16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/362/2830353.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (362) март 2019 года

Жертвы офисных обстоятельств

1757

Офис – театр боевых действий современного человека. Здесь можно стать жертвой в бою с офисной техникой, корпоративными правилами или собственным незнанием жизни. Или вполне можно получить травму, в крайнем случае, психологическую.

Офисному сотруднику приходится слишком много времени тратить на работу с компьютером и часто соглашаться на работу с ненормированным рабочим днем. Конечно, есть КЗОТ, восьмичасовой рабочий день, требования к обеспечению безопасности рабочих мест и так далее, но когда кого это останавливало? В общем, если человек хочет расшибиться, он найдет способ. Потерять здоровье и получить травму можно где угодно, в том числе и в офисе. И во многом это зависит от напряженности работы и оборудования рабочих мест сотрудников. Офисная работа по‑своему тяжела, полна подводных камней и порой негативно сказывается на физическом и психическом состоянии человека. А заняты ею около 50 % работающих людей.


Ударный труд

Факторами риска офисной жизни традиционно считаются: работа с компьютерами, электрооборудованием, недостаточность освещения, психоэмоциональная нагрузка, шум, ограниченная вентиляция, использование канцтоваров, офисной мебели, опасных веществ, беспорядок в помещении, нарушение правил пожарной безопасности.

Основная доля причин офисного травматизма приходится на падения и подскальзывания. По статистике больше трети несчастных случаев в офисе являются результатом неудачного похода по скользкому или неровному полу, неважно как далеко, хоть до соседнего стола и обратно. Особенно это касается сотрудников, которые проводят за работой больше девяти часов, именно они, по данным исследований, подвержены особенному риску получить травму вследствие усталости и замедления скорости реакции. В общем, плохому сотруднику, как, впрочем, и хорошему, и пол мешает. А в итоге – переломы, растяжения, производственные травмы, больничные.

Кроме того, в бой вступает офисная мебель, зачастую не слишком удобно расположенная. Сотрудники офиса часто перенапрягаются от интенсивности труда, начинают ударяться о препятствия, застревать между мебелью или оборудованием, в дверях и лифтах. Хотя, конечно, сражение с мебелью или дверью человек вполне способен выиграть, но не в том случае, когда нападение происходит внезапно, а внимание отвлечено решением текущих задач. И мебель получает фору, подставляя углы, дверцы и поверхности повышенной твердости, которые норовят ударить побольнее, желательно так, чтобы вывести человека из строя хоть на какое‑то время. Или хотя бы осчастливив синяками.


Товарищи по несчастью

Бывают, конечно, и более неординарные способы получить травму.

В числе страшилок, гуляющих по интернету, есть истории об офисном кресле-убийце, которое сломалось в тот момент, когда его обладательница попыталась с чувством выполненного долга выдохнуть и откинуться на спинку. В общем, откинулась. Есть истории о носах, сломанных при столкновении с действительностью в виде не вовремя подвернувшегося шкафа. Неисчислимое количество смешных и печальных примеров связано с неудачными попытками пройти сквозь стеклянную дверь офиса. Впрочем, есть и другие, не менее забавные истории – когда запертые в офисе сотрудники приобретают навыки домушников, пытаясь вскрыть заевший замок входной двери и вырваться на волю.

Как ни странно, много травм происходит во время тим-билдингов, и они тоже считаются производственными. В конце концов, падать на руки коллег или бегать среди стульев для укрепления командного духа на тренинге люди начинают, как правило, по требованию руководства, мечтающего сплотить коллектив.


Профессиональный риск

Однако на этом беды современных офисных работников не заканчиваются. Офисным сотрудникам приходится выдерживать постоянные стрессы и тренировать свою психику в условиях повышенных нагрузок, длительное время находиться в неподвижном положении, сидя за компьютером, работать при искусственном освещении и редко бывать на свежем воздухе, вдыхать пыль многочисленных бумаг и кондиционированный воздух. Все эти действия не проходят бесследно, и, рано или поздно, около 30‑35 % работающих в офисе сталкиваются с характерными для представителей этих профессий заболеваниями.

Например, у каждого шестого работающего за компьютером длительное время, появляется туннельный синдром: онемение или ослабление рук, ухудшение подвижности пальцев, покалывание в кисти, ощущения прострелов или отечности в пальцах.

Длительное пребывание в сидячем положении и нагрузка на позвоночник приводят к прогрессированию остеохондроза. Его симптомы могут проявляться не только в виде болей и ощущений дискомфорта в области позвоночника, но и быстрой утомляемости, нарушением чувствительности различных частей тела, головных болей и головокружений, снижения остроты зрения.

