16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/38/2570.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (38) октябрь 2003 года

На юге Европы нас интересует все

Нефть и газ в энергетике Дмитрий Бутрин

В середине сентября президент НК «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов прибыл в Сочи для встречи с президентом РФ Владимиром Путиным. По официальному сообщению пресс-службы президента, на встрече обсуждались вопросы транспортировки нефти из Западной Сибири в Европу. Владимир Путин спрашивал о проникновении «ЛУКОЙЛа» в европейскую экономику. За несколько дней до беседы с президентом России глава «ЛУКОЙЛа» провел ряд встреч с журналистами. Корреспонденты задали ему вопросов чуть больше, чем Владимир Путин.

- Аналитики связывали перспективы «ЛУКОЙЛа» с выходом на рынок США с покупкой Getty. Этот проект заморожен?

- Конечно, нет. Но не стоит забывать, что приобретение Getty делалось под конкретный проект- разработку Тимано-Печорской провинции. В свое время все части этого проекта заработают так, как мы планируем.

- «ЛУКОЙЛ» будет участвовать в тендере по приватизации румынской нефтяной отрасли?

- Мы рассматриваем возможность участия в приватизации Petrom, изучаем тендерную документацию. Пока неясно, будем ли мы действовать самостоятельно или в консорциуме. Нам интересна и переработка нефти, и добыча, благо, что продаются они в одном пакете.

- Сохраняете ли вы интерес к польской Rafineria Gdanska (RG)?

- RG нам по-прежнему интересна, и мы готовим новые предложения по этому предприятию. Очень надеюсь, что польское правительство будет руководствоваться чисто экономическими интересами, принимая решение о его приватизации. В любом случае мы не собираемся оставлять рынок Польши, будем искать возможность покупки нефтепереработки в Восточной Европе.

Приобретение сербской компании Beopetrol находится в том же русле. У нас существует стратегия действий на юге Европы - необходимо в первую очередь завершить реализацию Балканского проекта, системы обеспечения энергоресурсами всего региона, основа которой - наши dоwnstrеаm-активы в Болгарии и Румынии. Поэтому нас интересует в Южной Европе и на Балканах буквально все, что можно встроить в эту схему.

- «ЛУКОЙЛу» чаще, чем другим компаниям, приходится участвовать во внешнеполитических взаимодействиях. Как дорого обходится компании вовлеченность в большую политику?

- То, что у нас есть интересы и деловые проекты и на Каспии, и в Европе, и в США, накладывает на нас необходимость участвовать в политических процессах как экспертов российского правительства. То, что наши интересы с правительством совпадают, естественно: «ЛУКОЙЛ» - российская компания. Работа в таких проектах - это вполне реальные политические риски, и мы уже сталкивались с этим на Каспии. Но они просчитываемы, как и другие риски. Кстати, в последние два-три года мы заметили ощутимую поддержку наших действий и со стороны МИДа, и со стороны российского правительства, что делает нас более цивилизованными игроками на этом рынке.

- Почему «ЛУКОЙЛ» не объявил об официальной поддержке кого-либо на выборах в Госдуму?

- «ЛУКОЙЛ» текущая ситуация и особенно тенденции развития устраивают; то, что происходит в экономике страны, позволяет нам развиваться. Налоговые вопросы? Покажите мне хотя бы одну компанию в любой стране мира, которая могла бы сказать: «Нас полностью устраивают налоги, которые мы платим». Налоги всегда и везде слишком высоки. Там, где вопросы политики касаются непосредственно нашей деятельности, например на региональном уровне, мы в ней участвуем активно. То, что мешает нефтяному бизнесу развиваться, всегда обсуждаемо с руководством страны. Я не помню ни одного случая, когда мне бы не удалось при необходимости связаться с премьер-министром, с руководителями ведомств. Вообще, стены между крупным бизнесом и властью в России не было и нет: у руководителей крупных промышленных холдингов всегда есть возможность донести свою точку зрения, в том числе на встречах с президентом.

- Насколько «ЛУКОЙЛ» беспокоят участившиеся претензии правоохранительных органов к руководителям нефтяных компаний? К вашей компании, в частности, предъявлялись претензии по поводу использования «байконурских схем». Как, по-вашему, происходящее - это системные изменения в политике власти по отношению к нефтяникам?

- Мы эту ситуацию не считаем конфликтом. «ЛУКОЙЛ», используя схемы с легальной минимизацией налогообложения через Байконур, действовал исключительно в законном поле. Государственные структуры, заметим, официально никогда не говорили, что кто-то нарушил закон, но им эта схема показалась неэтичной. Что же, мы допускаем такую точку зрения, неэтично так неэтично - мы заплатили в бюджет то, что было необходимо, на этом все претензии к нам были исчерпаны. С моей точки зрения, именно в этом ключе и имеет смысл разрешать подобного рода ситуации.

