16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/376/1964602.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 20 (376) октябрь 2019 года

Отечественная энергетика нуждается в собственных турбинах

Разработка и производство турбин большой мощности – сложная техническая задача, которая касается не только самой турбины, но и смежных направлений. Потребность в таких турбинах есть – до 2035 года в энергетике России и стран СНГ предстоит заместить до 60 турбин большой мощности.

Правительство РФ намерено придерживаться намеченного вектора – развивать в стране компетенции по газотурбиностроению и поддерживать компании, работающие в данном направлении.

Министерство промышленности и торговли РФ представляет свое участие в этом цикле в виде некой триады, первым компонентом которой является конструирование и производство турбин.

– Мы заинтересованы в том, чтобы в России была своя школа газотурбиностроения, появились свои компетенции в этой области, – заявил заместитель директора департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга РФ Олег Токарев на сессии «Энергетическое машиностроение: перспективы развития газовых турбин большой мощности на территории Российской Федерации», состоявшейся в рамках форума «Российская энергетическая неделя». – К концу 80‑х годов в СССР были накоплены серьезные компетенции в данной области, но, к сожалению, они утеряны. Для их развития мы регуляторно создаем условия: в частности, в Постановлении № 719, которое описывает, что можно считать российской продукцией, есть требования по наличию технологий производства, конструированию газовых турбин. Надеемся, что компании, реализующие такие проекты, будут ориентироваться на эти требования.

Второй важный элемент – производство комплектующих. Наладив этот процесс, можно обеспечить требуемый уровень локализации и реализовать третий элемент триады – сервисное обслуживание.

– Выполнив все условия по этой триаде, сможем смело смотреть в глаза потребителям, энергетикам и быть уверенными в том, что Российская Федерация будет полностью обеспечена данной компетенцией, – подчеркнул представитель ведомства.


Заместитель министра энергетики РФ Андрей Черезов: 
В целях сокращения зависимости от зарубежных поставок в нашей стране разработана собственная газовая турбина большой мощности ГТД-110М.



Заместитель министра энергетики РФ Андрей Черезов добавил, что в целях сокращения зависимости от зарубежных поставок в нашей стране разработана собственная газовая турбина большой мощности ГТД-110М.
– Рассчитываю, что эта турбина, уже наработавшая 3 тысячи часов, будет доведена до стадии серийного производства. Однако она не сможет закрыть все потребности внутреннего рынка. Российской энергетике необходимы турбины с еще большей мощностью. У нас есть три пути – локализация производства, передача технологий или разработка отечественных турбин, – заметил замминистра.

По мнению генерального директора ПАО «Силовые машины» Тимура Липатова, on-demand генерация всегда будет востребована, вопрос в правильном балансе – количестве газовых турбин в системе.

Думаю, парогазовые проекты отбирались бы и сейчас, если бы не было лимита CAPEX в ДПМе. Сейчас ДПМ-Штрих не спроектирован под проекты для установки ПГУ или использования газовых турбин для надстройки существующих паросиловых блоков. Для всех проектов, участвующих в программе, установлен предельный CAPEX, который для наиболее распространенного диапазона мощностей составляет 33 тыс. руб. за установленный киловатт. В этой связи парогазовые проекты не доходят даже до сравнения по LCOE (одноставочный тариф, характеризующий затраты на всем жизненном цикле), а отсекаются по CAPEX, и первое, что на наш взгляд, надо сделать – донастроить механизм ДПМ-Штрих и отменить лимиты по CAPEX. Все только выиграют, если единственным критерием отбора будет LCOE, – прокомментировал глава «Силовых машин».

Одним из механизмов, предлагаемых сегодня государством для поддержки производителей, является специальный инвестиционный контракт (СПИК). Олег Токарев полагает, что этот инструмент, уже зарекомендовавший себя в ветроэнергетике, может стать хорошим подспорьем в создании компетенций в сфере газовых турбин в РФ. Однако производители оте­чественного оборудования придерживаются другого мнения.

