16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/376/1960363.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 20 (376) октябрь 2019 года

Халил Амин: «Усиливающийся климатический кризис стал для меня самой большой мотивацией»

Халил Амин

В рамках Международного форума «Российская энергетическая неделя» состоялась торжественная церемония награждения лауреатов премии «Глобальная энергия».

Как отметил министр энергетики РФ Александр Новак, вручая награды победителям 2019 года, лауреаты премии являются не просто авторами передовых научных идей, но разработчиками прикладных технологий, а экономия и добавленная стоимость их инноваций уже сегодня составляет десятки миллиардов долларов. Одним из лауреатов нынешнего года стал Халил Амин (США), его отметили «за вклад в развитие технологии эффективного хранения энергии». Инновационные разработки ученого нашли применение на электромобилях, в интеллектуальных энергосистемах и бытовой электротехнике.

– Господин Амин, расскажите, где вы учились, с чего начинался ваш путь в науке?

– В 1986 году я окончил университет в городе Бордо (Франция) со степенью магистра по материаловедению, через три года получил докторскую степень по материаловедению в Национальном центре научных исследований Бордо. В 1990‑1992 годах проходил аспирантуру в лаборатории физической химии и физики материалов Левенского католического университета в Бельгии и на факультете промышленной химии Киотского университета в Японии. Затем шесть лет, с 1992‑го по 1998‑й, работал руководителем группы в Национальном исследовательском институте г. Осака и лаборатории фундаментальных технологий Корпоративного научно-исследовательского центра Japan Storage Battery Company в японском Киото.

Уже 21 год являюсь заслуженным научным сотрудником и руководителем Программы по развитию технологий аккумуляторных батарей Арагонской национальной лаборатории. В частности, отвечаю за НИОКР в области перспективных материалов и аккумуляторных систем для электромобилей, источников питания, спутников, а также военной и медицинской промышленности. С 2015 года работаю приглашенным профессором Стэндфордского Университета. Параллельно сотрудничаю со многими университетами мира: в Австрии, Германии, Гонконге, Китае, Корее, Саудовской Аравии, США, Франции, Чили, Марокко, Испании, Канады и других стран.

– Какое из своих научных достижений вы считаете главным?

– Хотелось бы отметить, что я работал над созданием новых катодов и анодов для литий-ионных батарей, участвовал в разработке новых жидкостно-полимерных электролитных систем, литий-кислородных, литий-серистых, натрий-ионных аккумуляторов и в прочих исследованиях. Кроме того, одним из первых изобрел 5‑вольтный шпинельный катод LiNi0.5Mn1.5O4, активно внедряемый в настоящее время в энергосистемы различных стран.

Однако моим главным достижением является изобретение катода NMC, широко применяемого сейчас в бытовой электротехнике и электромобилях Chevy Volt, Chevy Bolt, Nissan Leif, Fiat Chrysler, BMW I3 и I8, Ford, Toyota, Honda и Hyundai. Мне удалось изобрести инновационный катод, каждая частица которого имеет сложную структуру, что повышает его продуктивность и стабильность в условиях высокого напряжения. Этот катод получил название «концентрационный катод с полным градиентом», и после публикации соответствующей статьи в журнале Nature Material в 2012 году был лицензирован несколькими крупными предприятиями по производству аккумуляторных батарей и автомобилей. Высока вероятность того, что именно этот катод станет предпочтительным выбором для следующего поколения литий-ионных аккумуляторов для автомобильной промышленности и интеллектуальных сетей.

Еще одна интересная разработка – новые электролитные присадки для пассивации как катодов, так и анодов, что способствует существенному продлению срока службы аккумуляторных батарей литий-ионного типа.

– Насколько нам известно, не так давно вы разработали супероксидную систему аккумуляторов. В чем ее особенность и в каких сферах она может применяться?

– Действительно, я разработал такую систему, способную выдавать в пять раз больше энергии по сравнению с литий-ионными батареями. Это открытие было описано в Nature Journal и дало толчок новому витку исследований, направленных на повышение энергетической плотности аккумуляторных батарей и снижение издержек, что должно привести к резкому росту числа электромобилей в будущем.

Предлагаемая мной аккумуляторная технология используется во многих сферах, в том числе для хранения электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников энергии, что позволяет уменьшить выбросы парниковых газов и улучшить качество воздуха на планете. Усиливающийся климатический кризис стал для меня самой большой мотивацией для начала поиска способов разработки новых материалов, которые накапливают больше энергии и могут использоваться в автомобильных и интеллектуальных сетях электроснабжения.

– Господин Амин, вы участвовали в разработках инновационного электролита, позволяющего создать первый микростимулятор Bion. Расскажите подробнее об этом устройстве.

– Это на самом деле уникальное решение. Данная технология основана на электролите, который чрезвычайно стабилен с точки зрения своего состояния и при температуре тела человека, поэтому устройство может быть имплантировано в человеческое тело для восстановления функционирования его части, парализованной в результате сердечного приступа. Микростимулятор небольшой – его диаметр составляет всего 3 миллиметра, а длина – 8 миллиметров. Он может быть имплантирован в тело человека путем инъекции. Эта технология получила престижную премию R&D 100 – для нас это как премия «Оскар» в кинематографе.

– Вы являетесь обладателем десятков престижных инженерных и научно-технологических премий и наград, а в 2019 году стали лауреатом премии «Глобальная энергия». Насколько для вас значимо признание ваших научных достижений?

– Я счастлив, что эксперты Международного комитета по присуждению премии «Глобальная энергия» столь высоко оценили мои научные открытия. Я действительно получил много наград, но эта – самая высокая, самая престижная, буду дорожить ею всю свою жизнь. Мне очень приятно войти в сообщество лауреатов «Глобальной энергии». Я поддерживаю миссию и разделяю взгляды ассоциации в обеспечении и продвижении исследований. Развитие новых технологий в сфере энергетики является благородной задачей. Каждый день перед нами возникают новые вызовы. Один из самых тревожных касается изменения климата и глобального потепления, оказывающего сильное воздействие на нашу планету в целом и человечество в частности. Если мы не изменим курс движения, ситуация ухудшится. Я благодарен всем, кто вносит вклад в эту работу, – правительственным и неправительственным учреждениям за продвижение расширения использования возобновляемых источников энергии, и также поддерживает использование электромобилей в качестве средства передвижения. Та работа, за которую я получил премию «Глобальная энергия», является моим скромным вкладом в развитие технологий по сохранению энергии. Надеюсь, что мои усилия помогут ускорить массовую электрификацию транспортных средств за счет увеличения дальности их хода и повышения ценовой доступности.

– Как вы считаете, будет ли прогресс науки и технологий способствовать достижению к 2030 году целей в области устойчивого развития, обозначенных ООН?

– С одной стороны, цели поставлены масштабные, реализовать их в полной мере к указанному сроку будет довольно сложно. Мы видим, что происходит в мире – турбулентность экономики, игры на политической арене, санкционные войны, неопределенность вокруг ситуации на Ближнем Востоке – все это сработает со знаком «минус» и может свести на нет даже самые смелые усилия. Однако я остаюсь оптимистом и считаю, что новые технологии обязательно появятся, и при сохранении устойчивости энергетики их можно будет эффективно использовать на практике, в том числе для достижения целей ООН. Словом, технологический прорыв возможен, но, во‑первых, нужно учитывать, что на внедрение инновационных решений потребуется время, и, конечно, нам не обойтись без поддержки со стороны государств, в том числе в части финансирования.

– Вопросы сохранения энергии приобретают все большее значение для энергосистем, в то время как около одного миллиарда человек по всему миру не имеют доступа к электричеству. Способны ли ваши разработки помочь в решении этой проблемы?

– Хочется верить, что да. Аккумуляторные батареи сегодня играют важную роль, их можно будет эффективно использовать в удаленных регионах – в таких странах, как Африка, Юго-Восточная Азия, Южная Америка, где очень много солнца и ветра. По сути, ветер и солнце – бесконечные источники энергии, важно научиться правильно сохранять энергию. Возможно, в будущем речь будет идти о создании энергетических банков, хотя это сложная задача для многих сообществ, особенно для тех, где люди живут бедно. В таком случае, значит, нужно снижать стоимость энергии, что позволит обеспечить массовую электрификацию.

В настоящее время я курирую несколько национальных проектов в Японии, Франции, Германии, Австралии, Польше, Новой Зеландии и США, направленных на разработку эффективных батарей нового поколения и на реализацию энергосберегающих программ.


Халил Амин – наиболее цитируемый в мире научный деятель в области аккумуляторных батарей. Его работы упоминались в различных источниках 43 789 раз, что свидетельствует о необычайной важности его исследований. По данным Clarivate.com, он является наиболее часто цитируемым ученым в мире в сфере энергонакопительных элементов в течение последних 10 лет. Индекс его цитируемости составляет 112.



Аккумуляторы

Похожие Свежие Популярные