16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/365/7579106.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 09 (365) май 2019 года

МОЭСК строит систему интеллектуального учета

Электрические сети и сбыт Беседовал Игорь ГЛЕБОВ
Алексей Петухов, генеральный директор ПАО «МОЭСК» по передаче и учету электрической энергии

ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» по итогам прошлого года снизило потери электроэнергии в своих сетях до 8,10 % от отпуска. На текущий год задача еще сложнее – достичь уровня потерь 7,85 %.

О том, какие меры принимаются для снижения потерь, роли МОЭСК в цифровой трансформации учета и как повлияет на величину потерь упрощение консолидации электрических сетей садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ) и коттеджных поселков столичного региона – в интервью заместителя генерального директора ПАО «МОЭСК» по передаче и учету электрической энергии Алексея Петухова.

– Уровень потерь электроэнергии – один из важнейших показателей работы электросетевой компании. Как вы оцениваете этот показатель в сетях МОЭСК?

– По результатам прошлого года мы достигли планового показателя потерь электрической энергии при передаче – 8,10 % от отпуска в сеть. В 2017 году потери составляли 8,24 % от отпуска электроэнергии. Если говорить о натуральных величинах, то экономический эффект от снижения потерь составил 580 миллионов рублей. Поэтому, считаю, по итогам прошлого года работу по снижению потерь в сетях МОЭСК можно назвать эффективной. Однако мы не планируем останавливаться на достигнутом и на текущий год ставим еще более амбициозные задачи. В планах – достичь уровня потерь 7,85 % от отпуска в сеть.

– Какие мероприятия планируется реализовать для достижения плановой величины потерь в 2019 году?

– В первую очередь мы сосредоточим внимание на повышении КПД работы персонала. С этого года планы работ составляются на каждого конкретного сотрудника района электрических сетей и управления по реализации услуг электросетевых филиалов. Задание выдается на месяц с детализацией по дням и неделям. В конце периода проводится анализ выполнения данных планов. По нашим расчетам, такое тщательное планирование и контроль действий персонала позволят повысить вовлеченность каждого сотрудника в работу по снижению потерь.

Технический прогресс идет вперед, и уже в прошедшем году мы начали применять мобильные сервисы для оптимизации процесса снятия показаний. Сотрудники получили мобильные телефоны со специальным приложением. В приложении формируется маршрутный лист, туда же заносятся показания приборов учета, которые автоматически попадают в базу данных, производится фотофиксация показаний. В результате мы получаем условную автоматизацию процесса снятия показаний, повышение контроля за работой сотрудников и достоверностью передаваемых ими показаний, уменьшение трудозатрат на обработку учетных данных, поступающих из различных источников. В этом году по тем приборам учета, которые не передают показания дистанционно, планируем перейти на 100 %-ный съем показаний с использованием мобильных устройств.

Что касается инвестиционной программы на установку приборов учета в 2019 году, то хочу сказать, что она увеличена почти в три раза. Всего на границах балансовой принадлежности с потребителями планируется до конца года установить более 80 тысяч счетчиков, которые позволят повысить контроль за объемами электропотребления и своевременно выявлять случаи неучтенного потребления.

– В рамках проекта «Цифровая трансформация 2030» ГК «Россети» взяла курс на цифровизацию электросетевого комплекса. Какие мероприятия в части перехода на интеллектуальный учет электроэнергии проводятся в МОЭСК?

– ПАО «МОЭСК» стало пилотной площадкой для ГК «Россети» в части цифровизации электросетевого комплекса, в том числе учета электрической энергии. Мы предоставляем пилотные площадки для апробации различных технологий по дистанционной передаче данных. Всего планируется восемь пилотных площадок, на данный момент уже работают три. В Истринском и Дмитровском районах электрических сетей испытываются технологии передачи данных на базе сети дальнего радиуса действия LPWAN, на территории Коломенского РЭС – технологии на базе единого унифицированного протокола обмена данными СПОДЭС (спецификация протоколов обмена данными электрических счетчиков) между уровнями системы. В планах – пилотный проект по апробации передачи данных на базе стандартов сотовой связи NB-lot и с использованием приборов учета с применением унифицированных сменных коммуникационных модулей связи (LPWAN / NB-IoT / RF / GSM / PLC).

