16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/364/5417882.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 08 (364) апрель 2019 года

«Синие воротнички» выигрывают у офисов

Энергетика: образование Анна НЕВСКАЯ 3846

Российские вузы начинают подготовку специалистов для самой передовой области текущего дня – цифровой энергетики. Тем временем система профессионального образования в РФ, пребывавшая в упадке в 1990‑е, переживает настоящий ренессанс интереса к рабочим профессиям.

Современные абитуриенты все чаще предпочитают «реальные» производства, имеющие прямое отношение к энергетике, машиностроению, коммунальной отрасли, профессии «белого воротничка», карьере «белого воротничка», а работающие на перспективу компании начинают высматривать будущих сотрудников буквально со школьной скамьи.

О подготовке специалистов для переходящей на цифровые рельсы энергетической отрасли сообщают не один и не два авторитетных вуза – от Донского государственного технического университета, заключившего соответствующее соглашение с ПАО «МРСК Юга», до Уральского энергетического института (входит в состав Уральского федерального университета, УрФУ), объявившего о пилотном наборе магистров по изучению интеллектуальных энергетических систем, который начнется в сентябре текущего года.

Цифровая трансформация пронизывает все стороны деятельности современного вуза – от внедрения цифровых технологий в промышленное производство, которое осуществляет тот же УрФУ, до программ дополнительного образования, которые внедряются на Уралмаше, Уралтрансмаше, в Трубной металлургической компании и на других предприятиях Екатеринбурга. В 2018 г. старейший и крупнейший федеральный университет Урала набрал более тысячи студентов, которые обучаются по IT-специальностям. Как правило, 90 % студентов «цифровых» направлений к четвертому курсу уже работают по специальности, сообщает директор Института радиоэлектроники и информационных технологий (ИРИТка-РТФ) УрФУ Илья Обабков: «Дефицит специалистов в IT-сфере настолько велик, что студенты не просто хотят, они вынуждены работать, иными словами, они «обречены» на хорошее трудоустройство».

Особая роль принадлежит проектному обучению, совмещающему лекционный материал с решением конкретных производственных задач. «Мы живем в условиях глобализации рынков и гиперконкуренции, сверхсложных производственных задач, интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий и размывания отраслевых границ, – подчеркивает старший преподаватель кафедры металлорежущих станков и инструментов УрФУ Валентина Овчинникова. – Кроме того, технологии меняются каждые полтора-два года, и в таких условиях традиционная линейная система подготовки не очень эффективна. Необходима модульная система, которая системно ведет к достижению нужного результата, причем в команде. Такая схема очень удобна для предприятий, поскольку позволяет усиливать компетенции уже действующих сотрудников и быстро получить экономический результат».

С необходимостью развивать практическое образование согласны и добывающие компании страны – такие, как крупнейшая угольная компания России «СУЭК». В начале текущего года «дочка» АО «СУЭК-Кузбасс» заключила соглашение о социальном партнерстве с Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования (КРИРПО), областным департаментом науки и образования и Ленинск-Кузнецким горнотехническим техникумом. Документ, подписанный в целях повышения качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для предприятий СУЭКа, ляжет в основу создания ведущего центра дуального обучения в регионе.

Родоначальником системы дуального образования, которая внедряется и в России начиная с 2014 года, считается ведущая экономика ЕС – Германия. Но по сути, как подчеркивают участники таких инициатив, это воскрешение существовавшего в СССР института наставничества, хорошо забытое старое.
«При этой системе 60 % учебного времени будущий работник проводит на производстве и лишь 40 % – в аудитории, – поясняет замначальника областного департамента науки и образования Сергей Пфетцер. – А обучением занимаются действующие инженеры и горные мастера, трудоустроенные в образовательное учреждение на условиях совмещения. В свою очередь, они приобретают педагогические и наставнические навыки в институте повышения квалификации. Главный продукт этой деятельности – всесторонне подготовленный студент, прошедший за время обучения основные этапы производства, адаптированный к трудовому процессу и знакомый с техникой безопасности».

Дуальное содружество СУЭКа, создавшего корпоративную систему непрерывного образования, включает и вузы, в том числе Кузбасский государственный технический университет – «инженерную кузницу» угольного края, активно работающую с угольными, машиностроительными и металлургическими компаниями Кузбасса. «За последние шесть лет ученые университета провели для предприятий компании 91 научное исследование на общую сумму почти в 200 миллионов рублей, – говорит генеральный директор «СУЭК-Кузбасса» Евгений Ютяев. – Наше взаимодействие по программе целевой подготовки специалистов, проведению совместных научно-практических конференций, посвященных внедрению современных технологий угледобычи, продолжится и впредь».

А нефтехимический холдинг ТАИФ, контролирующий большую часть химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей отраслей Республики Татарстан, «опекает» не только учебный процесс в профильных колледжах и вузах, но и чемпионат рабочих профессий WorldSkills, который пройдет в Казани. Предприятия республики направили на подготовку сборной более 150 млн руб. «Это не только ТАИФ, но и «Татнефть, Казанский вертолетный завод, Казанский авиационный завод имени Горбунова, словом, весь пул крупнейших промышленных предприятий Татарстана», – поясняет заместитель министра промышленности и торговли Республики Татарстан Алмаз Хусаинов. Предприятия вкладываются и в создание центров по нефтяному, химическому, машиностроительному и другим направлениям подготовки рабочих.

«Сотрудничество с предприятиями ГК ТАИФ в вопросах развития движения WorldSkills и внедрения данного движения в образовательные учреждения республики началось с 2013 года, с момента вступления Татарстана в движение WorldSkills», – поясняет генеральный директор автономной некоммерческой организации «Центр развития профессиональных компетенций» Эмиль Губайдуллин. Предприятия холдинга не только предоставили необходимое оборудование и расходные материалы, но и позволили привлекать своих сотрудников в качестве экспертов для подготовки членов сборной и проведения этапов состязаний, создали центр, на базе которого могут тренироваться как республиканская, так и национальная сборная России».

По решению генерального директора ОАО «ТАИФ-НК» Рушана Шамгунова работники предприятия в качестве экспертов направляются на соревнования различных уровней. При этом они не только оценивают участников, но и берут на заметку юных чемпионов.

В 2018 г. компания ТАИФ-НК («дочка» ТАИФ», которая занимается выпуском моторных топлив) приняла на работу двух победительниц соревнований WorldSkills – выпускниц Нижнекамского нефтехимического колледжа. Эти специалисты лучше подготовлены, у них мышление более ориентировано на достижение высоких профессиональных результатов, они изучают профессию шире, чем дает среднее профессиональное образование.

Обычно лаборанты приходят без опыта, поэтому сначала они работают пробоотборщиками, а этих двух выпускниц сразу взяли в лаборанты. И при наборе молодых специалистов сотрудники ТАИФ оценивают не только средний балл выпускника, но и участие в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства.

Образование, обучение, Цифровизация

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные