16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/363/4171339.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 07 (363) апрель 2019 года

Минфин: еще три месяца соглашения с нефтяниками обойдутся в 190 миллиардов субсидий

Финансы Татьяна РЕЙТЕР

На минувшей неделе правительство продлило соглашение по «заморозке» цен на автомобильное топливо еще на один квартал, до 30 июня 2019 года.

О жестком регулировании розничных цен на топливо после его повышения в 2018 г. правительство договорилось с десятью крупнейшими нефтяными компаниями в конце минувшего года. В договоренностях приняли участие «Роснефть», «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Русснефть», «Газпром нефть», «Новый поток», «Нефтегазхолдинг», «Лук­ойл», «Таиф-НК» и «Татьнефть». Соглашение, по которому компании могли увеличить поставки топлива на внутренний рынок на 3 % относительно уровня предыдущего года, но при этом сдерживали цены на АЗС и в мелком опте, действовало до 31 марта 2019 г.

Согласно условиям соглашения, до конца первого квартала цены можно было увеличить лишь на 2 %, заложив увеличение НДС с 18 % до 20 %. Иначе правительство пообещало ввести пошлины на экспорт нефтепродуктов. Чтобы компенсировать потери поставщиков, правительство предложило демпфирующий механизм: при экспортной цене на бензин выше 56 тыс. руб. за тонну государство обязалось компенсировать нефтяной компании 60 % разницы. И наоборот – если экспортная цена опускалась ниже этой отметки, то нефтяникам приходится доплачивать в бюджет.

Сами нефтяники в течение первого квартала не раз высказывали надежду на то, что соглашение не будет продлено. Они оценивали потери от продажи топлива на внутреннем рынке с начала года в 50‑55 млрд руб. и выше. Убытки компаниям несли не только зафиксированные в соглашении цены на бензин и дизель в мелком опте, рост инфляции, но и механизм демпфера, который оказался убыточным для нефтяников.

В феврале глава «Газпром нефти» Александр Дюков сообщил журналистам, что демпфирующий механизм стимулирует компании производить меньше товарного бензина. Еще один участник соглашения глава «Лукойл» Вагит Алекперов, выступая в Совете Федерации 27 февраля с сообщением «Перспективы развития российской нефтегазовой промышленности в условиях глобальных вызовов», не преминул напомнить парламентариям, что соглашение между правительством РФ и компаниями жестко ограничивает предельный уровень розничных цен и не способствует развитию отрасли. «По сути, реализация нефтепродуктов стала для крупных нефтяных компаний дополнительным социальным обязательством», – подчеркнул он.

Однако правительство рассудило иначе, несмотря на достигнутую, по его мнению, стабилизацию топливного рынка. К обсуждению основных положений новых договоренностей на второй квартал приступили заранее. Они сводились к тому, чтобы продлить соглашение, но изменить цены отсечения и нормы поставок на внутренний рынок.

Предварительная корректировка формулы демпфера по бензину была согласована еще на совещании с премьер-министром 21 марта: предлагалось снизить внутреннюю цену на дизельное топливо с нынешних 50 тыс. рублей до 46 тыс. рублей за тонну, по бензину – с 56 до 51 тыс. руб. за тонну. Кроме того, обсуждалась возможность ввести лицензирование экспорта нефти и нефтепродуктов и увеличить поставки топлива на внутренний рынок. Пока нефтяные компании проект нового соглашения не получили.

По расчетам Минфина, изменение демпферных условий может обойтись бюджету в 120‑190 млрд руб. в год, с чем ведомство согласно только при условии стопроцентной компенсации этих выпадающих доходов, в том числе за счет увеличения НДПИ для нефтяников. Такой механизм может увеличить потери компаний с высоким уровнем добычи («Роснефть», «Сургутнефтегаз»), однако не исключается рост выгоды для компаний с высокими показателями переработки («Газпром нефть», «Лукойл»).

Эксперты полагают, что новое соглашение призвано избежать ситуации весны 2018 г., когда резкий скачок цен на заправках уже к маю в пять раз превысил инфляцию. Теперь традиционный спрос на бензин и дизельное топливо подстрахован запасами (по данным ФАС, по бензину запасы превышают аналогичный период 2018 г. на 10 %, по дизтопливу – на 30 %), а прогнозируемый скачок цен в 4‑6 % – новыми договоренностями об их заморозке.

Механизмы лицензирования экспорта нефти и нефтепродуктов еще обсуждаются, но известно, что продавать за границу бензин и дизельное топливо смогут компании, которые поставили определенное количество нефтепродуктов на внутренний рынок. По словам вице-премьера Дмитрия Козака, в ближайшие три месяца планируется подготовить законопроект, регулирующий поставку нефтепродуктов экспортерами.

Топливо

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.