16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/376/1978580.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 20 (376) октябрь 2019 года

ЖКХ как «зеркало» жизни горожан

Каждый город, большой или малый, является живым организмом, который не может существовать без людей, а его благоустройство и процветание напрямую связано с тем, насколько комфортная среда создана для жителей.

Эксперты уверены: развитие городской среды в целом и энергетического сектора в частности должно представлять собой дорогу с двусторонним движением – невозможно построить комфортный город, не вовлекая в этот процесс граждан.


Игра не в одни ворота

– Власть может задать какие‑то тренды, сформировать правила игры, но не стоит забывать, что ее главными участниками являются простые люди, жители города. Поэтому наша ключевая задача – постоянно повышать качество жизни горожан, – подчеркнул руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы Александр Соловьев в ходе форума «Российская энергетическая неделя».

К слову, по данным BCG (The Boston Consulting Group), в настоящее время 60 % людей во всем мире живут в крупных городах, к 2050 году этот показатель может вырасти до 70‑80 %. Следовательно, возрастет нагрузка на энергетику, ЖКХ и другие сферы.

– Нет ничего удивительного в том, что люди хотят жить в тепле, им важно, чтобы было светло, уютно, комфортно, чтобы не возникало проблем с получением жилищно-коммунальных услуг. При этом я бы предложил прочитать аббревиатуру «ЖКХ» наоборот – тогда получим ХКЖ, что можно расшифровать, как хорошее качество жизни для всех, – говорит господин Соловьев. – Важно, чтобы любой житель, независимо от своего социального статуса, чувствовал себя комфортно. Еще 30 лет назад у людей был простой запрос – чтобы дома были горячие батареи в холодное время года, теперь же требования к ЖКХ, властям и к уровню оказания услуг повысились. Граждане хотят контролировать потребление энергоресурсов и управлять этим процессом, оплачивать услуги одним кликом, подавать заявки на устранение неполадок в режиме реального времени, не выходя из дома. К примеру, растет количество обращений по той или иной проблеме не в единый диспетчерский центр, а в твиттер Департамента ЖКХ – просто потому, что это удобнее, быстрее, проще.

Александр Соловьев полагает, в ближайшие годы нужно делать акцент на развитие сервиса и запуск максимально простых приложений, при помощи которых гражданин мог бы оперативно связаться с управляющей компанией или аварийными городскими службами. В этой связи власти столицы намерены плотно сотрудничать с бизнесом, занимающимся разработкой новых цифровых решений.

– Взаимодействие власти и горожан – игра не в одни ворота, это действительно дорога с двухсторонним движением, – считает глава Департамента ЖКХ. – К примеру, на днях на портале «Активный гражданин» запущено голосование, посвященное раздельному сбору отходов в Москве. Горожанам предстоит решить, готовы ли они сортировать мусор. Этот опрос проводится не для галочки, нам на самом деле важно мнение граждан, ведь с 1 января 2020 года в городе вводится раздельное накопление отходов. В настоящее время мы создаем инфраструктуру, закупаем и брендируем контейнеры и мусоровозы, продумываем логистику. Понятно, что эта система заработает, но вопрос в том, сколько людей будут готовы на постоянной основе реально разделять мусор? То, что мы видим по срезу Московской области, где чуть раньше коллеги начали заниматься раздельным сбором отходом, цифры удручают – вовлеченность населения крайне низкая. Значит, необходимо более масштабно работать с населением, объяснять людям разного возраста, почему важно разделять отходы.


Высокие требования

Участникам тематической сессии «Энергия для человека: создавая настроение города» состоявшейся в рамках форума РЭН, было предложено поучаствовать в онлайн-голосовании. Один из вопросов касался того, какие инициативы и инструменты наиболее результативны для вовлечения горожан в энергоэффективное проживание. 48 % проголосовали за разработку специализированных приложений по контролю потребления и оплате жилищно-коммунальных услуг. 31 % – за установку цифровых счетчиков контроля и учета потребления энергоресурсов. Наименее популярный ответ – проведение массовых акций по энергоэффективности (например, «Час Земли»).

В то же время, по мнению делегатов РЭН, наибольшее внимание населения привлекают такие сферы городской энергетики, как освещение общественных пространств (за этот вариант проголосовали 37 %) и теплоснабжение (35 %) – ситуация в них влияет в целом на восприятие города.

