16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/359-360/9839069.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03-04 (359-360) февраль 2019 года

Система дала сбой

С 2007 по 2017 год тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей выросли в 2,25 раза, на грузовые железнодорожные перевозки – в 2,31 раза, на тепловую энергию – в 2,78 раза, на газ – в 4,31 раза.

В то же время, судя по имеющейся информации, производители увеличили цены всего в 2,06 раза. Эксперты убеждены: в России назрела необходимость проведения реформы системы тарифообразования на услуги инфраструктурных монополий.


Потенциал есть

– Проблемы, накопленные в системе тарифного регулирования инфраструктурных монополий, существенно давят на экономический рост и создают социальную напряженность в субъектах. По нашим оценкам, потенциал снижения тарифной нагрузки в среднем по стране составляет 30 %, – заявил уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. – Проанализировав процесс тарифообразования, мы пришли к выводу, что по факту установление тарифов далеко от принятой методологии, в результате чего итоговые показатели значительно превышают допустимый уровень. Не секрет, что в предыдущие годы государство не уделяло должного внимания контролю установления тарифов ни на федеральном, ни на региональном уровнях. Эта обязанность была отдана на откуп ресурсоснабжающим организациям, которые по договоренности с местными чиновниками могли устанавливать тот или иной тариф.

Между тем спикер отметил, что 1 % роста тарифов приводит к снижению на 0,1 % темпов роста несырьевых секторов экономики. Причем рентабельность инфраструктурных монополий, в отличие от доходов населения и несырьевых секторов, продолжает динамично расти. В течение последнего десятилетия тарифы монополий оказывали значимое воздействие на параметры инфляции, обеспечивая в отдельные годы свыше 40 % от итогового изменения цен. Неудивительно, что стоимость электроэнергии в России уже близка к европейским показателям.

– Сейчас тарифы рассчитываются с учетом достигнутого уровня расходов инфраструктурных монополий, в основе которых лежат экономически необоснованные, интегрированно накопленные затраты за последние десять лет государственного регулирования. Глядя в будущее, мы понимаем, что с той системой установления тарифов, которая уже дала сбой в прошлом, нельзя входить в завтрашний день, – комментирует Борис Титов. – Государство озаботилось данной проблемой и в 2018 году, по предложению ФАС, одобрило новую систему установления тарифа, так называемый эталонный метод, но эти эталоны только фиксируют текущее состояние, при котором в тарифы включены все расходы – и реальные, и нереальные, без всякого обоснования. По всей стране потребители оплачивают монополиям финансирование 250 тысяч инвестиционных проектов. Их целесообразность никто не оценивает, они просто штампуются и «размазываются» в тарифах. По нашей оценке, к трети из этих проектов вообще никогда не приступали, однако деньги на их финансирование исправно собираются с предприятий и граждан. В этой связи мы предлагаем свой вариант – поэтапное внедрение тарифной модели на основе метода предельного тарифного регулирования «Price Cap». В рамках данного подхода тариф устанавливается на уровне тарифа прошлого года – это агрегированный показатель, отражающий состояние эффективности производства. По такой системе работают многие европейские государства.

По расчетам аналитиков, переход на новую модель на основе нормирования эксплуатационных расходов в совокупности с реализацией контрольных функций приведет к вовлечению в экономику страны более 2 трлн рублей, что подтверждают результаты пилотных проектов.


Открытое регулирование

Один из таких проектов реализован в Ульяновской области.

– Проблема тарифов продолжает оставаться одной из самых острых в нашем регионе уже не один год. Я считаю, что завышение или занижение тарифов, их непрозрачность, коррупционное проявление связано с расширенной трактовкой законодательства и неадекватным применением принципа баланса экономических интересов производителей и потребителей, – отмечает глава Ульяновской области Сергей Морозов. – В отличие от соседей, мы не обладаем богатыми запасами нефти, газа и других природных ископаемых, опираясь на которые можно было бы развивать экономику. Поэтому были вынуждены сконцентрировать внимание на развитии технологического предпринимательства, в том числе путем поддержки местных предприятий. Однако выяснилось, что главным фактором, ограничивающим возможности предпринимателей, является сложившаяся тарифная политика. Таким образом, одним из приоритетов правительства Ульяновской области в минувшем году стала работа по созданию открытого и справедливого тарифного регулирования.

Губернатор акцентировал внимание на результатах принятия тарифных решений Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области на 2019 г. в сфере электроэнергетики, теплоснабжения и газоснабжения. Так, эталонные расходы ПАО «Ульяновскэнерго» на сбытовую деятельность за период 2019‑2020 гг. удалось сократить на 783,3 млн руб., а сбытовая надбавка на электрическую энергию для населения снизилась на 45,98 %.

