16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/381-382/9959951.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01-02 (381-382) январь 2020 года

Альтернативы нет

Выставки и конференции Елена БЕХМЕТЬЕВА 1083

Эксперты выясняли, почему действующая модель организации отрасли теплоснабжения не способствует привлечению инвестиций.

На данный момент Россия занимает первое место в мире по развитию теплофикации, протяженности тепловых сетей, затратам топлива в системах централизованного теплоснабжения. На расходы отрасли направляется около половины всего объема топлива в нашей стране. На протяжении десятилетий в данной сфере копились проблемы, среди которых: высокий износ оборудования, в том числе тепловых сетей, неоптимальная загрузка систем теплоснабжения, рост дебиторской задолженности за потребляемые коммунальные ресурсы. Ко всему прочему, потери в теплосетях в среднем достигают 20‑30 %, ухудшается надежность и качество теплоснабжения.

Что делать с этим «снежным комом», обсуждали участники круглого стола на тему «Практика применения ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения», организованного Комитетом Госдумы по энергетике в конце 2019 года.


Реформа только начинается

– Отрасль нуждается в серьезной модернизации, объем необходимых инвестиций оценивается в 2,5‑3 триллиона рублей до 2025 года, – констатирует председатель профильного Комитета Павел Завальный. – Текущих вложений, а это порядка 90 миллиардов рублей в год, явно недостаточно. Более того, действующая модель организации отрасли не способствует не только привлечению дополнительных инвестиций, но и эффективному использованию тех, которые все же удается привлечь.

29 июля 2017 г. принят Федеральный закон № 279‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения». Заложенная в нем модель предполагает отказ от прямого регулирования тарифов и внедрение с согласия глав регионов и муниципалитетов принципа ценообразования на основе утверждаемой предельной цены замещающего источника – «альтернативной котельной».

Парламентарий заметил: реформа теплоснабжения в стране только начинается, вопрос в том – поможет ли она устранить многочисленные «пробелы»? Один из них связан с тем, что загрузка ТЭС, работающих в теплофикационном режиме, зачастую не превышает 30 %, а средняя загрузка котельных и того ниже – 15 %. Это сказывается на эффективности всей отрасли, в том числе на тарифах.

– Энергокомпании жалуются, что низкие тарифы не позволяют оправдывать вложенные средства. Если же посмотреть на эту услугу с точки зрения эффективности, качества, надежности поставки тепла, выходит, тариф, оплачиваемый гражданами, даже завышен. По сути, они оплачивают неэффективность, – отмечает Павел Завальный. – Надо выходить из ситуации, повышать инвестиционную привлекательность отрасли, не поднимая тарифы – тем более в последние пять лет доходы граждан практически не росли. Сегодня требуются другие механизмы, нужно при поддержке государства, бюджетов всех уровней проводить модернизацию. Одна из задач как концессионных соглашений, так и метода «альтернативной котельной» – проведение более глубокой реформы с организацией, настройкой эффективной системы теплоснабжения.

Речь идет о монопольном виде деятельности в отдельно взятом населенном пункте или городе, значит, во главу угла надо ставить теплофикацию, повышать эффективность работы ТЭС параллельно с их модернизацией по ДПМ, КОМу, КОММодам. Мы, в свою очередь, создали условия для начала масштабной модернизации, подготовив необходимую нормативную базу.

При принятии закона было много споров, в итоге облегчены условия для субъектов Федерации, акцент сделан на добровольности внедрения данного механизма. Уже есть первые практики его применения, поступают заявки от желающих на ближайшие годы. Кроме того, звучат мнения о необходимости ускорения согласования применения данного механизма, альтернативы которому, по сути, нет.


29 регионов поддержали новую модель

И.о. заместителя директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Юлия Бондаренко уточнила, что на момент проведения круглого стола правительство РФ одобрило переход на «альтернативную котельную» четырех муниципальных образований: города Рубцовска Алтайского края, рабочего поселка Линево Новосибирской области, города Барнаула Алтайского края, города Ульяновска Ульяновской области. В Рубцовске и Линеве переходный период в ценовую зону теплоснабжения завершен, в Ульяновске и Барнауле он завершился 1 января 2020 года.

По состоянию на 1 января 2019‑го в ценовых зонах теплоснабжения проживало 160,6 тысячи человек, а к концу года данный показатель превысил 1,5 миллиона человек.

– При этом не происходит какого‑то шокового роста цен для потребителей, поскольку предусмотрены определенные меры, позволяющие в течение 5‑10 лет поэтапно поднимать тариф. В основном он либо индексируется по уровню инфляции, либо увеличивается на три-четыре процента, – уточняет представитель ведомства.

