16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/365/7595050.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 09 (365) май 2019 года

Инфраструктурный спрос на частный капитал

Финансы Татьяна РЕЙТЕР

Объем концессионного рынка в России в 2018 году достиг 545,5 миллиарда рублей – вдвое больше, чем годом ранее, хотя количество проектов не растет.

Меняются не только масштабы, но и структура рынка: средние и крупные проекты уступают мегапроектам, смещаясь от регионального к федеральному уровню, от рыночных механизмов – к распределению бюджетных средств.


Инструмент партнерства бизнеса и государства

Концессия, как одна из форм государственно-частного партнерства (ГЧП), предусматривает передачу государственного имущества на определенный срок частному инвестору по концессионному соглашению. В рамках соглашения инвестор обязан осуществить строительство или реконструкцию переданного ему имущества и имеет право получать доход от его использования.

В свою очередь концедент, который передает имущество инвестору на время действия соглашения, устанавливает тариф с учетом обоснованных расходов концессионера, долгосрочных параметров регулирования инвестиционных мероприятий и сроков их реализации, как это предусмотрено статьей 39 Федерального закона от 21.07.2005 № 115‑ФЗ (в редакции от 27.12.2018) «О концессионных соглашениях». Важно, что законом также предусмотрены меры по возмещению затрат концессионера при снижении объемов выручки по отношению к установленным в соглашении, хотя в 2018 г. эти меры прописаны только в 30 концессионных соглашениях из 59.

В Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) содержатся сведения о более 240 концессионных проектах стоимостью от 100 млн руб. с общим объемом инвестиций свыше 1660 млрд руб. в транспортной инфраструктуре, строительстве социальных объектов, обращении с отходами, сельском хозяйстве, жилищно-коммунальной сфере.

Наряду с концессионными соглашениями действуют иные инструменты поддержки инфраструктурных проектов, которые пока уступают по объемам концессиям. Среди них – специальные инвестиционные контракты СПИК (с 2016 г. подписано 27 контрактов на сумму около 400 млрд руб.); соглашение о защите и поощрении капиталовложений СЗПК (здесь из 900 предложенных проектов на 75 трлн руб. к началу 2019 г. к хорошо проработанным рабочая группа отнесла всего 10); фонд внебюджетных инвестиций в проекты на нулевой стадии RTIF, созданный в 2018 г. Сбербанком России, ГТЛК и InfraONE. Как сообщает независимый эксперт по ГЧП-проектированию, управляющий партнер «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова, фонд планирует выводить на рынок ежегодно по 17‑20 проектов, каждый с объемом инвестиций от 50 до 200 млн руб.


Концессии в структуре национальных проектов

Значимость привлечения средств концессионеров в инфраструктурные проекты с гос­участием отметил председатель правления НАКДИ Юрий Сизов в ходе Отчетной сессии концессионеров, которая состоялась в апреле 2019 г. на Московской бирже.

– В структуре финансирования национальных проектов существенная доля принадлежит внебюджетным источникам, то есть средствам частных инвесторов, – сообщил он. – Общая стоимость проектов оценивается в 25,7 триллиона рублей до 2024 года. Предполагается, что 13,2 триллиона выделит федеральный бюджет, 7,5 триллиона поступит из внебюджетных источников, почти 5 триллионов – из бюджетов регионов и 140 миллиардов составят средства государственных внебюджетных фондов. Из этого следует, что частные инвестиции – это вторая по объему строка финансирования нацпроектов. Но для привлечения этих денег нужны соответствующие условия.

В свою очередь, исполнительный директор НАКДИ, председатель Экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России Светлана Бик отмечает, что в настоящее время на рынке остро ощущается не столько дефицит денег, сколько нехватка качественных проектов и финансовых инструментов длинных денег.

Вместе с тем, финансовые структуры активно содействуют привлечению частных инвесторов в реализацию проектов ГЧП. Речь идет не только об отдельных банках, которые уже прошли путь от «коробочных решений» до проектного финансирования концессий. В Центробанке России разработаны «Основные направления развития финансового рынка РФ на период 2019‑2021 годов», в которых запланированы мероприятия по содействию проектному финансированию (в том числе для проектов ГЧП и концессий), по развитию института длинных денег, а также по развитию социально-ответственного инвестирования с применением механизма зеленых облигаций.


Рынок бьет рекорды?

По данным НАКДИ, в 2018 г. суммарный объем концессионных соглашений в средней категории проектов (с объемом инвестиций от 100 млн до 1 млрд руб.) и в крупной категории проектов (с объемом инвестиций свыше 1 млрд руб.) превысил рекордные для страны 545 млрд руб. Однако более половины этого объема пришлось на три мега-сделки федерального уровня. За их исключением фактический объем инвестиций в региональные проекты через механизм ГЧП в прошедшем году снизился.

В качестве основных трендов концессионного рынка эксперты отмечают рост сделок по проектам средней и крупной категорий при снижении общего количества конкурсов, значительный рост суммарного объема инвестиционных обязательств по заключенным концессионным соглашениям, увеличение проектов с первичным привлечением средств институциональных инвесторов через концессионные облигации и новых эмитентов. Кроме того, ведущим трендом последних лет стало смещение ГЧП от частного к государственному, от мелких и средних проектов к мегапроектам, от рыночных механизмов к распределительным.

Тенденции становятся еще более очевидными, если обратиться к статистике проектов и суммарным объемам инвестиционных обязательств по различным сферам реализации за 2016‑2018 гг. В транспортной сфере отмечен незначительный рост количества проектов при двукратном увеличении средней стоимости проекта: с 16,3 млрд руб. в 2016 г. до 36,2 млрд руб. в 2018 г. Социальная сфера за этот же период показала увеличение количества проектов в четыре раза при снижении средней стоимости проекта с 7 млрд до 0,9 млрд руб. Зато жилищно-коммунальное хозяйство теряет привлекательность для инвесторов: количество проектов упало вдвое при практически неизменной средней стоимости проекта 1,4‑1,9 млрд руб.


Энергетика и ЖКХ – почти 20 % инвестиций

Коммунальное хозяйство нельзя назвать приоритетным для концессионеров. В отличие от создаваемой отрасли переработки отходов, где, по словам генерального директора ППК «Российский экологический оператор» Дениса Буцаева, уже готовятся поправки в нормативную базу, включая тарификацию, поскольку на бюджетный рубль потребуется привлечь не меньше трех от частных инвесторов, концессионные проекты в ЖКХ связаны с эксплуатацией и модернизацией уже существующего и довольно изношенного имущества.

Тем не менее по состоянию на конец марта 2019 г. на территории 42 субъектов Федерации реализуется 145 концессионных проектов в сфере ЖКХ. Из них, по данным НАКДИ, в сфере электроснабжения заявлено 5 проектов, теплоснабжения – 76, водоснабжения и водоотведения 40, обращения с отходами – 20, обустройства территории – 4.

По количеству заключенных концессионных соглашений ЖКХ занимает больше половины рынка – 59,67 %, но по суммарному объему инвестиционных обязательств – всего 19,19 %. Треть концессионных проектов в сфере ЖКХ приходится на электро- и теплоснабжение, хотя по суммарной стоимости проектов этот сегмент уступает водоснабжению и водоотведению: 99,39 млрд против 186,77 млрд руб. Три четверти концессионных проектов относятся к средней категории, остальные являются проектами крупной категории. Более половины соглашений заключается на срок от 20 до 30 лет.

Преимущества концессионных соглашений высоко оценивает Министерство строительства и ЖКХ России, которое с 2011 г. пытается привлечь в отрасль частные инвестиции – дефицит в средствах ведомство оценивает в 500 млрд руб. ежегодно. В прошедшем году Минстрой отметил в качестве наиболее эффективных концессионные проекты в ЖКХ из Волгоградской, Саратовской, Тульской, Тюменской, Московской, Воронежской, Ростовской, Владимирской, Оренбургской, Калужской областей, Алтайского края, Удмуртской и Чувашской республик. Концессионный опыт регионов позволяет делать выводы о таких преимуществах этого финансового механизма, как снижение аварийности на объектах теплоснабжения на 47 %, в водоснабжении – на 21 %. Кроме того, такие задачи тепло- и водоснабжения в ЖКХ, как массовый перевод многоквартирных домов на закрытую схему теплоснабжения к 2022 г., едва ли можно будет решить только за счет бюджетных средств.


Инвестиции

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.