16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/353/2099714.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 21 (353) ноябрь 2018 года

Модель регулирования цен в электроэнергетике требует тщательной настройки

Выставки и конференции Елена ВОСКАНЯН, Ирина КРИВОШАПКА

ЧТО: семинар «Энергетика. Экономика. Общество».
ГДЕ: Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
СОСТОЯЛОСЬ: 8 ноября 2018 г.

Основные проблемы совершенствования государственного регулирования цен стали ключевой темой семинара «Энергетика. Экономика. Общество», который состоялся 8 ноября в Финансовом университете при Правительстве РФ.

Мероприятие, организованное РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина и Финуниверситетом при информационной поддержке научного журнала «Стратегические решения и риск-менеджмент», прошло в рамках VI Международной научно-практической конференции «Управленческие науки в современном мире».

Открывая заседание, руководитель Департамента менеджмента Финансового университета при Правительстве РФ, главный редактор журнала «Стратегические решения и риск-менеджмент», д. э. н., профессор Аркадий Трачук напомнил, что целью данного семинара является свободное обсуждение теоретических и практических аспектов влияния энергетики на развитие страны в экономической, социальной, технологической и политической сферах.

С подробным докладом по обозначенной проблематике выступил начальник отдела стратегии ПАО «ФСК ЕЭС» Виктор Дрель. Он рассказал о принципах построения системы регулирования цен. В качестве примера была приведена Федеральная комиссия по регулированию в области энергетики США (Federal Energy Regulatory Commission), которая является полноценным отраслевым регулятором. FERC регулирует в торговле между штатами передачу и оптовые продажи электроэнергии, передачу и продажу природного газа для перепродажи, транспортировку нефти по трубопроводу; утверждает размещение и отказ от эксплуатации газопроводов между штатами и газовых хранилищ; рассматривает заявки на прокладку линий электропередачи. Кроме того, она обеспечивает безопасную работу и надежность предлагаемых к сооружению и действующих терминалов СПГ; рассматривает некоторые слияния и поглощения и корпоративные связи электроэнергетических компаний; лицензирует и проверяет частные, муниципальные и государственные гидроэлектрические проекты; обеспечивает надежность высоковольтной магистральной сети между штатами, а также наблюдает за энергетическими рынками и исследует их.

Организация регулирования в России вызывает вопросы у профессионального сообщества и, более того, требует особенно тщательной настройки взаимоотношений вследствие глубокой специализации органов регулирования. «Возмутителями спокойствия» докладчик назвал три законопроекта: «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)»; «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции и о признании утратившим силу Федерального закона «О естественных монополиях»; «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)».

Спикер упомянул о попытке интегрировать регулирование естественных монополий в антимонопольное регулирование и попытке монополизации регулирования цен и сужения области принятия решений о ценах и рынках при росте степеней свободы регулятора без улучшения инструментов и организации регулирования. В то же время не обеспечено усиление компетенции и не обеспечены связи отраслевого регулирования и регулирования цен. Выходит, создана почва для внутреннего конфликта интересов.

По итогам выступления участники семинара задали множество вопросов Виктору Дрелю. Например, многих интересовали подробности его предложений, а также то, действительно ли стоит отказаться от госрегулирования.
– Я бы не стал сбрасывать со счетов тему государственного регулирования, – ответил спикер. – Однако, законопроект о тарифах не содержит того каркаса и логического смысла, который может быть взят за основу для правил по регулированию цен.

По мнению господина Дреля, закон действительно должен быть переработан. Спикер рассказал, какие формулировки закона можно заменить альтернативными концепциями. Например, в законе сказано, что цель регулирования – конкуренция. Тогда как, по мнению Виктора Дреля, альтернативой, применяемой на практике в 1930‑1980 гг., является, например, теория трансакционных затрат и теория неполного контракта. В законе также отмечен отказ от контроля, поведенческих требований, регуляторного анализа. Альтернативная концепция, родившаяся еще в 1970‑е гг., предполагает оппортунистское поведение, конфликт интересов.

Участники заседания спрашивали также о перспективах перекрестного субсидирования и спорах по этой теме между энергетиками и представителями других отраслей. По словам представителя ФСК, законодательство должно предусматривать основные положения по соответствию цен и затрат, а свобода регулятора должна быть ограничена.

Известно, что ключевой является методика, принятая в начале 2000‑х годов и определяющая экономически обоснованные затраты и тарифы на электроэнергию для населения. До 2008‑2009 годов при участии ФСТ действовала другая методика, согласованная энергетиками, хотя и требующая гораздо больше средств. Тем не менее проблему перекрестного субсидирования нужно решать, потому что для бизнеса это важно и может сыграть стимулирующую инвестиционную роль.

В рамках семинара были также высказаны предположения, что система регулирования в РФ скопирована с зарубежных схем, а экономическая модель, применяемая в нашей стране, в целом нуждается в изменении ввиду своей неэффективности. Директор проекта ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики РФ Игорь Сорокин согласился с тем, что, несмотря на огромный объем средств и ресурсов, заложенных в существующую модель, есть еще много нерешенных вопросов. Да, есть проблема экономически необоснованных тарифов, однако и за рубежом тарифы на электроэнергию различаются, к примеру, в европейских странах в 1,8‑2,5 раза.

На сегодняшний день в России не обойтись без регулирования. Если отпустить его, то необходимо создать эффективно функционирующий рынок: в розничной цене заложены компоненты затрат, которые точно будут регулироваться. При этом очевидно, что надо развивать распределенную энергетику, конкурентные рыночные отношения. А пока для дерегулирования нет предпосылок.

В ходе дискуссии было высказано и оппозиционное мнение.

Позицию Министерства экономического развития РФ по единому закону о тарифах озвучил представитель ведомства Павел Горкин:

– К доработанной редакции законопроекта, как показало недавнее заседание рабочей группы Минэкономразвития, сохраняются существенные замечания и у министерств, и у бизнес-сообщества (причем как регулируемых компаний, так и потребителей). Мы с этими замечаниями в целом согласны. Пока задачам, поставленным в указе президента № 618 о развитии конкуренции, законопроект в должной мере не отвечает. Главное, что нужно отразить в законопроекте, – обеспечение реальной долгосрочности и стабильности тарифов, включение механизмов стимулирования роста эффективности регулируемых инфраструктурных компаний. Причем и операционной, и инвестиционной эффективности. Это одно из важнейших условий устойчивого экономического роста. Именно с этих позиций мы подходим к вопросам совершенствования тарифного регулирования. Однако единый тарифный закон не может и не должен подменять действующее отраслевое законодательство о тарифах. Оно формировалось постепенно, достаточно длительный период. Да, у него есть недостатки, но оно вполне надежно работает. Задача единого закона – определить методологические основы, создать систему базовых принципов регулирования инфраструктурных компаний, отвечающих долгосрочным целям развития экономики. Отраслевые особенности, детализация процедурных и нормативно-технических вопросов – дело отраслевых законов и подзаконных актов, которые надо будет системно «донастроить», привести в соответствие базовому закону после его принятия. А в самом едином законе предусмотреть соответствующие отсылки к отраслевым законам и актам правительства. Срок внесения законопроекта в Государственную Думу, определенный президентом и правительством, – декабрь этого года. Времени для качественной доработки законопроекта осталось немного, но оно есть. Мы ожидаем конструктивного взаимодействия с ФАС, отраслевыми министерствами, а также рассчитываем на то, что системные предложения, подготовленные нами вместе с коллегами в рабочей группе за прошедший практически год нашей общей работы, найдут отражение в итоговой редакции законопроекта.

Тарифы на электроэнергию

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.