- Как вы относитесь к идее ряда политиков об изъятии сверхдоходов нефтяных компаний?

- Это - вопрос расчетов, а не политической дискуссии. Вряд ли кто-то, хотя бы поверхностно проанализировав российскую систему налогообложения нефтяного экспорта, может сказать, что некие сверхдоходы от вывоза углеводородов за пределы страны у нефтяных компаний уже не изымаются. Не знаю, что можно придумать эффективнее, чем действующая шкала зависимости пошлин от цен на нефть на мировых рынках.

- «ЛУКОЙЛ» - пока единственная крупная нефтяная компания, контрольный пакет акций которой обращается на рынке. Вас не пугает эта ситуация?

- Эта ситуация была заложена в планы развития компании. В целом «ЛУКОЙЛ» всегда рассматривался нами как компания, стоящая в одном ряду с мировыми лидерами нефтегазового бизнеса, компаниями, ориентированными на плановую, прогнозируемую прибыль от любого своего проекта в любой точке мира. Целый ряд компаний сегодня торгует на рынке 3-10% своих акций, что позволяет провести их скупку или продажу в течение дня. И тем самым повысить капитализацию или, наоборот, провести спекулятивный сброс акций. В «ЛУКОЙЛе» это невозможно.

Значительная часть наших инвесторов консервативна, их интересуют именно долгосрочные показатели, а не возможность спекулятивной игры на акциях. Акционеры видят, что планы «ЛУКОЙЛа» выполняются, что компания не готовится к продаже, что нет причин для ожидания серьезных негативных новостей. Так было и в 1997-м, и в 1999-м, то же они могут видеть и сейчас. Я заверяю, что «ЛУКОЙЛ» соответствует сегодня всем современным критериям крупной транснациональной компании.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (38) октябрь 2003 года:

  • Российский газ продали Китаю и Корее на 30 лет вперед

    В конце прошлой недели российская "РУСИА Петролеум", китайская CNPC и корейская Kogas утвердили в Москве международное технико-экономическое обоснование (МТЭО) строительства одного из самых протяженных в мире газопроводов с Ковыктинского месторождения. Однако участники проекта стоимостью $17 млрд. еще не договорились о цене российского газа, а сам трубопровод должен пройти недалеко от нефтяного маршрута Ангарск - Дацин, на который эколо...

  • Когда миссия одного предприятия соотносится с политикой другого

    Кольская АЭС (КАЭС) - одна из лучших АЭС в концерне «Росэнергоатом» - неоднократно завоевывала первые места в отраслевом производственном соревновании. За достигнутые производственные показатели 2002-03 года Кольская АЭС удостоена 1-го места в отраслевом конкурсе за звание «Предприятие высокой культуры производства и организации труда». Одна из причин таких положительных результатов - постоянное совершенствование всех систем КАЭС, пов...

  • Вышла в свет книга «Опыт эксплуатации коммунального теплоэнерегетического предприятия»

    Для широкого круга специалистов в области теплоснабжения, желающих повысить свою квалификацию, предназначена вышедшая недавно в Санкт-Петербурге под эгидой Министерства энергетики Российской Федерации книга «Опыт эксплуатации коммунального теплоэнерегетического предприятия». Автор – начальник управления крупнейшей теплоснабжающей организации города, ГУП «ТЭК СПб», Валерий Семенович Слепченок – обобщил в своем труде многолетний опыт эк...

  • «Штандарт» и «Мир» на «Неве»

    С 22 по 25 сентября в Петербургском выставочном комплексе «Ленэкспо» состоялась седьмая Международная выставка и конференция «Нева-2003», посвященная судостроению, судоходству, деятельности портов, освоению океана и шельфа. В выставке участвовало около 400 компаний из 38 стран мира, в том числе из России, Украины, Германии, Голландии, Дании, Норвегии, Финляндии, Польши, Хорватии, Италии, США. Тематика выставки охватывала вопросы гра...

  • «ЮКОС» оставит нефть в земле... Пока не найдет для нее трубопровод

    На пресс-конференции в Ангарске председатель правления НК «ЮКОС» Михаил Ходорковский прокомментировал действия Министерства природных ресурсов, фактически заморозившего проект экспортного нефтепровода в Китай. Глава нефтяной компании заявил, что в долгосрочной перспективе от такого решения пострадает государство. Пока же дефицит трубопроводных мощностей сказывается на «ЮКОСе» - из-за него он не сможет выполнить ранее заявленный план н...