошло в рамках тестирования и в «полевых» условиях – в реальном российском МФЦ. В ходе исследования появились довольно любопытные выводы. Например, робо-энтузиасты (18‑30 лет, с позитивной установкой к новым технологиям) считают, что вскоре роботы смогут выполнять роль партнера. Робо-скептики (18‑30 лет, с осторожным отношением к новым технологиям) этого опасаются. А возрастные участники (от 35 лет) – отвергают.

Робо-энтузиасты отмечают честность и нейтральность роботов в сравнении с человеком, возрастные участники имеют опасения на их счет (сбои, безопасность, надежность), а робо-скептиков тревожат этические вопросы (как относиться к роботу, в какие отношения допустимо вступать). Идеальный робот – это функциональное, в первую очередь, коммуникативное техническое устройство. Он понимает человека, способен вести диалог, выражать базовые эмоции, адаптируется под нужды конкретного человека.

По итогам проведенного исследования в МФЦ стало ясно, что настороженное отношение к роботам присутствует в общественном сознании, но не является преобладающим: около 20‑24 % клиентов МФЦ имеют явные предубеждения к новым технологиям и роботам, как на уровне субъективных оценок, так и на уровне поведенческих практик. При этом около 11‑15 % опрошенных клиентов МФЦ проявляют высокий интерес к роботам и минимальную дистанцию к взаимодействию с ними. Половина клиентов МФЦ видят в роботах новые возможности для человечества, перспективы развития и улучшения жизни (46 %) и выражают готовность к принятию роботов в качестве функционального обслуживания по стандартным процедурам (48 %).


Робототехника, Цифровизация

Похожие Свежие Популярные