16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/366/9127044.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (366) май 2019 года

«Перезагрузка» специалистов – веяние времени

Тема номера Беседовала Татьяна РЕЙТЕР
Ирина Путилова, заведующая НОЦ «Экология энергетики», к.т. н.

В энергетике растет спрос на специалистов, обладающих современными компетенциями, а в центрах дополнительного образования – на актуализированные программы и гибкие формы обучения.

Более 20 лет в НИУ «Московский энергетический институт» действует Научно-образовательный центр «Экология энергетики» (ранее – Центр подготовки и переподготовки специалистов «Экология энергетики»). За это время в центре более 1500 сотрудников энергокомпаний со всей страны прошли обучение по различным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области тепло- и электроэнергетики.
О том, как проходит обучение, рассказывает заведующая НОЦ «Экология энергетики», к.т. н. Ирина Путилова.

– Ирина Вячеславовна, как в 1997 году возникла идея создания такого центра, с чем это было связано?

– Центр подготовки и переподготовки специалистов «Экология энергетики» (ЦППЭЭ МЭИ) создавался сотрудником МЭИ, специалистом в области природоохранных технологий Вячеславом Яковлевичем Путиловым, чтобы обеспечить квалификацию персонала энергопредприятий в данной области на современном уровне. В июне 2017 года ЦППЭЭ и «Информационно-аналитический центр «Экология энергетики», руководителем которого также являлся Путилов, были объединены и переименованы в Научно-образовательный центр «Экология энергетики». Центр активно работает по сей день, являясь структурным подразделением Института дистанционного и дополнительного образования (ИДДО) МЭИ.

Основной задачей центра стало стремление устранить несоответствия между квалификацией руководящего и инженерно-технического персонала энергокомпаний, сотрудников проектных и других специализированных организаций и требованиями природоохранного законодательства, которые постоянно меняются с учетом мирового опыта. Недостаток квалификации приводил либо к тому, что разработка и внедрение современных природоохранных технологий не включались в отраслевые планы НИОКР, а положительные результаты опробованных НИОКР не применялись в проектах техперевооружения тепловых электростанций, либо к непониманию персоналом ТЭС вопросов эксплуатации уже внедренной новой техники и технологий.

Приятное исключение составляла квалификация руководящего персонала тех немногих ТЭС, на которых была системно поставлена работа по сбору и анализу информации в области применения природоохранных технологий в энергетике. При внедрении новой техники и технологий сотрудники МЭИ в том или ином виде проводили занятия с эксплуатационным персоналом. Все это и послужило причиной создания ЦППЭЭ МЭИ.


Программы повышения квалификации уникальны и разрабатываются под конкретного заказчика с учетом его специфики, оборудования и требований к обучению.

Далее спектр программ расширялся, увеличивалась продолжительность обучения, в результате чего были реализованы не только краткосрочные и длительные программы повышения квалификации, но и программы профессиональной переподготовки в области тепло- и электроэнергетики. В настоящее время название центра «Экология энергетики» не совсем отражает весь спектр разработанных и реализованных программ, но оно осталось как бренд.

– Можно ли говорить о том, что современная энергетика – это одна из отраслей, требующих постоянного обновления знаний в то время, как традиционное обучение не всегда успевает за этим процессом, а сосредоточено на формировании основы знаний и навыков будущего специалиста?

– Несомненно, современным энергетикам требуется постоянно обновлять знания и повышать квалификацию. Прежде всего, это относится к персоналу, который имеет профильное энергетическое образование, соответствующее занимаемой должности. Есть периодичность обучения, установленная российским законодательством: каждые пять лет руководящий и инженерно-технический персонал должен проходить повышение квалификации в рамках своих компетенций. Однако мы столкнулись еще и с тем, что большое количество энергетиков по профессии не являются энергетиками по образованию, и здесь нужно говорить не о повышении квалификации, а о профессиональной переподготовке персонала. У нас такие программы реализуются в течение девяти месяцев ежегодно продолжительностью 510 аудиторных часов.

Что касается основного образования, то, к сожалению, зачисление в вузы по результатам ЕГЭ привело к снижению уровня знаний значительной части студентов. Ситуация обостряется еще и в связи с реформированием системы высшего образования. В настоящее время в большинстве вузов России, в том числе в НИУ «МЭИ», прекращена подготовка инженеров по основным техническим специальностям. В соответствии с действующими образовательными стандартами вузы перешли на обучение студентов в бакалавриате и магистратуре. Эти преобразования происходят на фоне снижения уровня подготовки абитуриентов, что не может не сказываться на качестве обучения в вузах. Поэтому необходима постоянно действующая система повышения квалификации и профессиональной подготовки инженерно-технических работников энергопредприятий.

