16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/381-382/9941564.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01-02 (381-382) январь 2020 года

Волшебник не прилетит. Надеяться производственным предприятиям нужно на себя

В 2020 году Министерство промышленности и торговли РФ намерено сфокусировать внимание на повышении глобальной конкуренции отечественных предприятий, укрупнив меры, которые прежде были узкоотраслевыми.

В последние годы промышленная политика в России реализовывалась в условиях экономических санкций, основной акцент государство делало на импортозамещение и локализацию.

Поскольку крупнейшие компании-заказчики начали активно переходить на оте­чественное оборудование, основные меры господдержки были сосредоточены на реализации данной задачи. К примеру, инвесторам предложили правовые режимы с фиксацией регуляторных условий на долгосрочную перспективу. В 2020‑м Министерство промышленности и торговли РФ намерено сфокусировать внимание на повышении глобальной конкуренции отечественных предприятий, укрупнив меры, которые прежде были узкоотраслевыми.


Критерии эффективности изменятся

Гульназ Кадырова– Из 40 мер мы планируем оставить порядка 15‑20 универсальных, но это не значит, что объемы господдержки снизятся, – отметила заместитель министра промышленности и торговли РФ Гульназ Кадырова 6 декабря на Национальном промышленном форуме. – Не изменяя целям, поставленным по реализации государственной политики, упростим процедуры, в том числе администрирования и подготовки предложений. К примеру, в части субсидирования НИОКР перейдем от узкоотраслевых направлений к универсальной программе поддержки. Новация заключается в том, что перечень современных технологий, на которые будут направлены меры поддержки, теперь будет утверждать правительство. Ранее решение принимала межведомственная комиссия при Минпромторге.

За период 2014‑2019 годов поддержку получили более 300 проектов в 10 отраслях. На развитие промышленности было направлено свыше 23,5 миллиарда рублей.

– Новая программа охватит больше участников и отраслей, поскольку смягчатся требования по капитальным затратам, обеспеченности оборудованием, производственным площадям. Главным критерием эффективности будет объем реализации высокотехнологичной продукции. Кроме того, мы будем выступать заказчиком, соисполнителем большинства комплексов научно-технических проектов в рамках утвержденной президентом стратегии научно-технологического развития, – уточняет замминистра. – Что касается субсидирования процентной ставки, программа распространится на потребительские отрасли промышленности. Тем более есть соответствующий запрос со стороны отраслей, имеющих короткий цикл с точки зрения доступности кредитных ресурсов. Необходимые нормативные акты частично приняты либо проходят межведомственное согласование. Мы нацелены запустить эти механизмы с начала 2020 года.

За время работы Фонда развития промышленности рассмотрено более трех тысяч проектов на общую сумму свыше 800 миллиардов рублей. Одобрен 701 проект, льготные займы получили 517. В 63 региона направлены средства в размере 111 миллиардов рублей. Открыто 177 предприятий в 52 регионах. Общий бюджет проектов, получивших займы фонда, – 328,4 миллиарда рублей. Судя по отраслевому срезу, больше всего проектов поддержано в сфере машиностроения (162) и медбиофарме (82).

– Для экономики нашей страны это 164 миллиарда частных инвестиций и 172,6 миллиарда налоговых отчислений во все уровни бюджета. Кроме того, создано 24 тысячи высокопроизводительных рабочих мест, – подчеркнула Гульназ Кадырова. – Немаловажно, что в регионах появляются свои фонды развития промышленности, их уже 61. Они поддержали 73 проекта на сумму свыше 4 миллиардов рублей.

Ключевым национальным проектом для Минпромторга России является «Международная кооперация и экспорт». В этой связи принимаются меры для повышения экспортного потенциала, увеличения доли нецелевого экспорта. По результатам первых конкурсных отборов, проведенных совместно с регионами, отобрано свыше 700 заявок от предприятий, готовых взять на себя обязательства по наращиванию поставок за рубеж. Более 90 % этого списка сформировали именно региональные компании, речь идет о 642 проектах из 711. Общий объем средств, запрашиваемый на эти программы, – 2,5 триллиона рублей. В начале 2020‑го ведомство намерено запустить второй отбор.

Кроме того, утвержден план модернизации 36 опорных лабораторий, которые позволят бизнесу снизить временные стоимостные затраты экспортеров на испытание продукции, продвигаемой за границу. Минпромторг преду­смотрел на это средства. В части регуляторики в планах – снижение налоговой нагрузки путем либерализации валютного законодательства, снятие логистических ограничений.