Первые результаты по Рубцовску показывают сокращение количества прекращений подачи тепла в результате технологических нарушений: в 2018 году этот показатель достигал 178 единиц, а по итогам 2019‑го уменьшился до 142. Снижается удельный расход условного топлива ТЭС: с 184,99 кг у.т. / Гкал в 2018‑м до 182,91 кг у.т. / Гкал в 2019‑м. Падают технологические потери: с 3,31 Гкал / м2 до 1,71 Гкал / м2. Доля отпуска потребителям тепловой энергии по приборам учета, наоборот, выросла за год – с 84,5 % до 85,1 %.

– Сейчас на рассмотрении находятся обращения по отнесению к ценовой зоне теплоснабжения Оренбурга и Прокопьевска. До конца 2019 года ждем обращения от пяти городов: Самары, Тольятти, Владимира, Красноярска и Канска. В 2020‑м ожидаются обращения еще от 20 городов: Балаково, Иваново, Инта, Йошкар-Ола, Кирово-Чепецк, Медногорск, Нижний Новгород, Новокуйбышевск, Новочебоксарск, Пермь, Саранск, Сосногорск, Сыктывкар, Ухта, Чайковский, Чебоксары, Черногорск, Абакан, Белово, Бийск, – комментирует Юлия Бондаренко. – Только в рамках этих 29 населенных пунктов, поддержавших модель «альтернативной котельной», объем привлекаемых в систему теплоснабжения инвестиций составит около 19 миллиардов рублей. Это не приведет к сильному скачку цен на тепловую энергию. Хотя модель альткотельной начала внедряться относительно недавно, уже наблюдается положительная динамика.


"Реформа теплоснабжения в стране только начинается, вопрос в том – поможет ли она устранить многочисленные «пробелы»? Один из них связан с тем, что загрузка ТЭС, работающих в теплофикационном режиме, зачастую не превышает 30 %, а средняя загрузка котельных и того ниже – 15 %. Это сказывается на эффективности всей отрасли, в том числе на тарифах."



Пусть внедрение нового механизма происходит недостаточно интенсивно, важно понимать: если эта модель будет каким‑то образом приостановлена или будут чиниться препятствия на нормативно-правовом уровне, то, по нашему мнению, будет происходить деградация основных фондов, потеря полезного отпуска. Потребители начнут переходить от централизованного теплоснабжения на индивидуальное отопление.

Как следствие, неизбежен кратный рост тарифов, уход бизнеса с рынка, муниципалитеты будут вынуждены содержать тепловые сети и источники, что приведет к увеличению роста бюджетных расходов. Кроме того, в связи с дальнейшей котельнизацией и неэффективным теплоснабжением и теплопотреблением обострятся экологические проблемы.

На объектах теплоснабжения субъектов РФ по линии Ответственного дежурного Минэнерго России в период с 2017 по 2019 год зафиксировано 424 случая технологических нарушений, аварий, инцидентов, из них 310 аварий с прекращением теплоснабжения потребителей (около 2  755  892 человек). Если не усилить целевую модель, не стимулировать ее внедрение, эта тенденция сохранится.

На основании обратной связи от регионов выделены основные факторы, сдерживающие их переход к ценовым зонам теплоснабжения. Речь идет о недостаточном учете в действующих технико-экономических параметрах цены «альтернативной котельной» региональной специфики (этажность, плотность застройки и т. п.), а также недостаточном учете в модели альткотельной особенностей малых поселений, малых систем централизованного теплоснабжения – для этого типа поселений характерны высокие текущие тарифы, при переходе на новую модель потребуется их «заморозка», что приводит к риску отсутствия интереса инвесторов.

Существует необходимость синхронизации новой модели с мерами, связанными с действием института индекса платы граждан за коммунальные услуги, и мерами социальной поддержки по оплате ЖКУ.

Также регионы отметили риски, связанные с переделом собственности (поглощение сетевых организаций, перераспределение нагрузок между частными генераторами, «ценовые войны»).

Не стоит игнорировать низкую осведомленность местной и региональной власти в вопросах новой модели рынка тепла в совокупности с низкой мотивацией на проведение предложенной реформы и иных активных действий по изменению текущей ситуации. Еще один «камень преткновения» – сложный порядок отнесения поселения к ценовым зонам теплоснабжения.

Кстати, некоторые регионы предлагают перенести принятие решения о переходе на модель «альтернативной котельной» с федерального на региональный уровень. Также звучат идеи о закреплении императивности перехода.


Инструментарий персонифицированной ответственности

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ видит механизм «альтернативной котельной» как инвестиционный инструмент развития сферы теплоснабжения.

– При текущих параметрах данная модель применима в тех населенных пунктах, где есть объекты когенерации, а значит, имеется серьезный ресурс для повышения эффективности данной сферы. Под этой моделью организации взаимоотношений мы видим, прежде всего, серьезный технологический инструментарий другого принятия решений и персонифицированной ответственности поставщика за качество своей работы, – говорит директор департамента развития ЖКХ Минстроя России Светлана Никонова. – Базовыми условиями в данной модели должны являться параметры качества поставки тепловой энергии и соразмерная ответственность за нее.

То есть если ты отвечаешь за поставку на конце, значит, должен иметь право принятия решения. Анализ схем теплоснабжения по различным городам показал, что при сопоставимости условий теплоснабжения со сравнимыми европейскими городами у нас удельное потребление на квадратный метр площади по ряду территорий соотносится один к трем.

Это подтверждает, что мы имеем большой запас резервных мощностей и запас по оптимизации технологических решений. Считаем, новая модель рынка тепла должна обеспечить эффективность, надежность и качество поставок. Для развития этого инструментария не помешает закрепить такие оценочные показатели, которые бы простым и понятным набором параметров определяли бы качество систем и схем теплоснабжения.

Внутренняя эффективность при фиксированной конечной цене позволит расширить инвестиционный потенциал не за счет увеличения ценовых показателей, а за счет улучшения технологических условий и повышения качества технологических решений. Эту возможность дает новая модель рынка тепла.

Что касается ценовых параметров, все решения, полагает Светлана Никонова, должны приниматься во взаимной увязке с комплексом поставки коммунальных услуг, то есть при принятии таких решений регионы должны оценивать коммунальную корзину в целом – как такие изменения повлияют на другие составляющие платежа гражданина. На сегодняшний день, учитывая имеющиеся ограничения, встает вопрос повышения эффективности адресных субсидий. При этом принятие решений по одному виду услуг не должно ущемлять интересы и инвестиционные потребности других коммунальных услуг.


"Внутренняя эффективность при фиксированной конечной цене позволит расширить инвестиционный потенциал не за счет увеличения ценовых показателей, а за счет улучшения технологических условий и повышения качества технологических решений. Эту возможность дает новая модель рынка тепла."


Представитель ведомства подчеркнула, что Минстрой не совсем разделяет критичную позицию коллег из Минэнерго относительно существующей традиционной схемы тарифного регулирования.

– Вопрос в эффективном использовании инструментария. Мы видим перспективу в переходе на метод технологических эталонов – таким образом, в отрасли сформируются две основные модели функционирования. Если системе необходим серьезный объем инвестиций, возникают вопросы более эффективного развития системы с точки зрения распределения нагрузок, повышения ее эффективности и консолидации участников, в том числе сетевого комплекса, то, безусловно, нужно переходить на метод «альтернативной котельной».

Если речь идет о более мелких населенных пунктах, которые не всегда могут существовать без бюджетной поддержки, тогда нужно применять технологические эталоны и выстраивать систему мер государственной поддержки отрасли. Но не надо перекладывать на граждан всю тарифную нагрузку, с учетом необходимости обновления мощностей в сфере теплоснабжения.

Заместитель начальника Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства ФАС РФ Елена Цышевская заметила: «Даже если Минэнерго предложит императивный путь внедрения альткотельной, думаю, мы не поддержим данный подход».

Спикер также обратился к данным мониторинга ситуации с тарифами в ценовых зонах, которые показывают, что ценовых потрясений не произошло даже в условиях значительной разницы текущего тарифа и цены «альтернативной котельной».

– В Рубцовске единая теплоснабжающая организация приняла на себя обязательства по реализации схемы теплоснабжения с органом местного самоуправления о том, что цены для потребителей не вырастут выше инфляции, – комментирует Елена Цышевская. – В Линеве же рост цен предполагается не выше инфляции, увеличенной на 3,5 %. В Барнауле предлагается ежегодный рост цен не выше индекса потребительских цен, увеличенного на 2 %.

В Ульяновске переход в ценовую зону теплоснабжения позволит «заморозить» на 2020 год цены на тепловую энергию для потребителей, на которых приходится около 50 % объема отпуска тепловой энергии в городе. Немаловажно, что в среднем цена на тепло не вырастет более чем на инфляцию.

– При принятии закона много опасений высказывалось в части возможностей злоупотреблений со стороны единой теплоснабжающей организации. Пока таких претензий нет, механизмов контроля достаточно, – заявила представитель ФАС.

Павел Завальный считает, что механизм альткотельной должен быть отработан в каждом субъекте, хотя бы на одном населенном пункте – тогда появятся компетенции, понимание, как работает механизм, как выстраивается взаимодействие с потенциальными инвесторами.


Теплоснабжение, Инвестиции

Похожие Свежие Популярные