16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/359-360/9830464.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03-04 (359-360) февраль 2019 года

Тёплая ниша энергосервиса

Энергоэффективность Татьяна РЕЙТЕР 4971

Согласно Федеральному закону №261-ФЗ «Об энергосбережении…», одним из инструментов внедрения энергоэффективных технологий является энергосервисный контракт – он позволяет потребителю использовать преимущества энергоэффективного оборудования без первоначальных инвестиций.

В общем объёме энергосервисных контрактов преобладают контракты в сфере теплоснабжения. В этом сегменте сформирован рынок компаний, работающих по проверенным и доказавшим свою эффективность технологиям.


Значительный рост

По данным Ассоциации энергосервисных компаний РАЭСКО, рынок энергосервисных контрактов за время действия закона показал значительный рост: если в 2011 г. совокупный объем выплаченной экономии по контрактам составлял всего 0,1 млрд руб., то в 2017-м – 15,6 млрд. Диапазон стоимости энергосервисных контрактов достаточно широк – от 190 тыс. до 4,4 млрд руб., из них большая часть (58%) – это контракты от 1 млн до 10 млн руб.

В стоимостном выражении преобладают контракты на установку энергосберегающего освещения, подсчитали в ассоциации. По объему большая часть контрактов (в среднем около 60%) заключается в целях снижения затрат тепловой энергии. В Удмуртии, где энергосервисные услуги используют, в том числе, при реконструкции котельных с переводом их на газовое или пеллетное топливо, доля контрактов по повышению эффективности на объектах теплоснабжении в общем объёме за период 2010-2018 гг. достигает 65%.

Опыт регионов показывает, насколько широко используются различные финансовые механизмы для повышения энергоэффективности. Так, в Ульяновской области наряду с бюджетным финансированием привлекаются инвестиции за счёт энергосервисных контрактов и лизинга. За три года с помощью энергосервисных контрактов были установлены ИТП с погодным регулированием в трети образовательных учреждений региона и модернизировано теплоснабжение 230 многоквартирных домов.

Ханты-Мансийский АО входит в тройку регионов-лидеров в рейтинге теплоэффективности за 2017 г. по версии Минэнерго – во многом за счет активного привлечения инвестиций в энергосберегающие проекты. В округе действуют 24 концессионных соглашения в сферах тепло-, водоснабжения, водоотведения и электроэнергетики с общим объемом инвестиций 5,1 млрд руб. Минимальный срок действия соглашений, определяемый из срока возврата вложенных инвестиций, составляет 10 лет, максимальный – 30 лет, средний – 15 лет. В энергосервисных контрактах более 80% заключается на срок 5–7 лет. Таким образом, механизм энергосервисного контракта позволяет еще и быстрее вернуть вложенные инвестиции, уверяет Эдуард Кинцле, исполнительный директор АНО «Центр развития жилищно-коммунального комплекса и энергосбережения Югры».

«Как правило, концессионное соглашение заключается в случае необходимости привлечения значительного объема инвестиций на крупные инфраструктурные проекты в сферах генерации и транспортировки тепла, воды и электроэнергии. Энергосервис намного удобнее, когда нужно профинансировать энергосберегающие мероприятия для отдельного объекта или учреждения», – поясняет он.


Довериться энергосервисной компании


Особенностью энергосервисного контракта является то, что часть рисков по достижению необходимой экономии также берет на себя не заказчик, а компания, реализующая энергосервисный контракт. Кроме того, все затраты на получение в теплоснабжающей компании технических условий на установку оборудования, разработку и согласование проекта, сборку, установку и обслуживание энергосберегающего оборудования также несёт энергосервисная компания.

«По условиям энергосервисного договора оплата энергосервисных услуг производится только в том случае, если с использованием энергосберегающего оборудования достигается экономия тепловой энергии по сравнению с аналогичным месяцем года до установки энергосберегающего оборудования, – пояснили нашему изданию в московской компании ООО «Энергосбережение», которая специализируется на установке автоматизированных узлов управления (АУУ) в многоквартирных домах. – Объем потребления тепловой энергии определяется по показаниям общедомового узла учета тепловой энергии. Акты достигнутой экономии подписываются управляющей компанией и верифицируются специализированной организацией – Государственным казенным учреждением города Москвы «Энергетика». Если экономия не достигнута либо в отчетном месяце оказался неработоспособным общедомовой прибор учета тепловой энергии, то энергосервисные услуги собственниками не оплачиваются. Опыт работы компании с более чем 1000 многоквартирных домов Москвы позволяет заключать энергосервисные контракты на установку энергосберегающего оборудования исходя из средних показателей экономии тепловой энергии 24,7%».

