16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/366/9127589.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (366) май 2019 года

Найти свой путь в энергетику будущего

Тема номера Беседовала Ирина КРИВОШАПКА
Алексей Хохлов, руководитель направления «Электроэнергетика» Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО

Бизнес-школа или школа управления? Разница очевидна, если речь идет о СКОЛКОВО: здесь готовят управленцев для разных сфер – от государственной службы до коммерческих компаний.

При этом знания управленца нужно постоянно обновлять, чтобы он мог оставаться востребованным и конкурентоспособным, и в СКОЛКОВО этому правилу следуют неукоснительно, подтверждая справедливость пословицы: «век живи – век учись».

О трендах в переподготовке и непрерывном образовании высшего руководства отрасли, компетенциях Энергоцентра, новых методах обучения и уроках, на которые всегда был самый высокий спрос, мы побеседовали с руководителем направления «Электроэнергетика» Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО Алексеем Хохловым.

– Московскую школу управления СКОЛКОВО часто называют бизнес-школой, но это не совсем верно – все‑таки мы являемся школой управления, поскольку обучаем управлению специалистов из самых разных секторов, включая государственные структуры и некоммерческие организации, а также работаем с самым широким составом отраслей, – отмечает он. – При этом в составе СКОЛКОВО есть несколько центров компетенций, один из которых (Энергоцентр) специализируется на энергетике. Разрабатывая и запуская новые образовательные программы, Энергоцентр решает свои приоритетные задачи, в числе которых – продвижение новых трендов в энергетике и подготовка будущих лидеров энергетического бизнеса.

– Кто становится участниками программ энергетической школы, с какой периодичностью проводится обучение и что планируется в ближайшее время?

– Флагманский образовательный проект Энергоцентра – Энергетическая летняя школа, которая в этом году будет проводиться в третий раз с 22 по 26 июля. За два прошедших года участие в Школе приняли 445 слушателей, а в этом году мы ожидаем около 500 участников. В основном это лучшие студенты и аспиранты энергетических специальностей, а также молодые специалисты, но в целом спектр профессиональной экспертизы участников намного шире. В первый год программа охватывала энергетические тренды во всех основных секторах энергетики – от нефтегаза до ВИЭ, а на второй год фокусом стали основные процессы преобразования и использования энергии.

В этом году в рамках программы запланированы лекции, посвященные трансформации энергетики по всем секторам ТЭКа за рубежом и в России. Основной акцент будет сделан на новых технологиях в энергетике и на их влиянии на энергетические рынки. Спикерами станут ведущие российские и зарубежные эксперты, а также представители отраслевых компаний. Помимо лекций в программу Энергошколы входит посещение действующего объекта – в 2017 и 2018 годах это были одна из ТЭЦ «Мосэнерго» и Московский НПЗ. Еще одна уникальная характеристика – то, что участие в Школе бесплатно.

По результатам прошедших программ подготовлен сборник лекций спикеров, а также выпущена серия открытых видеолекций в YouTube. По инициативе участников Школы после ее завершения в течение года инициативными группами велась работа над исследовательскими проектами – в результате было выпущено открытое исследование по тематике малого СПГ, а сейчас продолжается работа по направлениям энергоснабжения Арктики, ВИЭ и газовых хабов. Возрастающий интерес к Энергошколе и высокая активность участников как во время обучения, так и после окончания говорят о том, что специалистам очень полезно периодически обновлять комплексную картинку происходящего в мире – тем более что она довольно быстро меняется.

– Учитывая курс России на цифровизацию, а также развитие ВИЭ-направлений, разрабатываются ли соответствующие образовательные программы?

– В контексте бурного интереса к цифровизации одной из наиболее «горячих» и востребованных позиций в России становится CDTO (Chief Digital Transformation Officer) – директор по цифровой трансформации. В конце февраля этого года у нас стартовала дипломная программа «Управление цифровой трансформацией», которая включает четыре модуля плюс две международные стажировки и продлится до июня. В рамках этой программы индивидуальные участники и целые корпоративные команды смогут сформировать навыки и компетенции, необходимые управленцам для реализации цифровой трансформации бизнеса, сформировать дорожную карту офиса директора по цифровой трансформации, а также применить технологическую и бизнес-экспертизу для решения прикладных задач.

Этот тренд, безусловно, актуален для компаний энергетического сектора, и в составе участников программы «Управление цифровой трансформацией» представители таких компаний занимают значительную долю. Одним из партнеров программы является компания Schneider Electric – представители этой компании выступают на программе, а участники посетили ее головной офис во Франции и побывали на заводе Le Vaudreuil. Конкурс на первую программу составил три человека на место, и уже сейчас идет активный набор участников второго потока программы, стартующего 25 сентября.

– Какие новые образовательные дисциплины планируется открыть в энергетической школе СКОЛКОВО? Что интересует ваших «студентов»?

– Мы стараемся не только реагировать на уже существующие потребности рынка, но через образовательную, просветительскую и проектную деятельность их формировать. Именно такой нам видится модульная программа «Новые возможности новой энергетики», над дизайном которой мы сейчас работаем. По оценке Bloomberg New Energy Finance, мировой объем инвестиций в так называемую «новую энергетику» в 2018 году превысил 330 миллиардов долларов. И это не только ставшие уже традиционными и большими секторы солнечной и ветроэнергетики – сюда входят инвестиции в «умные» счетчики, смартгриды, проекты энергоэффективности, системы хранения энергии, водородная энергетика и топливные ячейки.

