16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/381-382/9932869.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01-02 (381-382) январь 2020 года

Концессия, как основной механизм ГЧП

Нынешнее состояние коммунально-энергетической инфраструктуры в стране сложно назвать удовлетворительным: коэффициент износа в ряде субъектов достигает 50‑60 %.

Для решения этих проблем помимо активных действий государства необходимы также колоссальные финансовые ресурсы, и здесь без внебюджетных источников не обойтись.


ГЧП-проекты находят свою нишу

Механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) давно и активно используются для привлечения инвестиций в развитие коммунально-энергетической инфраструктуры и благоустройство городов. Особенно ГЧП прижилось там, где есть экономически обоснованный тариф и высокая собираемость платежей. В относительно небольших муниципалитетах ГЧП-проекты тоже постепенно находят свою нишу.

По данным Минстроя России, активное применение механизмов ГЧП в ряде регионов позволило снизить аварийность в коммунально-энергетической сфере на 47 % и уменьшить потери в сетях на 18 %.

Если рассматривать географию реализуемых проектов, то по количеству лидируют Приволжский, Центральный, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. По объему привлекаемых инвестиций крупнейшие рынки ГЧП-проектов у Центрального, Южного, Приволжского и Уральского федеральных округов.

Согласно исследованию Национального центра ГЧП, в настоящее время в сфере коммунально-энергетической инфраструктуры и благоустройства реализуется 2769 проектов с общим объемом привлекаемых инвестиций в 721,6 млрд рублей, из которых 670 млрд рублей составляют средства частных инвесторов.

Средний срок реализации проектов составляет 11,5 года. При этом срок реализации половины проектов составляет 10 лет и менее. Объем внебюджетных инвестиций у 1969 проектов не превышает 10 млн рублей. Однако 19 проектов можно назвать «тяжеловесами» с объемом внебюджетных инвестиций от 10 млрд. рублей.

На разных стадиях подготовки также находятся более 700 проектов. Потенциальный общий объем привлекаемых ими инвестиций превышает 370 млрд рублей, включая более 320 млрд рублей – внебюджетных инвестиций.

Исследование Национального центра ГЧП отдельно выделяет как сегмент рынка – энергосервисные контракты с признаками ГЧП, направленные на повышение энергоэффективности за счет внедрения энергосберегающих технологий. Такие проекты реализуются в двух отраслях коммунально-энергетической сферы: в электро- и теплоснабжении. Рынок насчитывает около 200 проектов. Однако объем внебюджетных инвестиций в них составляет немногим более 3 млрд рублей.


Зайти «в одну лодку»

Татьяна ЖанковаРуководитель Центра инфраструктуры и ГЧП «ПСБ банка» Татьяна Жанкова отмечает, что коммунально-энергетическая сфера традиционно является наиболее развитой с точки зрения применения механизма ГЧП по причине высокой потребности муниципалитетов в оздоровлении коммунального хозяйства. Одним из факторов дальнейшего роста и лидерства коммунально-энергетической сферы на рынке ГЧП является включение энергетики в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года.

– Концессионный механизм применяется более активно, чем механизм соглашений о ГЧП, и уже показал свою эффективность. В сфере теплоснабжения по стране заключено концессионных соглашений на 75 млрд рублей, и прогнозируется стабильный рост за счет внедрения информационных технологий в теплоэнергетику, – говорит Татьяна Жанкова.

Феликс БлиновГенеральный директор Инвестиционной группы «РВМ Капитал» Феликс Блинов считает, что концессионное законодательство наиболее проработано в части обеспечения гарантий возврата инвестиций и продолжает совершенствоваться. В то время как другие формы реализации ГЧП-проектов по‑прежнему имеют законодательные пробелы. И когда предприниматель сталкивается с такими «белыми пятнами», он сталкивается с публичной стороной – государством. И чаще всего – проигрывает.

– Поэтому предприниматели выбирают концессию, поскольку в ней максимально жестко прописываются все условия. Но при этом механизм концессии отличается «тонкой настройкой», когда, с одной стороны, все процедуры четко регламентированы законом, а с другой – есть возможность индивидуального подхода к каждому конкретному проекту. В этом плане концессия очень хороша, – подчеркивает Феликс Блинов.