«Цифровизация – не волшебная палочка, это использование данных, их сбор, обработка, в том числе с применением любимого всеми термина «искусственный интеллект», в целях оптимизации ключевых бизнес-процессов для повышения конкурентоспособности».
Председатель правления, президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский



– Поскольку в Минпромторг были переданы торговые представительства, вместе с ними мы организуем единую систему продвижения экспорта. Во взаимодействии с РЭЦ создаем центры поддержки в регионах. В пилотном режиме запускаем группы поддержки экспорта в отдельных странах: Вьетнаме, Германии, Индии, Китае, Сингапуре, Турции и Узбекистане. Готовимся к вовлечению еще шести точек: Азербайджана, Индонезии, Ирана, Италии, Казахстана, Малайзии. В перспективе планируем охватить порядка 100 стран, – сообщила Гульназ Кадырова.


Лидеров «вооружат» информацией

Меры поддержки – острая тема для бизнеса, подтвердил президент РСПП Александр Шохин.

Александр Шохин– Начатое почти год назад переформатирование ключевых инструментов не завершено: не приняты новые правила субсидирования НИОКР по приоритетным направлениям промышленности, не утверждена единая лизинговая субсидия, нет ясности с поддержкой промышленных кластеров. Бизнес очень ждет перезапуска доказавших эффективность инструментов, – подчеркнул глава РСПП, напомнив, что с 2020 года должен вступить в силу механизм СПИК 2.0 (специальный инвестиционный контракт). Однако на момент проведения форума еще не была принята подзаконная нормативная база, необходимая для запуска нового инструмента.

В то же время запущенная недавно программа поддержки компаний, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, вызвала довольно живой интерес у бизнеса. Необходимо донастроить этот институт с учетом выявленных технических и системных проблем, не ограничиваясь только одним проведенным отбором. Да и в целом подумать о выходе за пределы 2024 года, который пока воспринимается как рубежный для многих инструментов поддержки.

С целью создания условий для поступательного развития современной отечественной экономики России во взаимодействии с национальными компаниями запущен федеральный партийный проект «Локомотивы роста», охвативший все регионы страны.

Денис Кравченко– Ключевые вопросы, которые возникают на местах у предприятий, промышленников, собственников и директоров, касаются привлечения средств, – комментирует координатор проекта «Локомотивы роста», заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Денис Кравченко. – Вторая важная проблема связана с недоинформированностью. На мой взгляд, нам необходимо объединить усилия для того, чтобы рассказать всем заинтересованным сторонам, какие меры государственной поддержки существуют. Мы сами активно проводим разъяснительную работу. Не так давно организовали семинар-совещание более чем для 100 человек на площадке РАНХиГС, куда пригласили руководителей всех ведущих институтов развития. Таким образом, стараемся «вооружать» наших представителей всеми инструментами поддержки, которые можно получить на федеральном уровне, чтобы они транслировали эту информацию на своих территориях.

По мнению координатора «Локомотивов роста», в условиях инновационного развития экономики интеллектуальные ресурсы страны являются одним из ключевых факторов, определяющих конкурентные преимущества государств на мировых рынках. Чтобы качественно преобразовать ситуацию в российской промышленности, дать сильный толчок развитию инноваций, необходимо в первую очередь разработать систему сохранения кадрового потенциала страны.


23,5 млрд рублей
направлено на развитие промышленности в 2014‑2019 гг. Поддержку получили более 300 проектов в 10 отраслях


Этот акцент поддержал генеральный директор УК «Металлоинвест» Андрей Варичев, выразив обеспокоенность тем, что новое поколение, которому вскоре предстоит работать в промышленной отрасли, может не справиться со сложными интеллектуальными системами.

– Беда нашего общества – ментальные троечники. Они всё знают, им кажется, что они уже все попробовали, но кругозор у них не очень широкий. Необходимо повышать качество знаний, давать молодежи хотя бы первичные навыки пользования новыми решениями – человек, интересующийся и культурно развивающийся, обязательно продолжит самостоятельно осваивать тему. Если этого не происходит, такого человека нужно менять, – рассуждает спикер. – Нашей промышленности предстоит столкнуться с серьезными вызовами – в эпоху цифровой трансформации будут нужны другие квалификации и навыки. Промышленная революция потребует работников нового качества.


Как продвинуться вперед и сэкономить?

Председатель правления, президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский успокоил: оте­чественная промышленность находится только на начальном этапе цифрового перехода, а значит, еще не поздно принимать глобальные решения.

– Цифровизация – не волшебная палочка, это использование данных, их сбор, обработка, в том числе с применением любимого всеми термина «искусственный интеллект», в целях оптимизации ключевых бизнес-процессов для повышения конкурентоспособности. Драйверами этого движения вперед являются компании-лидеры, которые работают в торгуемых отраслях, поскольку они конкурируют на глобальных рынках. Такая активность в настоящее время в основном сконцентрирована в очень ограниченном количестве крупных компаний – у них есть для этого импульс, необходимость, ресурс, соответствующая стратегия. Они нарабатывают различные решения, которые будут служить основой для их внедрения в соответствующих отраслях.