По мнению эксперта, АУУ может быть установлен в МКД в рамках других договорных конструкций, но все они значительно уступают энергосервисному договору. Например, при заключении договора подряда собственники должны будут сразу или в рассрочку оплатить расходы по установке устройства, независимо ни от достигаемой экономии, ни от работоспособности оборудования.

Жильцы также могут заключить договор на эксплуатацию энергосберегающего оборудования, однако у эксплуатирующей компании не будет такой заинтересованности в эффективной работе энергосберегающего оборудования, как у энергосервисной компании. При этом риски недостижения экономии тепловой энергии будут нести собственники квартир.

В случае установки оборудования по договору лизинга собственники квартир будут постепенно оплачивать стоимость установленного оборудования с процентами по привлечению лизинговой компанией денежных средств. Собственники, как и в случае договора подряда, сами должны будут нести затраты на ремонт и эксплуатацию оборудования, но у них не будет гарантий, что экономия тепловой энергии будет достигнута.


Решения типовые и не очень

Установка автоматизированного индивидуального теплового пункта (АИТП) с погодным регулированием является одним из наиболее распространённых предметов энергосервисных контрактов, не считая энергосберегающего освещения.

«Контракты по внутреннему освещению включают в себя более простые и понятные мероприятия по энергосбережению, – говорит Александр Гуртяк, заместитель начальника отдела реализации проектов и мониторинга информационных систем АНО «Центр развития ЖКК и энергосбережения Югры». – Подобрать и заменить светильники проще, чем модернизировать систему отопления и поддерживать ее работоспособность и энергоэффективность. Кроме того, практически во всех энергосервисных контрактах по внутреннему и наружному освещению зданий используется расчетный метод экономии, утвержденный Минэнерго в 2016 году. При соблюдении ряда условий он позволяет инвестору гарантированно получать доход от реализации энергосберегающих мероприятий.

Проекты отопления являются более рискованными для инвестора, и не только потому, что имеют более долгий срок окупаемости (до 7–10 лет против 2–3 лет для установки энергосберегающего освещения). Модернизация системы отопления чаще всего сопровождается значительными изменениями, что влияет на надежность системы отопления в целом. Внесенные изменения могут не только не дать ожидаемого эффекта экономии, но и в крайних случаях привести к разморозке системы отопления и остановке работы учреждения. При этом существует много факторов, которые напрямую негативно влияют на экономию – плохое состояние ограждающих конструкций, высокий износ инженерных систем, сбой работы автоматики и другие. Рассчитывать на максимальный эффект от инвестиций в энергосберегающее оборудование можно только при условии грамотного энергетического обследования».

По мнению руководителя НП «Городское объединение домовладельцев» Николая Питиримова, убедить инвестора могут только проверенные типовые решения. Четыре года назад НП выступило генеральным заказчиком по реализации пилотного типового энергосервисного контракта для крупнопанельного многоквартирного дома 137 серии, заключенного с ООО «Первая СПб ЭСКО». Мероприятия по энергосбережению реализуются в рамках кластерного проекта «Энергосервис для городской среды» при участии поставщиков энергосберегающего оборудования «Данфосс» и «Экотерм» с использованием механизма международного кредитования Green Energy One (GEO) и при методическом сопровождении СПб ГБУ «Центр энергосбережения».

«Мы ведем работу по тиражированию опыта применения энергосервиса в типовых многоквартирных домах (МКД) и на объектах социальной сферы Санкт-Петербурга, – рассказывает Николай Питиримов, – так как пилотные проекты показали хороший результат. Экономия электроэнергии в местах общего пользования по результатам энергосервиса в МКД Колпинского района задокументирована на уровне 50%, экономия тепловой энергии в местах общего пользования по результатам энергосервиса в многоквартирных домах Красногвардейского района – на уровне 20%. Это служит хорошим примером для мотивированных собственников при принятии решения в пользу энергосервиса и выборе способа финансирования энергосберегающих мероприятий – они всегда могут рассчитывать на указанное снижение энергозатрат за 5-летний срок реализации контракта для типового МКД. По этой же причине в компании не рассматривают в качестве предмета энергосервисного контракта такие альтернативные виды тепло- и горячего водоснабжения, как солнечные коллекторы и тепловые насосы – они выходят за принятый в компании срок окупаемости инвестиций».

