16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/357-358/8629989.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01-02 (357-358) январь 2019 года

Топливо будущего

По прогнозам экспертов, потребление природного газа транспортной сферой может увеличиться на 160 %

Александр Новак

К 2030 году объемы направляемого на топливо газа должны вырасти до 11 миллиардов кубометров. Об этом министр энергетики РФ Александр Новак заявил на юбилейном X Гайдаровском экономическом форуме.

– В 2013 году объем потребления газа как топлива в России составлял 400 миллионов кубометров, а по итогам 2018‑го наша страна вышла на показатель в 624 миллиона кубометров. И хотя за пять лет объем потребления газа как топлива увеличился в полтора раза, это немного относительно тех объемов, что добывает наша страна, – считает глава ведомства. – Мы видим огромный потенциал в развитии данного направления. К 2030 году количество автомобилей, использующих газомоторное топливо, должно вырасти с текущих 150 тысяч до 700 тысяч, а число газовых автозаправочных станций – с сегодняшних 380‑ти до 2400. При этом к 2024‑му количество таких станций должно увеличиться до 1300‑1400.

Только в текущем году на развитие рынка газомоторного топлива могут быть выделены субсидии в размере 4 млрд руб. В настоящее время данный вопрос обсуждается с Министерством финансов России.

Александр Новак также сообщил, что к 2030 г. каждому региону страны, население которого превышает 100 тыс. человек, придется принять свою программу развития рынка и размещения автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Особое внимание будет уделено созданию отдельных крио-АЗС для заправки техники сжиженным природным газом.

– Минэнерго только недавно было определено как головное министерство, которое комплексно отвечает за данный вопрос. Речь идет о комплексной программе, находящейся на стыке интересов различных сторон: федеральных органов власти – Минэнерго, Минпромторга, Минтранса; субъектов РФ – они отвечают за выделение земельных участков под новые заправки, развитие и подведение инфраструктуры; производителей оборудования и техники, а также автотранспортных предприятий. Следовательно, огромное количество контрагентов должны объединить усилия для развития данного направления. Государство же, в свою очередь, должно не только создать условия для нормативно-правового регулирования, но и стимулировать развитие газозаправочной инфраструктуры и использование соответствующей техники, – считает господин Новак.

Специальный представитель президента РФ по взаимодействию с Форумом стран – экспортеров газа, председатель совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Зубков заметил: к 2040 г. потребление природного газа транспортной сферой может вырасти на 160 % и достигнуть величины 360 млрд кубометров, что неудивительно – природный газ становится все более популярным источником энергии. За последние десять лет его потребление в мире возросло на 20 %.

Виктор Зубков



– Не секрет, что запасы легкоизвлекаемой нефти быстро сокращаются, вскоре большинству стран придется искать альтернативные способы добычи. Издержки по извлечению нефти, соответственно, увеличатся, в отношении газа тенденция обратная, запасы прирастают, и мы считаем, что относительно низкая стоимость газомоторного топлива может быть гарантирована на многие десятилетия вперед. Кроме того, вредные выбросы в атмосферу от газомоторного топлива, что особенно важно для развития мегаполисов, минимальны, – сказал господин Зубков. – Эксперты полагают, что к 2040 году газ будет единственным ископаемым топливом, доля которого среди первичных энергоносителей значительно вырастет и в абсолютном значении достигнет 5,4 триллиона кубометров. Основной прирост потребления ожидается в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Северной Америке и на Ближнем Востоке. Наибольшее влияние на объемы потребления газа окажут энергетика и транспорт, ежегодный прирост в этих отраслях ожидается 2,2 % и 4,2 % соответственно.

Спикер уточнил, что пять лет назад «Газпром» начал переводить собственный транспорт на газомоторное топливо, охватывая примерно по 1,5 тыс. автомобилей в год. Таким образом, к настоящему моменту на природный газ переведено 40 % транспорта компании, а суммарный экономический эффект от этой работы достиг 3,7 млрд руб. Кроме того, в результате на более чем 100 тыс. тонн сократились выбросы вредных веществ в атмосферу. По мнению Виктора Зубкова, этот опыт стоило бы взять на вооружение регионам.



– Мировой парк автомобилей, работающих на компримированном и сжиженном природном газе, постоянно растет. Сегодня такое топливо используется в 80 странах, им заправляются порядка 26 миллионов автомобилей. В мире действуют более 30 тысяч заправочных станций, в России же их чуть больше 300. Хотя каждый год «Газпром» строит новые станции для заправки природным газом, считаем, их крайне мало для такой большой страны, как наша. В ближайшие год-два планируем увеличить число таких станций до 500, а вообще по стране должна быть сеть, состоящая хотя бы из 1,5 тысячи современных станций. В настоящее время лидерами в этом направлении являются Китай, Индия, Пакистан, Иран, многие европейские страны, – отмечает господин Зубков. – При этом Россия славится своими запасами газа, а Китай вынужден покупать его. У нашей страны есть все предпосылки для того, чтобы стать лидером на мировом газовом рынке как по запасам, добыче, так и по экспорту, применению этого газа на транспорте. Общая протяженность магистральных газопроводов в России – 172 тысячи километров, еще более 700 тысяч километров распределительных сетей – такие предпосылки позволяют обеспечить развитие локальных рынков газомоторного топлива в большинстве регионов.


«К 2030 г. каждому региону страны, население которого превышает 100 тыс. человек, придется принять свою программу развития рынка и размещения автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Особое внимание будет уделено созданию отдельных крио-АЗС для заправки техники сжиженным природным газом.»


Есть и обратная сторона медали: хотя «Газпром» ежегодно строит в России около 40 заправок, предназначенных для автомобилей на природном газе, их загрузка, по словам Виктора Зубкова, не превышает 27 %.

– На данный момент мы работаем в убыток, – признал он. – Дело в том, что мало заводской техники производится промышленными предприятиями; мало техники переводится на природный газ. Тем не менее планируем продолжать строительство заправочных комплексов и работать с регионами, чтобы они активнее включались в процесс и не затягивали с выделением земельных участков под строительство новых заправочных станций.


Мнение

Максим Загорнов, Президент Российской ассоциации малой энергетики, директор группы компаний «МКС»:

Максим ЗагорновЭнергетическая отрасль в России стоит на пороге глобальных перемен. Под влиянием роста населения и урбанизации спрос на электроэнергию будет расти быстрыми темпами. Удовлетворить потребности промышленного сектора и общества в целом в доступных энергоресурсах, на мой взгляд, сможет только переход от централизованного энергоснабжения к распределенной генерации – то, что мы сейчас повсеместно наблюдаем в Европе и во всем мире. Уверен, что именно в этом русле могут успешно реализоваться многие энергетические стартап-проекты и в нашей стране.

Будут востребованы технологии в области альтернативной энергетики, микрогенерации и все, что связано с «умными городами» – так называемая интеллектуальная энергетика. В эту сферу поступят большие инвестиции, и эффективные стартапы имеют все шансы воплотиться в жизнь.

Хотя должен признать, что российским стартапам сегодня нелегко. И это касается не только энергетики, но и иных отраслей экономики. Фактическая скорость внедрения инноваций в России сегодня катастрофически низка. Государство не оказывает должной поддержки малому и среднему бизнесу страны, что уж говорить о стартапах. Именно поэтому для ускоренного внедрения новых технологий необходимо создавать эффективные площадки для популяризации перспективных стартап-проектов, оценивания их экономического эффекта авторитетным экспертами, презентации перед потенциальными инвесторами.

Топливо

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.