Тем не менее, полагает спикер, нужно учитывать две серьезные структурные проблемы:

– Первая называется «Сети пятого поколения». Проблемы коммуникации человека с человеком практически решены на платформе сетей четвертого поколения: мы общаемся друг с другом, качаем видео, получаем информацию. Сети пятого поколения придуманы, в первую очередь, для взаимодействия машин и механизмов между собой. Это ключевая технология и платформа для развития безлюдных производств, повышения их безопасности. Сети пятого поколения дадут возможность наладить масштабный обмен и сбор информации с огромного количества устройств, машин, механизмов. Подобная практика есть в странах-лидерах и на предприятиях-лидерах. Для этой огромной отрасли потребуются аппаратные и программные решения, создание большого количества датчиков и комплектующих. Однако на уровне правительства до сих пор не приняты стратегические решения, не определены частоты, на которых эта инфраструктура должна разворачиваться. Мне кажется, откладывая принятие решения, мы сами ухудшаем наши условия для конкуренции на мировой арене. К примеру, США, Китай, государства – члены НАТО намерены применять сети пятого поколения для развития новых систем вооружения. Надеюсь, российское правительство в ближайшее время все‑таки примет стратегические решения, они потребуют серьезной координации и программы действий вперед. В противном случае мы отстанем и в гражданских секторах, и в развитии новых систем обороны и вооружений.


«Ключевые вопросы, которые возникают на местах у предприятий, промышленников, собственников и директоров, касаются привлечения средств. Вторая важная проблема связана с недоинформированностью».
Координатор проекта «Локомотивы роста», заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Денис Кравченко


Вторая проблема обусловлена тем, что с проникновением цифровых технологий в ключевые технологические процессы, которые их упростят, сделают более надежными и эффективными, возрастают риски информационной безопасности. Интерес хакеров к проникновению в ключевые технологические процессы растет. В первую очередь, это касается таких отраслей, как нефтегазодобыча, энергетика, транспорт.

– Это новый вызов, о котором не нужно забывать при создании цифровых технологий. Такая работа начинает разворачиваться и нами, и коллегами в других российских компаниях, специализирующихся на создании соответствующих технологий. Не должно оставаться в стороне и государство, – отметил Михаил Осеевский, уточнив, что эта кроссотраслевая проблема будет рассматриваться на заседании комитета по цифровой экономике в первом квартале 2020 года.

Спикер полагает, что немало зависит от самих компаний – они должны понимать, к чему хотят прийти через три-пять лет. Исходя из этого, можно подобрать конкретные технические решения.

– В рамках нацпроекта «Цифровая экономика» предусмотрены денежные средства на субсидирование внедрения подобных решений предприятиями. В настоящий момент идет сбор заявок. Я считаю, это хороший инструмент. Вероятно, по итогам первого этапа потребуются какие‑то донастройки, но в целом государство определилось в своей политике, оно поддерживает цифровизацию предприятий через субсидирование таких расходов. Это хорошая возможность продвинуться вперед и сэкономить деньги, – резюмировал эксперт.

При этом, полагает Денис Кравченко, делая акцент на развитии сферы ИТ, не стоит забывать о развитии промышленности:

– Необходимо сохранять промышленную производственную базу, восстанавливать авиа- и судостроение, укреплять позиции в атомной отрасли, которая весьма конкурентоспособна в мире, поддерживать космонавтику, – рассуждает он. – Кроме того, нужно решать кроссотраслевую проблему со станкостроением, ведь оно является важнейшим звеном для перечисленных промышленных направлений.

Возвращаясь к проблематике реализации на практике и эффективности политики импортозамещения, спикер заметил, что это очень тонкая тема, к ней нельзя подходить поверхностно.

– Нужно обсуждать ее более детализированно, погружаясь в каждое из направлений. Где‑то мы неплохо сработали за эти пять с половиной лет, где‑то действительно проблемы остались и отдельные сегменты буксуют. Но, учитывая, что мы живем в глобальном мире, импортозаместить все до последней пружинки невозможно, да это и не нужно. Считаю, нам надо переходить к новому этапу – так называемой импортонезависимости: сосредоточить усилия на производстве конкурентоспособной глобальной продукции, осваивать внешние рынки и укреплять там позиции. У нас появился неплохой инструментарий поддержки импортозамещения, теперь нужно улучшать деловой климат, а не просто «заливать» деньгами все без разбора. Важно найти баланс. Поэтому большое внимание в своей работе мы уделяем отечественным производителям, которые за последние годы значительно улучшили качество продукции, – подчеркнул Денис Кравченко.

Андрей Варичев заметил, что тематика устойчивого развития страны, ставшая модной в последнее время, на самом деле не нова – ею занимались еще 20 лет назад.

– Мы более чем достойно прожили санкционный период, однако проблемы в это время решались проектным методом, а лучше бы опираться на системный, поступательный, долгосрочный подход. Это позволит нам идти вперед. Надеяться нужно только на себя, волшебник не прилетит.


Фото: пресс-служба Национального промышленного форума


Технологическая модернизация, Цифровизация

Похожие Свежие Популярные