При этом тарифы на тепловую энергию для крупнейшей теплоснабжающей организации ПАО «Т Плюс» на 2019 г. установлены без повышения, а на период 2020‑2023 гг. тарифы будут снижены по отношению к 2018 г. на 3,46 %. Более того, исключены экономически необоснованные расходы на сумму 1,3 млрд руб. Тариф на тепловую энергию УМУП «Городской Теплосервис» со второго полугодия 2019 г. снижен на 1,21 %.

Кстати, тарифы на транспортировку газа для различных групп потребителей удалось уменьшить в диапазоне от 6 до 25 %.

– Тарифы «Ульяновскводоканала» на питьевую воду в текущем году зафиксированы на действующем в 2018 году уровне вместо предлагаемого предприятием роста в 122,8 %, – подчеркнул господин Морозов. – Более того, нам удалось снизить ставки на подключение объектов к системе теплоснабжения в 2019 году на 87 %, а также сократить ставки на технологическое присоединение к электрическим сетям от 9 до 46 %. На наш взгляд, это впечатляющий результат.


Карелия приняла меры

Еще один пилотный проект по снижению тарифов запущен в Республике Карелия. Здесь тарифная проблема являлась одной из причин высокой себестоимости товаров и услуг субъектов малого бизнеса, которые при всем желании не могли быть конкурентоспособными на рынке. Так, в июле 2017 г. цена на электроэнергию для малых и средних предпринимателей республики на низком диапазоне напряжения с максимальной мощностью энергопринимающих устройств до 150 кВт составляла 9,86 руб. за кВт-ч (с учетом НДС).

Столь высокий тариф был связан с несколькими причинами. Прежде всего, с тем, что сбытовая надбавка в тарифах на электроэнергию здесь была одной из самых высоких по стране. Во-вторых, тарифы были завышены в связи с включением в них необоснованных расходов или экономически необоснованных доходов субъектами регулирования. Соответственно, эти необоснованно завышенные траты оплачивали потребители. Не последнюю роль играл недостаточный контроль за установлением тарифов.

Для выравнивания ситуации в 2017 г. правительство Республики Карелия совместно с федеральными органами исполнительной власти разработало «дорожную карту» для реализации мероприятий по снижению цен на электроэнергию для малого и среднего бизнеса. Одним из основных мероприятий стала оптимизация расходов субъектов электроэнергетики, что позволило снизить цену на электроэнергию на 12,8 % уже в декабре 2017 г. Перераспределение величины перекрестного субсидирования по уровням напряжения дало возможность уменьшить тарифы еще на 7,1 %. Кроме того, были пересмотрены в сторону снижения сбытовые надбавки гарантирующего поставщика – АО «ТНС Энерго Карелия».

В результате конечная стоимость электроэнергии в октябре 2018 г. снизилась до 5,47 руб. за кВт-ч (с НДС), что на 43 % ниже цены за июль 2017 г. А снижение тарифов на электроэнергию для предприятий малого и среднего бизнеса в Карелии в 2018 г. позволило им сэкономить около 3 млрд руб.

– Эти средства предприниматели направили на развитие производства и создание новых рабочих мест, – уточнил глава Республики Карелия Артур Парфенчиков.




По итогам анализа, проведенного Институтом экономики роста и АНО «Центр мониторинга и контроля за ценообразованием», необходимая валовая выручка гарантирующих поставщиков электроэнергии к 2020 г. увеличится со 120 до 160 млрд руб. Следовательно, дополнительная нагрузка на потребителей вырастет примерно на 40 млрд руб. – вследствие безосновательного (до 400 %) увеличения во многих регионах сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электроэнергии, рассчитанных по эталонам.

Поскольку доля сбытовой надбавки в тарифе на электроэнергию составляет до 7 %, оплата электроэнергии для потребителей может вырасти, в зависимости от региона, до 30 %. К примеру, рост среднеотпускной цены для конечных потребителей на розничном рынке электроэнергии в Тульской области может увеличиться с 4,4 руб. за кВт-ч до 5,9 руб. за кВт-ч, в Московской области – с 4,5 руб. за кВт-ч до 6,1 руб. за кВт-ч, в Волгоградской области – с 4 руб. за кВт-ч до 5,6 руб. за кВт-ч.

Если добавить сюда увеличение НДС до 20 % и величину индексации тарифов в электросетевом комплексе до 3 %, выходит, на потребителях будет дополнительное бремя в размере почти 90 млрд руб.


Тарифы на теплоэнергию, Тарифы на электроэнергию

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.