16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/378/4580559.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 22 (378) ноябрь 2019 года

«Перекрестка» выправится плавно

Правительство РФ утвердило порядок равномерного распределения перекрестного субсидирования. Новое постановление должно решить проблему «перекрестки» и навести порядок в процессе формирования тарифов по передаче электроэнергии.

Мы обратились к эксперту «ЭПР», начальнику Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрию Васильеву, который прокомментировал подробности постановления, его значимость, а также как это скажется на отрасли и что получат участники процесса.

Известно, что Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев 13 ноября 2019 года подписал постановление Правительства Российской Федерации № 1450 «О внесении изменений в пункт 81 (5) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

– Данное постановление связано с решением ряда проблем, вызванных перекрестным субсидированием в электросетевом комплексе, – пояснил Дмитрий Васильев. – Дело в том, что в большинстве регионов сетевая составляющая в тарифах на электроэнергию для населения ниже экономически обоснованного уровня, и законодательством предусмотрена возможность увеличения сетевых тарифов для прочих потребителей в целях компенсации такого тарифного дисбаланса.

В каждом регионе этот дисбаланс различен, и его влияние на тарифы может быть как совсем незаметным, так и очень значительным. Он зависит от уровня тарифов на электроэнергию для населения, от его доли в общем объеме электропотребления региона, разветвленности сети, плотности размещения потребителей и наличия крупных энергоемких производств и прочих факторов.


Нагрузка по воле регулятора

По словам представителя ФАС, в 2019 году размер перекрестного субсидирования в Российской Федерации составил более 200 млрд рублей. Самые крупные цифры перекрестного субсидирования в Свердловской области, а наибольшая величина зафиксирована в Республике Ингушетии. Тогда как в некоторых регионах страны перекрестное субсидирование попросту отсутствует или практически не влияет на сетевой тариф, как, например, в Москве.

Однако, пояснил Д. Васильев, не всегда именно размер перекрестного субсидирования становится проблемой для потребителей в регионах. Распределение перекрестного субсидирования осуществляется региональным регулятором между четырьмя уровнями напряжения, и от воли регуляторного органа те или иные потребители получают больше или меньше нагрузки в виде дополнительного увеличения тарифа. Именно на проблему неравномерного распределения перекрестки и направлены изменения в пункт 81 (5) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

– Кроме самих изменений в Основы ценообразования, которые я поясню далее, соответствующее постановление поручает Федеральной антимонопольной службе разработать и утвердить серию документов, связанных с особенностями формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, – подчеркнул Васильев.


К здравой логике

Также в скором времени ожидается принятие нового порядка согласования Федеральной антимонопольной службой графика доведения ставки перекрестного субсидирования, дифференцированной по уровням напряжения (ВН, СН1, СН2, НН), до размера ставки, рассчитанного в соответствии с методическими указаниями. Такие графики должны быть утверждены высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в случае несоответствия распределения перекрестного субсидирования тому алгоритму, который будет прописан в методических указаниях.

Эксперт «ЭПР» также отметил, что предположительно к 2025 году все регионы должны завершить переход на равномерный алгоритм распределения перекрестного субсидирования по уровням напряжения, а в случае нарушения данного подхода предусмотрена ответственность в виде компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

– Возвращаясь к самим поправкам в Основы ценообразования, следует отметить, что до их принятия решение о распределении объемов перекрестного субсидирования между уровнями напряжения при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии принималось органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов самостоятельно, – рассказал Д. Васильев. – В некоторых случаях такие решения регионов были весьма необычны и противоречили какой‑либо здравой экономической логике. Так, некоторые субъекты прибегали в установлению отрицательного размера перекрестного субсидирования на определенном уровне напряжения. В результате потребители, подключенные на таком уровне напряжения, не только не оплачивали хоть какой‑либо размер перекрестки, но, наоборот, получали вымышленную скидку. Одновременно бремя компенсации размера такой скидки ложилось на потребителя на другом уровне напряжения. В результате формировались очень искаженные тарифы, далекие от экономически обоснованных значений (то есть одни были завышены, а другие занижены).


Необоснованный рост ставок

Стоит отметить, что в ФАС России поступали обращения представителей бизнеса об утверждении в субъектах Российской Федерации искаженных тарифных решений в сфере электроэнергетики, которые формально не противоречили действующему на тот момент законодательству.

В ходе анализа тарифных решений ФАС установила, что региональные органы регулирования за счет неравномерного распределения перекрестного субсидирования формировали более высокие тарифы, в разы превышающие их экономически обоснованный уровень (до 9 раз). Причем, как правило, превышения такого рода наблюдались исключительно для крупного и среднего бизнеса (оплачивающих услуги сетевых организаций на уровне напряжения ВН).

Вследствие реализации такой региональной тарифной политики нарушались принципы единого экономического пространства, в результате чего энергоемкие предприятия в одних регионах значительно менее конкурентоспособны по сравнению с другими игроками, расположенными в соседних регионах.

Кроме того, результатом излишне высоких тарифов на уровне напряжения ВН является снижение потребления электрической энергии предприятиями за счет закрытия собственных производств или строительства собственной генерации. В свою очередь, снижение потребления электрической энергии в регионе приводит к необходимости еще большего наращивания тарифов и усугублению социально-экономических последствий уже для всех потребителей такого региона.

Д. Васильев уверен, что изменения в Основы ценообразования как раз таки и направлены на решение данной проблематики, упорядочиванию подходов по формированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии и равномерному распределению перекрестного субсидирования по уровням напряжения.

Нормативным правовым актом вводится понятие «ставки перекрестного субсидирования». Такая ставка теперь будет рассчитываться и публиковаться регулятором, причем как для потребителей, осуществляющих расчеты за услуги по передаче электрической энергии по двухставочной цене (тарифу), так и для потребителей, осуществляющих расчеты за услуги по передаче электрической энергии по одноставочной цене (тарифу).


Прозрачность тарифов

– Потребитель на каждом уровне напряжения будет понимать, какую составляющую в его тарифе занимает перекрестное субсидирование, и тогда возникает прозрачность. К 2025 году фактические ставки по каждому уровню напряжения в регионе должны выровняться, – прокомментировал Дмитрий Васильев. – Такой долгий период объясняется необходимостью предотвращения резких изменений соответствующих тарифов. Выправление ситуации будет осуществляться плавными тарифными корректировками. Ожидаем, что такие корректировки не превысят двузначный процентный рост или снижение тарифов на разных уровнях напряжения.

ФАС России уже разработала проекты методических указаний и порядка согласования графиков доведения ставки перекрестного субсидирования. Ближайшее время они будут проходить согласование с Минэнерго России и Минэкономразвития России. В течение трех месяцев все документы должны быть приняты. До этого момента в формате рабочих групп или экспертного совета при ФАС России мы обсудим будущие методики и содержащиеся в них подходы по формированию тарифов.



Электроэнергия , Тарифы на электроэнергию

Отправить на Email