16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/376/1978580.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 20 (376) октябрь 2019 года

ЖКХ как «зеркало» жизни горожан

Каждый город, большой или малый, является живым организмом, который не может существовать без людей, а его благоустройство и процветание напрямую связано с тем, насколько комфортная среда создана для жителей.

Эксперты уверены: развитие городской среды в целом и энергетического сектора в частности должно представлять собой дорогу с двусторонним движением – невозможно построить комфортный город, не вовлекая в этот процесс граждан.


Игра не в одни ворота

– Власть может задать какие‑то тренды, сформировать правила игры, но не стоит забывать, что ее главными участниками являются простые люди, жители города. Поэтому наша ключевая задача – постоянно повышать качество жизни горожан, – подчеркнул руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы Александр Соловьев в ходе форума «Российская энергетическая неделя».

К слову, по данным BCG (The Boston Consulting Group), в настоящее время 60 % людей во всем мире живут в крупных городах, к 2050 году этот показатель может вырасти до 70‑80 %. Следовательно, возрастет нагрузка на энергетику, ЖКХ и другие сферы.

– Нет ничего удивительного в том, что люди хотят жить в тепле, им важно, чтобы было светло, уютно, комфортно, чтобы не возникало проблем с получением жилищно-коммунальных услуг. При этом я бы предложил прочитать аббревиатуру «ЖКХ» наоборот – тогда получим ХКЖ, что можно расшифровать, как хорошее качество жизни для всех, – говорит господин Соловьев. – Важно, чтобы любой житель, независимо от своего социального статуса, чувствовал себя комфортно. Еще 30 лет назад у людей был простой запрос – чтобы дома были горячие батареи в холодное время года, теперь же требования к ЖКХ, властям и к уровню оказания услуг повысились. Граждане хотят контролировать потребление энергоресурсов и управлять этим процессом, оплачивать услуги одним кликом, подавать заявки на устранение неполадок в режиме реального времени, не выходя из дома. К примеру, растет количество обращений по той или иной проблеме не в единый диспетчерский центр, а в твиттер Департамента ЖКХ – просто потому, что это удобнее, быстрее, проще.

Александр Соловьев полагает, в ближайшие годы нужно делать акцент на развитие сервиса и запуск максимально простых приложений, при помощи которых гражданин мог бы оперативно связаться с управляющей компанией или аварийными городскими службами. В этой связи власти столицы намерены плотно сотрудничать с бизнесом, занимающимся разработкой новых цифровых решений.

– Взаимодействие власти и горожан – игра не в одни ворота, это действительно дорога с двухсторонним движением, – считает глава Департамента ЖКХ. – К примеру, на днях на портале «Активный гражданин» запущено голосование, посвященное раздельному сбору отходов в Москве. Горожанам предстоит решить, готовы ли они сортировать мусор. Этот опрос проводится не для галочки, нам на самом деле важно мнение граждан, ведь с 1 января 2020 года в городе вводится раздельное накопление отходов. В настоящее время мы создаем инфраструктуру, закупаем и брендируем контейнеры и мусоровозы, продумываем логистику. Понятно, что эта система заработает, но вопрос в том, сколько людей будут готовы на постоянной основе реально разделять мусор? То, что мы видим по срезу Московской области, где чуть раньше коллеги начали заниматься раздельным сбором отходом, цифры удручают – вовлеченность населения крайне низкая. Значит, необходимо более масштабно работать с населением, объяснять людям разного возраста, почему важно разделять отходы.


Высокие требования

Участникам тематической сессии «Энергия для человека: создавая настроение города» состоявшейся в рамках форума РЭН, было предложено поучаствовать в онлайн-голосовании. Один из вопросов касался того, какие инициативы и инструменты наиболее результативны для вовлечения горожан в энергоэффективное проживание. 48 % проголосовали за разработку специализированных приложений по контролю потребления и оплате жилищно-коммунальных услуг. 31 % – за установку цифровых счетчиков контроля и учета потребления энергоресурсов. Наименее популярный ответ – проведение массовых акций по энергоэффективности (например, «Час Земли»).

В то же время, по мнению делегатов РЭН, наибольшее внимание населения привлекают такие сферы городской энергетики, как освещение общественных пространств (за этот вариант проголосовали 37 %) и теплоснабжение (35 %) – ситуация в них влияет в целом на восприятие города.