В Центре развития жилищно-коммунального комплекса и энергосбережения Югры, напротив, наряду с такими проверенными мероприятиями, как установка систем автоматического регулирования в ИТП и установка датчиков наружной температуры и датчиков внутри помещений для автоматической регулировки теплоносителя, видят перспективы в применения возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

«На сегодняшний день ВИЭ имеют только следовое присутствие на рынке энергосервиса, хотя также могут давать высокий экономический эффект, – пояснили нам в Центре. – Интересные исследования были проведены коллегами в северных регионах: при использовании ВИЭ синергетический эффект появляется, когда отдельные энергоэффективные дома объединяются в одну систему. Наилучшие показатели экономии в пересчете на одно здание приходятся на объединенные кластеры зданий, например отдельную улицу энергоэффективных домов, а еще лучше – энергоэффективный посёлок. Тогда потери будут распределяться между всеми собственниками. К тому же создание объединённых кластеров энергоэффективных зданий хорошо укладывается в реализуемую концепцию «Умный город».


Проблемы и перспективы энергосервиса

В качестве основных причин, сдерживающих развитие энергосервисных услуг, специалисты называют пробелы в законодательстве, отсутствие доступного финансирования и, по традиции, невысокие тарифы, мало стимулирующие внедрение энергосберегающих технологий.

«В чем проблема внедрения энергосервисного контракта при всей привлекательности такого проекта? – рассуждает советник генерального директора «Балтэнергоэффект» Александр Журавлев. – Первое – незнание руководителей организаций о том, как и почему надо повышать энергоэффективность. В последнее время мы сталкиваемся с неким нигилизмом в сфере энергосбережения, который звучит в вопросе: «А зачем?». Поправки к 261-ФЗ, отмена обязательного энергоаудита немало способствовали такому отношению. Второе – проблемы исполнителя контракта, связанные с поиском собственных или заемных финансовых средств. Под какие проценты банки выдают ссуды, говорить не приходится, и эти проценты необходимо заложить в стоимость контракта и учитывать также ежегодный рост тарифов на тепловую энергию. Третье – проблемы бюджетных организаций, которые сказываются на исполнителях контракта. После успешного (казалось бы!) выполнения основных работ экономия по оплате счетов в бюджетном учреждении приветствуется, но на следующий год финансирование может быть уменьшено, и, таким образом, становится невозможной оплата по контракту».

В ООО «Энергосбержение» также считают, что исполнение энергосервисных договоров на системах отопления многоквартирных домов без повышения платежей населения значительно осложняется отсутствием льготирования и субсидирования отдельных категорий граждан при оплате энергосервисных платежей. В этом случае, несмотря на достигаемую экономию и снижение потребления тепла, для отдельных категорий граждан суммарный платеж за тепловую энергию растет, так как у энергосервисной компании нет возможности перераспределить сэкономленные на отоплении бюджетные средства. Эта общая проблема для развития энергосервисной деятельности на системах отопления многоквартирных домов, в ряде регионов на нее накладывается равномерное начисление платы за отопление в течение всех 12 месяцев года. То есть платеж собственников помещений многоквартирного дома за отопление может быть уменьшен только начиная с нового календарного года, так как до конца текущего года жители ежемесячно оплачивают тепловую энергию в размере, исходя из 1/12 фактического потребления тепловой энергии в прошлом календарном году. Указанный платеж не изменяется в текущем году, независимо от установки энергосберегающего оборудования.

В Центре энергосбережения Удмуртской республики обращают внимание на проблемы с получением банковских кредитов из-за низкой залоговой стоимости предприятий ЖКХ, а также неплатежей в коммунальной сфере и банкротства коммунальных предприятий. Кроме того, государство до сих пор было мало заинтересовано в развитии энергосервиса, хотя имеет немало финансовых рычагов воздействия на администрации и предприятия с «пассивной энергосберегающей политикой». Стимулом для развития энергосервисных услуг могли бы стать следующие меры регулирующего воздействия: увеличение тарифов до экономически обоснованных и предоставление субсидий платы граждан в зонах действия контрактов, а также софинансирование из бюджета отдельных частей энергосервисных проектов (подключение к сетям газо-, водо- и электроснабжения).

«Сейчас вопросы энергосбережения переданы от Минэнерго к Минэкономразвития, – говорит Александр Журавлев. – В связи с этим надо более четко обозначить «правила игры», снизить кредитные ставки при выполнении энергосервисных контрактов. Возможно, в скором будущем МУПы и ГУПы (с ними также котельные и системы теплоснабжения) будут приватизированы. Повлияет ли это в лучшую сторону на модернизацию оборудования – сложно сказать. Как показывает опыт, собственники заинтересованы в уменьшении расходов и получении прибыли, а значит, количество энергосервисных контрактов может вырасти в разы».

Энергосбережение, Энергоэффективность

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.