16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/385/3208020.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (385) март 2020 года

Адаптация иностранных практик: российские особенности

Тема номера Беседовала Ирина КРИВОШАПКА 592
Александр Батраков, генеральный директор компании ООО «Уралэнергосбыт»

Энергосбытовой бизнес в России начинался первоокрывателями этого направления в полном смысле слова – подобной деятельностью в стране никто не занимался как до реформирования электроэнергетикии, так и после, когда в отсутствие четких правил и регламентов у руля сбытовой деятельности во многих регионах оказывались далеко не праведные руководители.

Однако именно они сыграли большую роль в формировании нынешнего сбытового сектора, который напрочь лишил права ведения бизнеса большую часть недобросовестных участников, нацеленных лишь на получение личной прибыли. В этом уверен Александр Батраков, генеральный директор компании ООО «Уралэнергосбыт» (гарантирующий поставщик электрической энергии в Челябинской области).

– Почему к настоящему моменту у энергосбытов сформировалась неоднозначная репутация и каким образом ее можно улучшить?

– Полагаю, речь идет о многочисленных банкротствах и неплатежах сбытов, имевших место в последние годы. На самом деле, здесь можно говорить о завершившейся консолидации активов в отрасли – со скандалами из нее ушли недобросовестные игроки, целью которых было быстрое обогащение за счет других субъектов, прежде всего сетевых и генерирующих компаний. Их место заняли крупные энергетические холдинги, такие, как «Т Плюс», «ИнтерРАО», «РусГидро», «Росэнергоатом». Данные компании, безусловно, заинтересованы в долгосрочном развитии бизнеса, а значит, будут заниматься повышением эффективности и стандартов обслуживания клиентов, соблюдая при этом платежную дисциплину. Поэтому по прошествии какого‑то времени, на мой взгляд, репутация энерго­сбытовых компаний сама собой восстановится.

– Какие трудности возникают у вас при взаимодействии с сетевыми компаниями?

– Здесь необходимо разделить все сетевые компании на 2 большие группы: входящие в государственный холдинг «Россети» и находящиеся под управлением иных собственников. В отношении первой группы нет оснований говорить о каких‑то серьезных трудностях, скорее, это рабочий процесс, в котором 2 субъекта постоянно взаимодействуют друг с другом, решая те или иные проблемные ситуации. Среди второй группы большое количество ТСО, как правило, мелких (к примеру, в Челябинской области их более 50), которые не обладают необходимой материально-технической базой и компетенциями. По факту они не осуществляют эксплуатацию сетей, потери достигают огромных величин, при этом они не компенсируются сбытовой компании, как это должно быть.

– Воспользовались ли вы опытом компании «Фортум», с которой вы связаны бизнесом и которая может предложить успешную практику, не так ли?

– Как раз сейчас мы активно изучаем опыт корпорации Fortum. Она представлена во всех скандинавских странах в секторе электрического ритейла, где действует в условиях гораздо более жесткой конкуренции. Рынок этих стран развитый и зрелый в сравнении с отечественным, поэтому у коллег определенно есть чему поучиться. Там сбытовые компании до 30 % своей прибыли зарабатывают на продаже дополнительных сервисов для потребителей. Мы понимаем, что не весь опыт может быть скопирован в России, это связано с особенностями модели рынка и разными регуляторными механизмами, но некоторые практики вполне успешно можно адаптировать, мы планируем это делать.

– Как вы решаете вопросы больших кассовых разрывов, когда потребитель не платит вовремя, но при этом нужны средства на закупку энергии у сетевой компании?

– Эффективный сбор денег – это прямая и одна из ключевых задач любой сбытовой компании. К сожалению, не все потребители отличаются высокой платежной дисциплиной. Мы активно работаем над ее улучшением, это наша ключевая функция. Взаимодействовать со сбытовой компанией должно быть удобно. Необходимы понятные и простые для всех категорий клиентов каналы, системы оплаты. А для принципиальных неплательщиков неотвратимые меры, предусмотренные законодательством, – ограничение и взыскание в судебном порядке. Но на практике не всегда удается совсем уйти от кассовых разрывов, и тогда выход только один – кредитование.

– Сказывается ли на вашей деятельности тот факт, что все чаще крупные потребители заключают прямые договоры с генерирующими или сетевыми компаниями? Замечаете ли вы такую тенденцию на рынке?

– Безусловно, это снижает наши продажи и выручку. Но это нормальная ситуация для конкурентного рынка, мы должны предлагать потребителям такие условия сотрудничества, чтобы сомнений в выборе поставщика не возникало.

– Является ли ваша деятельность рентабельной на данный момент?

– Энергосбытовой бизнес, как и любой ритейл, всегда характеризуется низкой маржинальной прибылью и большими оборотами, поэтому рентабельность невысокая, но стабильная.


Энергосбыт

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные