16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/375/600229.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 19 (375) октябрь 2019 года

Уйти от перекрестного субсидирования

На минувшей неделе Минэнерго внесло в правительство проект федерального закона о дифференциации тарифа ПАО «ФСК ЕЭС».

Согласно документу, министерство намерено за семь лет поднять тариф ФСК на 50 % для прямых потребителей магистральных сетей – это позволит снизить объем перекрестного субсидирования в сетях на 22 млрд рублей. Промышленные потребители оценивают рост нагрузки от этой меры в 40 млрд рублей ежегодно.

Мнения ведомств по поводу регулирования тарифов разошлись.

Так как тариф для прямых потребителей магистральных сетей намного ниже, чем в распределительных сетях, крупные потребители предпочитают подключаться к магистральным сетям, перекладывая нагрузку в виде компенсации заниженных тарифов для населения на потребителей распределительных сетей. В Минэнерго полагают, что дифференциация тарифов позволит наконец равномерно распределять перекрестное субсидирование между потребителями магистральных и распределительных сетей.

По мнению экспертов, инициатива министерства приведет к росту конечной цены электроэнергии для энергоемких потребителей примерно на 14 %, а при этом для распределительных сетей снижение не превысит 1 %. По подсчетам промышленников, из‑за введения дифференциации ежегодные расходы бизнеса увеличатся на 40 млрд рублей.

Одним из оппонентов планов Минэнерго по дифференциации тарифов выступает Федеральная антимонопольная служба, которая считает неприемлемым рост тарифов на передачу электроэнергии выше темпов инфляции – об этом в августе сообщил заместитель главы ведомства Виталий Королев. По предложению Минэнерго подъем тарифов ФСК будет происходить темпами 7‑9 % в год.

Ранее антимономольная служба подготовила свои предложения по формированию экономически обоснованного уровня тарифов для территориальных сетевых организаций (ТСО). Ведомство предлагало внести изменения в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и принять Методические указания по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования. Эти предложения направлены против манипуляций сетевых тарифов региональными регуляторами, которые сегодня имеют возможность формировать тарифные решения любым удобным способом.


В перспективе 43 % промышленных потребителей могут переключиться на собственные объекты генерации.


Напомним, что сейчас каждый субъект РФ сам рассчитывает сетевые тарифы: с учетом необходимой валовой выручки всех сетевых организаций региона формируется единый котловой тариф, который дифференцируется по уровням напряжения – высокому (ВН), среднему первому и второму (СН-1 и СН-2) и низкому (НН). Как отмечают эксперты, недостатки нормативно-правового регулирования дают широкий простор для произвольного определения валовой выручки территориальных сетевых организаций на региональном уровне и необоснованных перекосов в дифференциации тарифов по уровням напряжения.


От ТСО – к собственным источникам

По сведениям ФАС, введение предлагаемой Минэнерго России дополнительной дифференциации тарифов ФСК усугубляет ситуацию, связанную со строительством и переходом крупных промышленных потребителей на собственные объекты генерации. Эти данные были приведены в ходе организованного юридической фирмой Vegas Lex семинара «Энергоснабжение без потерь: как потребителю избежать непредвиденных убытков?». Глава службы Игорь Артемьев еще полгода назад уверял, что идея Минэнерго повысить тарифы ФСК приведет к уходу потребителей на собственную генерацию, а это еще больше сократит объемы полезного отпуска и усугубит проблему перекрестного субсидирования. Как следует из прогнозов самого Министерства энергетики, существует вероятность ухода 43 % потребителей на собственные объекты генерации. В том числе среди потребителей, подключенных к электросетям с уровнем напряжения ВН (110 кВ и выше) построить собственный источник могут 89 %, СН-1 (35 кВ) – 99 %, СН-2 (от 1 до 20 кВ) – 28 %.

Отключение потребителей от сетей и уход на собственные объекты генерации грозит тем, что запланированные в Схемах и программах развития (СИПР) ЕЭС России объемы электропотребления могут оказаться недостигнутыми. Такие законодательные инициативы, как дифференциация тарифа ФСК, введение оплаты потребителями неиспользуемого резерва и рост стоимости мощности на оптовом рынке только усугубят эту проблему, поясняют в антимонопольной службе.



Однако и сейчас планируемый рост отстает от реального спроса. «Мы проанализировали совокупный объем потребления электроэнергии в 2012‑2018 годах, который учитывается в схемах и программах развития, утверждаемых Минэнерго, – сообщил в рамках семинара заместитель начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС Алексей Воронин. – За рассмотренный период он должен был вырасти на 11 %, но по факту – только на 4 %».

Кроме того, за последние 5‑6 лет совокупный объем потребления в региональных сетях начинает снижаться, а в ФСК расти – сказываются издержки тарифной политики на местах. Основными причинами ухода потребителей от оплаты региональных котловых тарифов и перехода на прямые отношения с ФСК являются некорректное распределение объемов перекрестного субсидирования и возврат сглаживания.


Из чего складывается цена

В общей структуре тарифа на электроэнергию для конечного потребителя есть несколько составляющих – это стоимость приобретаемой мощности, сбытовая надбавка, плата за передачу электроэнергии и за другие услуги. Из них антимонопольная служба может контролировать только рост стоимости мощности на ОРЭМе. Все остальные компоненты цены за электроэнергию (в том числе ДПМ, ДПМ на атомные станции, на тепловые станции, ВИЭ, мусоросжигательные заводы и др.) заложены в стоимость согласно решениям правительства.

Помимо этого, в регионах рост тарифа для потребителей НН сдерживается, а для подключенных к сетям более высокого напряжения, для крупных платежеспособных потребителей, завышается. На примере одного из регионов представитель ФАС показал, насколько различаются экономически обоснованные ставки на содержание электрических сетей на 2018 год от ставок на тарифы с учетом объемов перекрестного субсидирования, то есть со снижением ставок для потребителей НН и завышенных величинах для ВН.



Так, при тарифе ФСК в размере 173 тыс. рублей за МВт-месяц региональный тариф на ВН составляет 288 тысяч рублей / МВт-месяц, а с учетом перекрестного субсидирования – 1250 тыс. рублей / МВт-месяц. В некоторых случаях избыток заложенных на субсидирование средств приводит к росту котловых тарифов в регионе: если крупные потребители переключились на ФСК, а объем перекрестного субсидирования остался прежним, его просто распределяют на большее количество потребителей.

Такой разрыв между экономически обоснованной и оплачиваемой ставкой на содержание тарифов на услуги по передаче электрической энергии ВН характерен для многих регионов.

ФАС предлагает не допускать подобных тарифных перекосов, а равномерно распределять расходы на субсидирование и сглаживание по уровням напряжения. Это позволит значительно снизить тарифы на ВН и удержать крупных потребителей в энергосистеме за счет конкурентоспособных тарифов по сравнению с ФСК и собственной генерацией.



Минэнерго планирует расходы на субсидирование распределить на потребителей, подключенных к сетям ФСК.

Сейчас тариф за передачу магистральных сетей – 0,362 рублей за 1 кВт-ч, распределительных сетей – 1,914 рублей за 1 кВт-ч.

К 2025 году после дифференциации: котловые тарифы распределительных сетей –2,229 рублей за 1 кВт-ч (- 2,5 %), тариф для прямых потребителей ФСК – 0,738 рублей за 1 кВт-ч.



Тарифы на электроэнергию, ФСК

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.