16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/367-368/482068.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 11-12 (367-368) июнь 2019 года

Павел Завальный призвал выйти за рамки узкокорпоративных интересов

Власть Евгений ГЕРАСИМОВ 2406
Фото: Александр Щербак/ТАСС

Перекрестное субсидирование – одна из серьезнейших проблем российской энергетики. Оно искажает экономику отрасли, делает непрозрачным формирование цены на электроэнергию, не дает развиваться конкуренции.

Об этом заявил председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный на годовом общем собрании НП «Совет рынка» в конце мая. Он выступил с докладом о ключевых проблемах отрасли.


Замороженная программа

«Сегодня электроемкость российского ВВП составляет более 4 % и демонстрирует тенденцию к росту: по оценкам специалистов, в 2020 году она может составить уже 4,3 %. Для сравнения: в США и Канаде электроемкость ВВП не превышает 2,5 %, в Европе – 3,5 %. Объем перекрестного субсидирования превышает 400 миллиардов рублей с тенденцией к росту, рост тарифов устойчиво идет выше инфляции, платежная дисциплина находится на низком уровне. Конкуренция на оптовом рынке, формирование которого считается одним из наиболее заметных итогов реформы отрасли, ограничивается при помощи разного рода искусственных механизмов, таких, как перекрестка различных видов и ДПМ-штрих, и на сегодня составляет 46 %, розничный рынок электроэнергии фактически отсутствует, работа сетевого комплекса далека от эффективности. Реформа электроэнергетики фактически заморожена», – уверен Павел Завальный.

По его мнению, без продолжения реформы электроэнергетики, без формирования истинно рыночных механизмов и подлинной конкуренции в ценообразовании на электроэнергию на основании спроса и предложения невозможно обеспечить качество, надежность поставок и адекватную стоимость электроэнергии для роста российской экономики.


Перекрестка как искажение экономики

Как отметил председатель комитета Государственной Думы по энергетике, необходимо снизить перекрестное субсидирование, повысить эффективность работы сетевого комплекса, развивать конкуренцию как на оптовом, так и на розничном рынке, обеспечить введение интеллектуального учета электроэнергии, цифровизацию энергетики, повышать платежную дисциплину.

«Перекрестное субсидирование – одна из серьезнейших проблем российской энергетики. Оно искажает экономику отрасли, делает практически непрозрачной структуру формирования цены на электроэнергию, не дает развиваться конкуренции», – так господин Завальный сформулировал позицию своего комитета.


В сторону эффективности

«Наш комитет исходит из того, что проблему нужно решать в увязке с повышением эффективности сетевого комплекса и электроэнергетики в целом. То есть не за счет одних только тарифных решений, а за счет повышения эффективности и увязанных с этим тарифных решений, – отметил Павел Завальный. – В этой части главным является выравнивание тарифов для населения и промышленности. Наиболее рациональным подходом был бы рост цен для населения по схеме «инфляция плюс», а для промышленности – «инфляция минус» или не выше инфляции. На выравнивание сетевых тарифов между группами потребителей по такой схеме потребуется 12‑15 лет. При этом рост тарифов для населения сверх инфляции ежегодно должен составлять около 6 %.

Ускорить процесс и облегчить его для населения можно за счет одновременного формированного повышения эффективности работы сетевого комплекса. При этом важно понимать, что развитие конкуренции в рознице, снижение перекрестного субсидирования, возврат крупного потребителя в распределительные сети возможны только при насыщении розничных рынков. Для развития действительно конкурентных отношений на них необходимо наполнить их в первую очередь предложением генерации, поставляющей электро­энергию в распределительные сети, а не только электроэнергией с оптового рынка».

По мнению председателя комитета, существенным источником может стать открытие свободного доступа на розничные рынки малой и распределенной генерации. «Кроме того, развитию розничных рынков и конкуренции на них, на мой взгляд, будет способствовать снятие запрета продажи электроэнергии на низком напряжении сетевыми компаниями с ограничением доли рынка», – добавил он.

«Вероятно, подлинно рыночной можно считать такую конфигурацию розничного рынка, когда в каждом регионе он выступает в качестве торговой площадки для всех производителей энергоресурсов, включая ТЭЦ, всех видов распределенной генерации, ВИЭ, с реальным правом для потребителей выбирать для себя вариант энергообеспечения», – уверен спикер.


Проблемная модернизация

Кроме того, Павел Завальный отметил проблемы, связанные с модернизацией генерации, в числе которых – дефицит генерации в отдельных регионах на фоне общего профицита мощностей, старение мощностей, недостаток рыночных стимулов и источников финансирования для их модернизации, отсутствие альтернативных источников электрической и тепловой энергии.

«На старте реформы электроэнергетики для решения этих проблем в условиях экстенсивного развития российской экономики, ее низкой энергоэффективности и опасений в отношении удовлетворения роста спроса на энергию были приняты не рыночные решения, касающиеся проведения ускоренной модернизации по программе ДПМ, – напомнил Павел Завальный. – Сегодня мы принимаем вынужденное решение о новой модернизации генерирующих мощностей теми же нерыночными методами. Я имею в виду программу ДПМ-штрих. Конечно, если бы в России функционировал полноценный, развитый рынок электроэнергии хотя бы на оптовом уровне, было бы логично, если бы энергетические компании проводили модернизацию генерирующих мощностей только за счет собственных источников. Но у нас рынок искажен».

Кроме того, по мнению господина Завального, ситуация в отрасли в условиях сдерживания тарифов в принципе такова, что генерация не является наиболее прибыльной ее частью. Сетевой комплекс и особенно сбыт куда привлекательнее. В этих условиях инвесторам необходимо гарантировать возврат части вложений в модернизацию. При этом важно тщательно оценить, какие объемы инвестиций действительно необходимы для обеспечения модернизации, ведь все это в конечном итоге скажется на стоимости электроэнергии для потребителей, конкурентоспособности российской экономики, росте ВВП.


Централизованная модель

Как отметил Павел Завальный, еще одна проблема – то, что программа еще больше закрепляет централизованную модель развития энергетики. Есть опасения, что программа модернизации энергообъектов не принесет отрасли ожидаемых новых технологий и повышения эффективности, а, наоборот, может снизить интерес к высокотехнологичным инвестициям в генерацию.

Чтобы избежать этого, основным условием вложения средств в модернизацию генерации по схеме ДПМ-штрих должны быть жесткие требования к ее экономической и экологической эффективности. Конкуренция среди потенциальных участников должна идти по критериям большей эффективности, большей загрузки и локализации. Такой подход в принципе и планируется реализовать. А вот каким получится результат, можно будет увидеть в ближайшее время.

«Вопросы эффективности, надежности, безопасности энерго­обеспечения, качества и стоимости электроэнергии для потребителей – это вопрос темпов роста российской экономики, – отметил Павел Завальный. – Это зона коллективной ответственности и регуляторов, и всех компаний отрасли, что означает необходимость поиска взаимоприемлемых решений по всем ключевым проблемам отраслевого развития за рамками узкокорпоративных интересов».


Электроэнергия , Генерация, Энергоэффективность

Похожие Свежие Популярные