По мнению вице-президента – председателя Московского банка ПАО «Сбербанк» Вячеслава Цыбульникова, в этом нет ничего удивительного:

– В сфере теплоснабжения в настоящее время реализуется много разных инициатив. В частности, при помощи энергосервисных контрактов можно оптимизировать расходы на теплоснабжение в многоквартирных домах. А вот для самих граждан важно платить за все услуги одним кликом – учитывая запрос на подобный сервис, в конце 2019 года в нашем приложении появится возможность оплачивать все счетчики по ЖКУ враз.

Телеведущая Софико Шевард­надзе признала, что подобная услуга, конечно, будет востребована горожанами, но лично ее больше заинтересовало бы приложение, где были бы консолидированы все энергетические услуги. Тогда в случае нештатной ситуации не нужно было бы звонить в ЖЭК, а было бы достаточно подать заявку онлайн, выбрав конкретный раздел «теплоснабжение», «электроэнергия», «газ», «водоснабжение», «уличное освещение», и в течение 15‑30 минут проблема бы устранялась специалистами. Эксперты поддержали эту инициативу, не исключив, что в будущем такое приложение действительно может появиться.

В то же время Вячеслав Цыбульников выразил мнение, что москвичи более требовательны к качеству городской среды, чем жители других городов, и у власти не остается вариантов – нужно соответствовать этим требованиям.
– Сегодня мы с вами участвуем в создании уникального мегаполиса, претендующего на звание лучшего в мире, – заявил он, обратившись к коллегам. – Ранее такой задачи не было, но сейчас она на повестке дня. Мы видим, как столица движется во всех рейтингах, и эта тенденция сохранится. Коллектив нашей компании вовлечен в трансформацию городской среды. В частности, мы развиваем институт волонтерства, постоянно поддерживаем различные городские программы, сами генерируем идеи, в том числе в сфере ЖКХ. Второй приоритет нашей деятельности – постоянное создание сервисов, которые делают жизнь москвичей удобной, комфортной, красивой.


Город – многослойный организм

Основатель архитектурного бюро Wowhaus Олег Шапиро заметил, что в последние годы граждане стали проявлять очень большой интерес ко всем процессам, происходящим в городе, и, по возможности, стремятся участвовать в них.

– Сегодня город представляет собой сложный многослойный организм, являясь самостоятельной единицей, и любое изменение, вносимое, допустим, в сферу теплоснабжения, тут же отражается на всей системе. Есть математическая теория, и я с ней согласен, что управление городом – это принятие решений в условиях необратимой или непреодолимой неопределенности. При этом на процесс влияет множество факторов, рано или поздно нам придется выбирать приоритеты. В этом плане архитекторы, генерируя идеи, не должны забывать о людях, которым предстоит жить, работать или отдыхать в создаваемых ими пространствах.

По мнению старшего директора центра развития энергетики BCG Раада Алькадири, вопросы развития города, эффективного использования энергии и других ресурсов, трансформации управления всеми процессами становятся серьезным глобальным трендом. К примеру, задумываясь об улучшении качества жизни граждан, промышленные предприятия не только запускают внутренние экологические программы, но и предпринимают реальные действия для снижения выбросов, по‑другому относятся к отходам и их утилизации. Словом, формировавшиеся годами подходы постепенно меняются.

– На фоне этого происходит четвертая промышленная революция. Цифровизация, Big Data, блокчейн – все эти понятия, звучавшие некоторое время назад фантастически, стали нашей реальностью. Мы переходим к умной мобильности – на дорогах появляется все больше электрокаров и электробусов, при этом организация и контроль городского движения тоже становятся более умными, – комментирует эксперт. – Меняется и поведение потребителей: люди начинают экономить энергоресурсы и разбираться, какие преимущества им могут дать новые технологии. Москва уже вовлекает жителей в модель более энергоэффективного проживания в городе путем проведения опросов, запуска сервисов, информирования населения. Полагаю, этот пример стоит взять на вооружение другим регионам.


ЖКХ как «зеркало» жизни горожан

ЖКХ, Энергоэффективность, Инновации

Похожие Свежие Популярные