По мнению вице-президента – председателя Московского банка ПАО «Сбербанк» Вячеслава Цыбульникова, в этом нет ничего удивительного:

– В сфере теплоснабжения в настоящее время реализуется много разных инициатив. В частности, при помощи энергосервисных контрактов можно оптимизировать расходы на теплоснабжение в многоквартирных домах. А вот для самих граждан важно платить за все услуги одним кликом – учитывая запрос на подобный сервис, в конце 2019 года в нашем приложении появится возможность оплачивать все счетчики по ЖКУ враз.

Телеведущая Софико Шевард­надзе признала, что подобная услуга, конечно, будет востребована горожанами, но лично ее больше заинтересовало бы приложение, где были бы консолидированы все энергетические услуги. Тогда в случае нештатной ситуации не нужно было бы звонить в ЖЭК, а было бы достаточно подать заявку онлайн, выбрав конкретный раздел «теплоснабжение», «электроэнергия», «газ», «водоснабжение», «уличное освещение», и в течение 15‑30 минут проблема бы устранялась специалистами. Эксперты поддержали эту инициативу, не исключив, что в будущем такое приложение действительно может появиться.

В то же время Вячеслав Цыбульников выразил мнение, что москвичи более требовательны к качеству городской среды, чем жители других городов, и у власти не остается вариантов – нужно соответствовать этим требованиям.
– Сегодня мы с вами участвуем в создании уникального мегаполиса, претендующего на звание лучшего в мире, – заявил он, обратившись к коллегам. – Ранее такой задачи не было, но сейчас она на повестке дня. Мы видим, как столица движется во всех рейтингах, и эта тенденция сохранится. Коллектив нашей компании вовлечен в трансформацию городской среды. В частности, мы развиваем институт волонтерства, постоянно поддерживаем различные городские программы, сами генерируем идеи, в том числе в сфере ЖКХ. Второй приоритет нашей деятельности – постоянное создание сервисов, которые делают жизнь москвичей удобной, комфортной, красивой.


Город – многослойный организм

Основатель архитектурного бюро Wowhaus Олег Шапиро заметил, что в последние годы граждане стали проявлять очень большой интерес ко всем процессам, происходящим в городе, и, по возможности, стремятся участвовать в них.

– Сегодня город представляет собой сложный многослойный организм, являясь самостоятельной единицей, и любое изменение, вносимое, допустим, в сферу теплоснабжения, тут же отражается на всей системе. Есть математическая теория, и я с ней согласен, что управление городом – это принятие решений в условиях необратимой или непреодолимой неопределенности. При этом на процесс влияет множество факторов, рано или поздно нам придется выбирать приоритеты. В этом плане архитекторы, генерируя идеи, не должны забывать о людях, которым предстоит жить, работать или отдыхать в создаваемых ими пространствах.

По мнению старшего директора центра развития энергетики BCG Раада Алькадири, вопросы развития города, эффективного использования энергии и других ресурсов, трансформации управления всеми процессами становятся серьезным глобальным трендом. К примеру, задумываясь об улучшении качества жизни граждан, промышленные предприятия не только запускают внутренние экологические программы, но и предпринимают реальные действия для снижения выбросов, по‑другому относятся к отходам и их утилизации. Словом, формировавшиеся годами подходы постепенно меняются.

– На фоне этого происходит четвертая промышленная революция. Цифровизация, Big Data, блокчейн – все эти понятия, звучавшие некоторое время назад фантастически, стали нашей реальностью. Мы переходим к умной мобильности – на дорогах появляется все больше электрокаров и электробусов, при этом организация и контроль городского движения тоже становятся более умными, – комментирует эксперт. – Меняется и поведение потребителей: люди начинают экономить энергоресурсы и разбираться, какие преимущества им могут дать новые технологии. Москва уже вовлекает жителей в модель более энергоэффективного проживания в городе путем проведения опросов, запуска сервисов, информирования населения. Полагаю, этот пример стоит взять на вооружение другим регионам.


ЖКХ как «зеркало» жизни горожан

ЖКХ, Энергоэффективность, Инновации,

ЖКХ как «зеркало» жизни горожанКод PHP" data-description="Каждый город, большой или малый, является живым организмом, который не может существовать без людей, а его благоустройство и процветание напрямую связано с тем, насколько комфортная среда создана для жителей.<br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/376/1978580.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/9ff/9fffc2742336039b5013136809fa3115.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.