– По каким направлениям проходит подготовка, какие знания специалист может получить в центре?

– Основными направлениями подготовки сотрудников энергопредприятий и энергокомпаний являются профессиональная переподготовка и повышение квалификации. Профессиональная переподготовка проводится по трем программам: «Тепловые электрические станции» (направление «Теплоэнергетика и теплотехника»), «Электрические станции» (направление «Электроэнергетика и электротехника») и «Электроэнергетические системы и сети» (направление «Электроэнергетика и электротехника»).


Энергетики по профессии, но не по образованию могут пройти профессиональную переподготовку в течение девяти месяцев.

В центре разработано и реализовано большое количество программ повышения квалификации для различных категорий слушателей, таких, как главные инженеры ТЭС, заместители главных инженеров по ремонту, заместители главных инженеров по эксплуатации.

Пройти повышение квалификации могут и другие руководящие специалисты ТЭС: начальники смен, начальники смен котлотурбинного и электротехнического оборудования, начальники различных служб: теплотехнических, автоматизации и контроля, топливно-транспортных, лабораторий металлов, химических лабораторий и химических служб. Для ИТР предприятий реализуются программы в области природоохранных технологий в энергетике, программа «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт наружных электрических сетей. Устройство, монтаж и пусконаладочные работы» и другие. Заместители главных инженеров могут также повысить квалификацию, прослушав курс «Планирование производства и ремонтов. Проведение ремонтов и технического обслуживания».

Разработаны новые программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Наилучшие доступные природоохранные технологии в энергетике», «Технический английский язык для энергетиков» для разных уровней владения английским языком.

– Как часто происходит обновление и совершенствование учебных программ, чем это обусловлено?

– Мы постоянно совершенствуем программы дополнительного профессионального образования. Программы профессиональной переподготовки обновляются и корректируются ежегодно. Это связано с развитием новой техники, технологий, законодательства. Что касается программ повышения квалификации, то они являются уникальными, так как разработаны под конкретного заказчика с учетом его специфики, оборудования и требований к обучению. По программам повышения квалификации мы сотрудничаем с заказчиками, которые формируют группы целиком – сборных групп у нас нет.

Центр готов разработать любую программу в области энергетики по заявкам корпоративных заказчиков. Кроме того, преподаватели центра постоянно ведут большую учебно-методическую работу – разрабатывают, корректируют и издают учебно-методические материалы, по мере наработки объема учебно-методических материалов готовится и издается типографским способом учебная литература.

– Сколько специалистов уже прошли переподготовку в центре? В какой форме обычно проходит обучение? Какие энергокомпании чаще направляют в центр своих сотрудников?

– Повышение квалификации по различным программам прошли 947 слушателей. Продолжительность и форма обучения определяются программой повышения квалификации. Формы могут быть разными: очная, очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий. Расписание аудиторных занятий, как правило, согласовывается с заказчиком. Для специалистов из Москвы и Московской области возможно проведение аудиторных занятий несколько раз в неделю по четыре академических часа на территории корпоративного заказчика, кроме лабораторных занятий. Для слушателей из других регионов есть возможность повышения квалификации с использованием системы дистанционного аудиовизуального обучения.

Профессиональную переподготовку по трем программам прошли уже 527 слушателей. В рамках очно-заочной формы обучения они занимаются шесть дней в неделю в течение четырех сессий: первые три – по две недели, четвертая сессия – три недели с отрывом от производства. Перерывы между сессиями (1,5‑2 месяца) предназначены для выполнения расчетных заданий, курсовых работ и дипломной работы, тему которой формирует заказчик при заключении договора. В межсессионный период предусмотрено проведение занятий по субботам для сдачи экзаменов, защиты курсовых и типовых работ, консультаций по дипломным работам.
Много лет корпоративным заказчиком центра выступает ПАО «Мос­энерго». Мы также сотрудничаем с такими компаниями, как «Интер РАО», «Энел Россия», и другими.

– Какой он – слушатель ваших курсов с точки зрения возраста, профессии, опыта?

– Наш слушатель – это ИТР предприятий по эксплуатации, проектированию, наладке и оптимизации работы энергетического оборудования.