Кроме того, частым следствием длительного нахождения в сидячей позе и гиподинамии является варикозное расширение вен.

Основным же риском считается ухудшение зрения. Глобальная компьютеризация повлекла за собой рост рецидивирующих офтальмологических жалоб. По оценкам специалистов, у 90 % сотрудников, которые работают за компьютером больше трех часов в день, наблюдаются проблемы со зрением, связанные с перенапряжением глаз.


Тонкая душевная организация

Чересчур насыщенный ритм жизни, высокие нагрузки, постоянная усталость и стрессовые ситуации становятся отличным фоном для развития не только хронических заболеваний, но расстройств психики.

Лидирует среди них синдром хронической усталости, которым страдает каждый двадцатый работающий человек. Но больше всего ему подвержены офисные работники, поскольку малоподвижный образ жизни и постоянные стрессы – основные факторы, провоцирующие его возникновение. Синдром хронической усталости часто возникает у людей, панически боящихся потерять свое место и не умеющих отдыхать. Основные его проявления: потребность в уединении, чувство подавленности и безысходности, беспричинная утомляемость, расстройство сна, апатия, снижение памяти и мышечная слабость.

У сотрудников, занятых творческой работой, высоки риски заболеть депрессией, которой свойственны постоянно плохое настроение, утрата способности испытывать радость, заторможенность, апатия, нарушение сна и мышления.

Специфический вид профессиональной деформации лиц, работающих в тесном эмоциональном контакте с клиентами, – синдром выгорания. Он часто проявляется у людей, работающих на одном и том же месте больше 10 лет: их настигает апатия, понимание того, что в данной профессии ими сказано и сделано все, что только можно.

Сотрудники, ориентированные на результат и привязанные к многочисленным дедлайнам, имеют большие шансы заработать нервный срыв, наиболее распространенной профессиональной причиной которого является постоянный цейтнот на работе

Амбициозные же сотрудники офисов чаще всего страдают неврастенией – повышенной возбудимостью и раздражительностью в сочетании с утомляемостью и быстрой истощаемостью. Следствием нервно-психических перенапряжений и конфликтов может стать истерия, которой больше всего подвержены люди творческих профессий.


Превентивные меры

Советы, которые дают специалисты всем офисным работникам для снижения риска появления профессиональных болезней и травм, традиционны: соблюдение распорядка дня, нормальное питание, двигательная активность, паузы в работе и так далее.

От работодателей же требуется всего лишь соблюдать требования Трудового кодекса и всех имеющихся нормативов. Если травма повлекла за собой потерю трудоспособности и была связана с исполнением служебных обязанностей, сотрудник может подать в суд, чтобы взыскать с работодателя компенсацию. Согласно действующему законодательству работодатель несет ответственность за организацию безопасной среды внутри и вокруг офиса: нескользкие полы в помещении, борьбу с гололедом на подступах к зданию, неаварийное состояние техники.

Более ответственные работодатели не только обеспечивают безопасную среду, но и внедряют внутренние требования для сотрудников, например, запрещая чаепития и обеды на рабочем месте или обеспечивая офисных трудоголиков чашками-«непроливайками», чтобы у тех не было шансов случайно залить чаем или кофе технику, выведя из строя ее, а заодно и себя.

Есть и более прогрессивные способы. Как, например, в Google, который известен нетрадиционными проявлениями заботы о сотрудниках. Для тех, кто слишком много работает и падает от усталости прямо на рабочем месте, поисковый гигант установил в офисах капсулы для сна. Они выглядят как откидные ортопедические стулья с «козырьком», опускающимся над головой, и программируются на 15‑20‑минутный сон во время обеда.

Сотрудник, который желает подремать, принимает «позу невесомости» (голова внизу, а ноги приподняты), «козырек» опускается, и капсула начинает играть тихую успокаивающую музыку. Пробуждение осуществляется при помощи вибрации и вспышек неярких огней. Считается, что возможность снять усталость, поспав без отрыва от производства, снижает травматичность и стресс, а заодно позволяет держать производительность на высоком уровне.

Однако подобные идеи пока большим спросом у современных российских компаний не пользуются.

В общем, пора уже на дверях офисов вешать предупреждающие объявления, аналогичные тем, что украшают пачки сигарет: неправильно организованная работа – это инсульт, это инфаркт, это мучительная смерть… И пусть не жалуются, что их не предупреждали!

Свежие Популярные