На каждой площадке «тренируется» один производитель. В результате испытаний на пилотных площадках мы оцениваем уровень опроса приборов учета, его качество, количество ошибок.

Ведется работа по разработке принципиально новой конструкции прибора учета, к которой привлекаются не только специалисты компании, но и производители. Смысл – разработать в корпусе прибора учета универсальный разъем, к которому будет подключаться устройство передачи данных. То есть с помощью единого порта к счетчикам любого производителя можно будет легко подключить любой механизм передачи данных. Показания со всех приборов учета будут аккумулироваться в программе «Пирамида сети». Единые габаритные размеры прибора учета и модель корпуса разрабатывает ГК «Россети». Мы работаем над унифицированным разъемом для подключения системы передачи данных.

После принятия в ПАО «Россети» проекта стандартного корпуса счетчика и разъема для подключения устройства передачи данных эти стандарты будут обязательным требованием ко всем счетчикам, устанавливаемым ДЗО компании.

– Работают ли в данный момент в пределах столичного региона приборы учета с дистанционным сбором данных?

– Да, в Москве и Подмосковье уже установлено более 130 тысяч приборов коммерческого учета с удаленным сбором данных. В ближайшие три года работы по установке таких счетчиков продолжатся.

– Чем эти счетчики принципиально отличаются от тех, которые сейчас тестируются на пилотных площадках?

– В настоящее время во всех приборах с удаленным опросом используется один канал связи. И если один из счетчиков системы выходит из строя, то необходимо найти такой же счетчик этого же производителя именно с таким каналом передачи данных. По сути, этот счетчик придется делать на заказ, что неудобно. Плюс отсутствует конкуренция. Когда будет внедрена стандартизированная модель прибора учета со стандартным разъемом для устройства передачи данных, конкуренция среди производителей приборов учета и программного обеспечения увеличится, что, в свою очередь, приведет к более гибкой ценовой политике.

– Каковы, на ваш взгляд, преимущества интеллектуально учета?

– Основная задача «умного» учета – едино­временный и корректный сбор показаний приборов учета у потребителей. Такой учет позволяет сетевой компании, потребителю и сбытовой компании видеть конкретные данные электропотребления любого абонента в режиме реального времени. Что позволит не тратить время на обход потребителей и переписывание показаний вручную. Сэкономленное время сотрудники смогут потратить на другие не менее важные задачи. Кроме того, корректные данные об объемах потребления позволят более точно формировать объем отпуска электроэнергии в сеть.

С помощью приборов учета с удаленным сбором данных можно оперативно выявлять очаги потерь и предотвращать неучтенное потребление электроэнергии. Появится возможность дистанционного ограничения электропотребления за долги по оплате электроэнергии.

– В начале текущего года МОЭСК анонсировала программу по упрощению передачи объектов электросетевого хозяйства СНТ, коттеджных поселков на баланс компании. Как, по вашему мнению, принятие сетей садовых товариществ отразится на показателе потерь?

– В этом году компания приняла беспрецедентное решение о снятии основных технических ограничений, которые ранее зачастую становились причиной для отказа в принятии электросетевых активов садовых товариществ и коттеджных поселков на баланс МОЭСК. В части учета электрической энергии теперь не требуется выносить приборы учета на границу балансовой принадлежности за счет собственника. Обязательное условие только одно – наличие корректно работающего прибора учета любой модификации.

Не во всех дачных товариществах состояние электросетей идеальное, поэтому мы прогнозируем рост незапланированных потерь электроэнергии. Уровень потерь в консолидируемых СНТ может быть значительно выше, чем в целом по МОЭСК. Однако это не является основанием для отказа в принятии сетей. Будем принимать такие СНТ и модернизировать сети, в результате чего уровень потерь в сетях товарищества должен прийти в соответствие с общим уровнем потерь в компании.


МОЭСК строит систему интеллектуального учета

Приборы учета, Электрические сети

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.