16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/374/9302153.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 18 (374) сентябрь 2019 года

Андрей Черезов: Задача на ближайшую перспективу

Андрей Черезов, Заместитель министра энергетики РФ

Одним из главных трендов, актуальных для всех отраслей, на данный момент является цифровизация. Не осталась в стороне энергетика. Параллельно на первый план выходят вопросы антитеррористической и кибербезопасности объектов ТЭК.

Заместитель министра энергетики РФ Андрей Черезов (на фото) уверяет: ведомство держит на контроле данные вопросы и принимает необходимые меры. Об этом, а также о других важных направлениях своей работы замминистра рассказал в интервью ЭПР.

– Андрей Владимирович, много внимания уделяется работе с электросетевым хозяйством. Расскажите, какие изменения планируется вносить в существующую систему?

– Все изменения в нормативном регулировании отрасли направлены, в том числе на повышение надежности электросетевого комплекса. Так, еще в 2018 году был принят важнейший системный документ, регламентирующий основные правила функционирования в электроэнергетике – Правила технологического функционирования электроэнергетических систем. В развитие указанного документа Минэнерго поручено разработать и утвердить 35 нормативных актов, часть из которых направлена на повышение требований надежности электросетевого комплекса.

На сегодняшний день Минэнерго России утверждены и зарегистрированы в Минюсте 17 приказов, находятся на государственной регистрации в Минюсте России еще 13 приказов.

Уже утверждены и зарегистрированы в Минюсте Требования по плавке гололеда на проводах и грозозащитных тросах ЛЭП, которые устанавливают общеобязательные требования к организации и проведению плавки гололеда. Своевременная плавка гололеда исключает опасность обрыва проводов под тяжестью льда и обеспечивает надежность работы объектов электросетевого хозяйства в зимний период. Также утверждены и зарегистрированы в Минюсте Требования к оснащению ЛЭП устройствами РЗА и Требования к каналам связи РЗА. Все мы помним отключения электроэнергии на Дальнем Востоке и Крыму, когда из‑за срабатывания автоматики на одном объекте без света оказывался целый регион. Это происходило, в том числе и из‑за того, что настройки энергетического оборудования у субъектов энергетики не были едины. Принятие требований позволяет восполнить пробелы в законодательстве и позволит в будущем избежать крупных аварий.

В настоящий момент подписаны Министром энергетики Российской Федерации Александром Новаком и направлены в Минюст России на государственную регистрацию важнейшие приказы: Методические указания по технологическому проектированию ЛЭП и ПС и Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей.

Таким образом, у электросетевых компаний будут единые общеобязательные требования, начиная с проектирования объектов и заканчивая их эксплуатацией, что, по нашему мнению, должно привести к надежному функционированию электросетевого комплекса и обеспечению бесперебойного энергоснабжения потребителей. При этом, как будет меняться структура компаний, зависит от менеджмента компании. Главное, чтобы те требования, которые уже разработаны и которые еще предстоит принять, выполнялись. Мы за этим будем тщательно следить.

– Каким образом сегодня решаются вопросы антитеррористической и кибербезопасности объектов ТЭК? Насколько остро, по вашему мнению, эти вопросы будут стоять в будущем, учитывая активное внедрение умных технологий и цифровизацию отрасли?

– Минэнерго России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, участвует в работе по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК в рамках антитеррористического законодательства Российской Федерации.

В части организации работы по повышению антитеррористической защищенности объектов ТЭК и принимаемых мер по ее совершенствованию Минэнерго России совместно с МВД России, ФСБ России, Росгвардией и организациями ТЭК осуществляется мониторинг правоприменения в сфере безопасности функционирования организаций топливно-энергетического комплекса, в ходе которого вносятся необходимые изменения в действующую нормативно-правовую базу.

Так, совместно с заинтересованными организациями проводится работа по подготовке проектов постановлений Правительства Российской Федерации, которыми планируется внести изменения в положения о ведомственных охранах организации-собственника Единой системы газоснабжения («Газпром»), стратегического акционерного общества, осуществляющего управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов («Транснефть») и стратегического акционерного общества, ведущего деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья («Роснефть»).

С учетом активного развития беспилотных авиационных технологий, а также их применения международными террористическими организациями Минэнерго России приступило к проработке вопроса о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих ограничение несанкционированных полетов беспилотных летательных аппаратов, определение порядка их нейтрализации или уничтожения и, кроме того, их использования в интересах обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК.

Минэнерго России осуществляет ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, а также предоставляет информацию, содержащуюся в Реестре.

Система нормативно-правового регулирования информационной безопасности в части основных, то есть производственных процессов объектов ТЭК только выстраивается. 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», определивший меры по созданию государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на объекты критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.

Минэнерго России разработаны и согласованы с ФСТЭК России Методические рекомендации по определению и категорированию объектов критической информационной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса. В основном процесс категорирования объектов критической информационной инфраструктуры должен быть завершен к началу следующего года.

Задача на ближайшую перспективу – создание эффективных систем информационной безопасности, отвечающих требованиям, определенным ФСТЭК и ФСБ России в последних руководящих документах.

В рамках Минэнерго России планируется создание ведомственного центра информационной безопасности, который позволит консолидировать усилия в противодействии кибератакам с Национальным координационным центром по компьютерным инцидентам и с корпоративными центрами информационной безопасности, которые уже начали создаваться в крупных субъектах ТЭК.


Продолжение читайте в следующем номере «ЭПР».

Андрей Черезов: Задача на ближайшую перспективу

Минэнерго

Похожие Свежие Популярные