В России тенденции энергетического перехода проявляются пока не так активно по сравнению с другими странами – лидерами этого процесса, но ряд направлений уже развивается (это и ВИЭ, и управление спросом, и энергосервисные контракты, и накопители) При этом, как это наблюдалось и за рубежом, традиционные крупные энергетические компании зачастую выступают за сохранение статус-кво, а новые решения и прорывные бизнес-модели возникают у нетрадиционных игроков (из ИТ, телекома, ритейла и других секторов). Поэтому целевая аудитория этой программы довольно разнообразна – это управленцы высшего и среднего звена, отвечающие за энергетику, работающие с рынками энергии, поставщики оборудования, банки, регуляторы, директора по развитию, основатели и лидеры корпоративных энергетических стартапов. В результате образовательной программы участники смогут выработать идеи для собственного бизнеса в новой энергетике, обсудить их с экспертами, потребителями и контрагентами по всей цепочке добавленной стоимости (в том числе и с другими участниками группы) и, по сути, сформировать проект бизнес-плана.

– Обновляете ли вы саму модель или схему обучения?

– Мир вокруг нас очень быстро меняется, и в этих условиях традиционная модель образования (когда человек получал большую порцию обучения перед началом карьеры и, возможно, добавлял после нескольких лет практики еще одну значимую часть в виде двух лет магистратуры – например, того же МВА) больше не работает. Чтобы оставаться востребованным и конкурентоспособным, специалисту теперь приходится постоянно подпитываться новыми знаниями и овладевать новыми компетенциями в так называемом формате Life-Long-Learning (мы в СКОЛКОВО называем эту модель русской пословицей «век живи – век учись). Это, безусловно, справедливо и для такой, казалось бы, консервативной отрасли, как энергетика – ведь процессы энергетического перехода постепенно затронут и навсегда изменят то, как человечество производит и использует различные виды энергии.



Татьяна Богатова, руководитель учебного центра «Энергия» АО «Мытищинская теплосеть»: 

– АО «Мытищинская теплосеть» как современное предприятие активно занимается внедрением самых прогрессивных энергосберегающих технологий, проводит реконструкцию системы теплоснабжения. Амбициозные задачи требуют квалифицированных специалистов в области эксплуатации и проектирования систем теплоснабжения.В целях постоянного обучения специалистов на предприятии организован учебный центр. В марте 2019 года предприятие получило лицензию Министерства образования Московской области на осуществление образовательной деятельности. Учебный центр «Энергия» Мытищинской теплосети поставил задачу постоянного обучения персонала, реализации учебных программ по повышению квалификации с учетом требований охраны труда, пожарной безопасности, требований Ростехнадзора, промышленной безопасности, а также в соответствии с перспективными планами развития предприятия. Современная энергетика требует профессионалов высокой степени квалификации, умеющих орентироваться в потоке поступающей информации, грамотно и мобильно решать сложные производственные задачи. Необходимо преодолеть следующие проблемы: проблемы совершенствования технологий образования; проблемы информатизации образования; проблема коммуникаций. Один из главных путей разрешения всех этих проблем в том, что образование и производство должны развиваться как компоненты единой системы.

Владимир Ермаков, директор по развитию учебного центра «Амулет»: 

– С распадом Советского Союза пришла в упадок система профессионального образования в сфере реальной экономики вообще и в энергетической отрасли в частности. Потребовалась новая стратегия развития высшего, среднего и дополнительного профессионального образования. Уже сейчас очевидно, что основным направлением развития системы профессионального образования будет взаимосвязь с рынком труда, нацеленная на построение инновационной экономики. Новой для образования задачей является создание центров профессиональных квалификаций. Основные надежды возлагаются на создание и сопровождение информационно-образовательных сред открытого и дистанционного обучения, на развитие новых объектных технологий создания баз учебных материалов наряду с развитием традиционных технологий. Особое внимание следует уделить особенностям подхода молодых людей к выбору будущей профессии, получения новых знаний и освоения профессиональных знаний. 

Эффективное взаимодействие учебных заведений и работодателей – одна из актуальных проблем современной России, поскольку от ее решения в значительной степени зависит полноценное развитие и системы профессионального образования, и трудовых отношений. Оно подразумевает, в первую очередь, согласованность действий всех заинтересованных сторон, а следовательно, понимания ими позиций друг друга и стремления к выработке общего видения ситуации. К сожалению, за последние годы ситуация изменилась не в лучшую сторону. Часто для работодателя эта проблема не является актуальной. Но, по прогнозам, экспертов нехватка молодых кадров в энергетике более чем ощутима, а в будущем эта ситуация будет обостряться, так как происходит естественное старение кадров.

 Те, кто собирается поступать на энергетические специальности, должны быть уверены, что будут обеспечены рабочими местами, а в случае успешной работы их ожидает карьерный рост. Кроме того, я считаю, что есть необходимость в привлечении к профессиональному обучению и профессиональной переподготовке кадров учебных заведений дополнительного профессионального образования, в том числе и частных.

Цифровизация, Образование, обучение

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.