Это и государственные служащие, и студенты МЭИ и других учебных заведений, желающие получить дополнительное образование. Это и офицеры запаса, которые хотели бы получить гражданскую специальность.
К нам обращаются безработные специалисты, ищущие возможность изменить квалификацию, а также другие категории слушателей, которые хотят повысить квалификацию или пройти профессиональную переподготовку в области энергетики. Возрастных ограничений нет. Обязательным требованием при зачислении слушателей в центр является наличие диплома о высшем или средне профессиональном образовании, ну и, конечно, желание учиться.

– Пожалуйста, расскажите о взаимосвязи центра с его, если так можно сказать, потребителями, а также с учеными и преподавателями МЭИ.

Что можно сказать о спросе на слушателей курсов, их дальнейшей карьере, участии в совместных НИОКР университета, других взаимовыгодных формах сотрудничества? Можно ли привести примеры достижений выпускников, успешных совместных проектов?

– Руководство энергокомпаний, которое отправляет своих сотрудников на профессиональную переподготовку, планирует их дальнейшее продвижение по карьерной лестнице. Таким образом, наши слушатели, пройдя долгосрочное обучение, «растут» и занимают более высокие позиции.


Основные слушатели курсов МЭИ – руководители и инженеры энергопредприятий, госслужащие, студенты разных вузов, офицеры запаса, а также безработные специалисты.


Те из них, у кого есть профильное образование по направлению «Теплоэнергетика и теплотехника» и их рассматривают как кадровый резерв энергокомпаний, проходят профессиональную переподготовку по направлению «Электроэнергетика и электротехника». Таким образом, они становятся универсалами, обладающими знаниями в области как тепло-, так и электроэнергетики. Как правило, такие слушатели становятся заместителями главных инженеров, главными инженерами, то есть занимают руководящие должности в энергокомпаниях.

В процессе обучения слушатели курсов самым тесным образом взаимодействуют с преподавателями МЭИ. Заказчик изначально формирует тему дипломной работы, связанную с решением конкретных практических вопросов, с которыми сталкивается сотрудник в своей профессиональной деятельности. Это является отличительной особенностью подхода к обучению в нашем центре. Поэтому взаимодействие «преподаватель – слушатель» начинается с первой сессии, когда мы назначаем руководителя дипломной работы, исходя из темы диплома. Руководитель и слушатель общаются все девять месяцев обучения.

Слушатели могут продолжить общение с преподавателями и после обучения для консультаций или получения экспертного мнения по тем или иным вопросам. Контакты всех преподавателей открыты для наших выпускников, чтобы общение было максимально плодотворным и не было ограничено только сотрудниками центра.

Что касается «Мосэнерго», то ряд договоров по НИОКР выполняется сотрудниками МЭИ, которых мы привлекаем для обучения. Здесь все взаимосвязано, и порой сложно отделить одно от другого.

Для обучения мы стараемся максимально задействовать тех преподавателей университета, которые постоянно ведут научную работу и обладают знаниями о новых технологиях, технике, решениях, изменении законодательства и другими компетенциями, необходимыми и для выполнения научных договоров. Если не находим подходящего преподавателя из МЭИ, то привлекаем внешних специалистов. Критерий один – наш преподаватель должен быть профессионалом высокого класса!

– Существуют ли зарубежные аналоги центра? Происходит ли обмен опытом с иностранными коллегами?

– Как руководитель центра, я уже много лет представляю Россию во Всемирной сети по побочным продуктам сжигания угля, а также в Европейской ассоциации по побочным продуктам сжигания угля. Наша научная деятельность сфокусирована на этой теме, хотя мы занимаемся разными аспектами экологии энергетики. Регулярно встречаемся с зарубежными коллегами или во время конференций и семинаров, общаемся по конференц-связи.

Каждые полгода я делаю доклад на совещании членов Всемирной сети по побочным продуктам сжигания угля о научной деятельности центра, новых технологиях, проектах, реализованных в России, программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки и т. д. Для нас это и есть площадка для обмена опытом с представителями других стран.

В прошлом месяце МЭИ посетили представители из различных министерств и ведомств стран АСЕАН, в центре я читала им лекции на английском языке о наилучших доступных природоохранных технологиях в российской энергетике. Мы сами организовали и провели девять международных мероприятий в России и за рубежом по экологии энергетики и золошлакам. Этот опыт мы всегда используем в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников.

«Перезагрузка» специалистов – веяние времени

Образование, обучение

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.