– На наш взгляд, СПИК сегодня совершенно не нужен, так как он меняет правила игры. Вместо того чтобы на практике выполнить требования Постановления Правительства № 719 по локализации, можно заключить СПИК и получить отсрочку на три года от даты начала изготовления, которая может быть любой перед датой отгрузки – говорит Тимур Липатов. – Это дает возможность иностранному производителю заявить о своей готовности локализовать производство на территории РФ, подтвердить намерение в формате СПИК и не выполнить свои обязательства после завершения отборов в полной мере, так как никаких санкций за невыполнение СПИК не предусмотрено. Мы считаем, что время СПИК прошло, и вводить его сейчас для компаний, где акционером является иностранное предприятие, а уровень локализации не дотягивает до требований программы ДПМ-Штрих, – значит, ставить в неравные условия тех российских производителей, которые, как и мы, серьезно продвинулись в этом процессе производства отечественных газовых турбин.

С другой стороны, российские производители сталкиваются с большим недоверием, связанным, в том числе с отсрочкой реализации проекта ОДК-Сатурн – ГТД-110 М, но, несмотря на это, ведут работу над собственными проектами.

Те же «Силовые машины» за прошедшие 18 месяцев сделали большой шаг вперед. В первую очередь, создали конструкторское бюро газовых турбин, где сегодня трудится около 100 специалистов, собранных по всей стране. В настоящее время они работают над двумя продуктами – ГТЭ-65 и ГТЭ-170. По ГТЭ-65 конструкторская документация разработана полностью, за исключением камеры сгорания, работа над которой продолжается. По ГТЭ-170 конструкторская документация готова на 75 %. Поставка первых машин, полностью произведенных в России, планируется не позднее конца 2023 года.


Генеральный директор ПАО «Силовые машины» Тимур Липатов:

«Силовые машины» за прошедшие 18 месяцев сделали большой шаг вперед. В первую очередь, создали конструкторское бюро газовых турбин, где сегодня трудится около 100 специалистов, собранных по всей стране. В настоящее время они работают над двумя продуктами – ГТЭ-65 и ГТЭ-170. По ГТЭ-65 конструкторская документация разработана полностью, за исключением камеры сгорания, работа над которой продолжается. По ГТЭ-170  конструкторская документация готова на 75 %. Поставка первых машин, полностью произведенных в России, планируется не позднее конца 2023 года.



– Параллельно наше КБ продолжает совершенствовать обе турбины. В работе по разработке НИОКР участвует практически вся страна – порядка 40 ключевых научно-исследовательских и промышленных организаций, – поясняет Тимур Липатов. – Данные НИОКРы направлены на решение трех задач: совершенствование проточной части компрессора и газовой турбины, а также камеры сгорания – на несколько градусов разгоняем параметры, что позволит увеличить мощность и улучшить технико-экономические показатели.

Определена цепочка отечественных поставщиков по всем необходимым компонентам, включая литье и поковки, идет утверждение их в качестве субпоставщиков.

Важный вопрос, который сейчас в проработке, это производство литых заготовок для рабочих лопаток газовых турбин. Мы нашли несколько поставщиков литья, но их мощности требуют определенной модернизации и, как следствие, значительных инвестиций. Мы это понимаем и готовы инвестировать либо в развитие их технологической базы, либо в создание собственного литейного производства.

Председатель совета директоров АО «Ротек» Михаил Лифшиц поддержал коллегу, подчеркнув, что любая локализация должна начинаться с создания конструкторского бюро.

– Если есть КБ, но нет собственного завода, турбину можно сделать, а если есть завод, но нет своего КБ – турбины не будет, – уверен эксперт. – Другой вопрос – если начнем завтра производить свои, отечественные лопатки, будет ли на них реальный спрос? До тех пор, пока не введены санкции, полагаю, те же лопатки будут закупаться и ремонтироваться преимущественно за границей.


Энергетическое машиностроение

Похожие Свежие Популярные