Между тем, по словам Татьяны Жанковой, в малых городах механизм концессии востребован, но пока недостаточно привлекателен для инвесторов по сравнению с другими инструментами. Это связано с несбалансированностью затрат на реконструкцию систем и ограничением текущих тарифов.

– Для улучшения ситуации необходимы дополнительные меры поддержки проектов на региональном уровне. Перспективой развития является и возможность объединить ряд однородных проектов в единый пул, что повысит их привлекательность, – отмечает Татьяна Жанкова.

На самом деле, дополняет Феликс Блинов, коммунально-энергетическая отрасль стала второй, после дорожной, активно внедряющей механизм концессий, и довольно успешно. Другое дело, что они меньше по чеку: если объем инвестиций в крупные дорожные проекты начинается от 1 млрд рублей, то в коммунально-энергетической отрасли средний чек составляет 100‑300 млн рублей. Но при этом проектов в коммунально-энергетической сфере больше всего по количеству.

– Это значит, что фактически благодаря механизму концессии решаются конкретные локальные проблемы отрасли, многие «мелкие узлы» приводятся в порядок. Но инвестирует в эти проекты, скорее всего, местный бизнес, игроки из этой же отрасли, которые используют ГЧП как удобную форму «упаковки» проекта, – отмечает эксперт.

По его мнению, для внешних инвесторов проекты со столь малым чеком не интересны. Ресурсы и усилия, которые потратит инвестор на реализацию проекта с чеком в 100 млн рублей или в 1 млрд рублей сопоставимы, а результат совершенно разный.

Феликс Блинов поддерживает мысль, что для привлечения внешнего инвестора нужно объединять однотипные проекты в лоты. Чтобы это было, например, 20 проектов по 50 млн рублей каждый, но в целом на 1 млрд рублей. Тогда инвестор может выбрать единого подрядчика, решение, проект и т. д.

Реализуемые ГЧП-проекты



Еще одна проблема – это низкая проработка проектов. Инвестору предлагается идея, когда все представленные в проекте цифры – чье‑то видение, не подкрепленное исследованиями, предпроектными работами или финансовым моделированием. А чтобы заинтересовать инвестора, проект должен быть проработан.

– Такие проекты должны в большей степени поддерживаться местными властями – капитальный грант, если мы говорим про концессию, минимальный гарантированный доход и т. д. Используя эти инструменты, государство может нивелировать риски, повысить экономическую эффективность проекта и в результате сделать его привлекательным для инвесторов. И совершенно точно, в таких проектах инвестор и власть должны находиться «в одной лодке», – убежден Феликс Блинов.


Реформа затормозила рынок

Согласно исследованию Национального центра ГЧП, сегодня почти 2448 проектов реализуются именно в форме концессионных соглашений (по 115‑ФЗ) с общим объемом привлекаемых инвестиций в 472 млрд рублей, из которых 420,8 млрд рублей составляют средства частных инвесторов.

Эксперты отмечают, что всплеск числа новых проектов в сфере коммунально-энергетической инфраструктуры и благоустройства наблюдался в 2015‑2017 гг., после того как вступили в силу положения ФЗ от 07.05.2013 № 103‑ФЗ4, обязывающие публичные правовые образования передавать объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения по концессионным соглашениям.

Принятые изменения установили ограничения на заключение договоров аренды в отношении данных объектов. В частности, если разница между сроком ввода объекта в эксплуатацию и опубликованием извещения о проведении конкурса составляет более 5 лет, передача объектов возможна только по концессионным соглашениям. До 1 января 2015 года был установлен переходный период, когда допускалась передача объектов по договорам аренды на срок до трех лет.

Реформа спровоцировала массовую трансформацию уже заключенных договоров аренды с инвестиционными обязательствами в концессионные соглашения, а также расторжение / признание недействительными таких договоров аренды и последующее заключение концессионных соглашений. К настоящему времени процесс трансформации сохраняется, но ежегодное количество прошедших трансформацию проектов далеко от значений 2015‑2017 гг., в связи с чем рынок вернулся к темпам роста, которые наблюдались до 2015 года.

При этом до сих пор имеет место обширная практика по оспариванию в судебном порядке фактов непередачи объектов коммунально-энергетической инфраструктуры в концессию. В 2019 году арбитражные суды рассмотрели более 200 таких дел.


Энергоснабжение, Теплоснабжение, ЖКХ

Похожие Свежие Популярные