16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/353/1985700.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 21 (353) ноябрь 2018 года

Регулирование по остаточному принципу

Теплоснабжение Елена ВОСКАНЯН

Хотя в России производится на 30 % больше тепла, чем электроэнергии, отрасль теплоснабжения функционирует в условиях недостатка инвестиций.

По оценкам аналитиков, в тепло направляется в семь раз меньше средств, чем в электроэнергетику. Отсюда – многочисленные проблемы и постоянный поиск возможных путей их решения. На тематических дискуссиях, состоявшихся в рамках форума «Российская энергетическая неделя», представители профессионального сообщества рассказали, каким видят будущее отечественного теплоснабжения.



Почему не идет инвестор?

Наталья Порохова– Рынок тепла – один из крупнейших потребительских рынков, его вполне можно сравнить с рынком автомобилей. Такой большой рынок с понятным спросом должен быть очень привлекательным для инвесторов. Фактически единственный риск, который здесь сегодня существует, – это регуляторный, но и с ним можно справиться, – считает руководитель группы исследований и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Наталья Порохова.

Согласно приведенной ею информации, порядка четверти инвестиций в сферу теплоснабжения направляют генерирующие компании, еще четверть поступает благодаря регионам и муниципалитетам. Оставшиеся средства выделяют коммерческие структуры. При этом основным источником инвестиций остается тариф.

Денис ПаслерПо мнению председателя правления, исполняющего обязанности генерального директора ПАО «Т Плюс» Дениса Паслера, для успешного повышения эффективности теплоснабжающей инфраструктуры необходимо участие государственных институтов. Спикер подчеркнул: такая необходимость обусловлена высокой чувствительностью граждан к росту тарифов и отсутствием в регулируемых ценах источников для модернизации изношенной инфраструктуры. Чтобы изменить ситуацию, требуются колоссальные деньги, однако банки не хотят финансировать проекты в ЖКХ в силу убыточности отрасли и часто меняющихся правил.

Господин Паслер уточнил, что в настоящее время рынок коммунальных услуг составляет порядка 3 % российского ВВП, при этом теплоснабжающая цепочка может работать на 30 % эффективнее, если привести ее в современное состояние. Основная «болевая точка» – низкая энергоэффективность жилого фонда. В связи с этим проведение таких энергоэффективных мероприятий, как установка индивидуальных тепловых пунктов и современных приборов учета, утепление новыми материалами, балансировка систем отопления, может существенно снизить удельное теплопотребление.

По оценкам энергетиков, в энергоэффективные ремонты необходимо вложить приличную сумму – 13 трлн руб., а еще около 1,8 трлн стоит направить на комплексную модернизацию тепловых сетей. Поскольку в текущих условиях у инфраструктурных операторов нет источников для финансирования столь масштабных проектов, решить проблему можно, только включив модернизацию теплоснабжения в перечень приоритетных национальных проектов.



Нужны нестандартные решения

Айрат СабирзановПервый заместитель генерального директора – директор по экономике и финансам АО «Татэнерго» Айрат Сабирзанов уверен, что рынок теплоснабжения обладает огромным потенциалом – ведь без тепла невозможно обходиться, у него практически нет альтернативы.

– Но у этого продукта есть обратная сторона, которая накладывает серьезные ограничения и имеет высокую социальную значимость, – это тариф. И вот в этих ограничениях сложно находить решения, позволяющие повысить эффективность и надежность без ущерба для потребителей. Выходит, нужны нестандартные решения. Одно из таких решений нам удалось реализовать в Казани – я имею в виду программу по переходу на автоматизированные индивидуальные тепловые пункты (АИТП). Чуть больше года нам потребовалось, чтобы ликвидировать 125 центральных тепловых пунктов. Мы долго готовились к такому переходу, при поддержке Минэнерго удалось убедить руководство региона и города в необходимости реализации подобной задачи. Дело в том, что для восстановления системы централизованного горячего водоснабжения, а она у нас была не самой лучшей, требовалось порядка 4 миллиардов рублей. Мы посчитали, что это дорого и нецелесообразно, – рассказал господин Сабирзанов. – Программа по переходу на АИТП обошлась в 1,5 миллиарда рублей: это не только средства нашей компании, но и республики, города, самих потребителей. Теперь можем с уверенностью сказать, что в течение года реально перевести город с миллионным населением при объединении всех усилий на современные эффективные схемы тепло- и горячего водоснабжения. Таким образом, ежегодная экономия составит 300‑350 миллионов рублей за счет того, что слабое звено из цепочки горячего водоснабжения убрано. Можно направить эти средства на поддержание и восстановление систем теплоснабжения.



Интерес к альткотельной есть

Вячеслав КравченкоЗаместитель министра энергетики России Вячеслав Кравченко подчеркнул, что регионы проявляют все больший интерес к методу альтернативной котельной. Первопроходцем стал город Рубцовск Алтайского края. На очереди – поселок Линево Новосибирской области.

– Соответствующие документы уже поданы в Минэнерго. Немаловажно, что мы получили поддержку со стороны областной власти – на самом высоком уровне есть понимание, что таким образом удастся сэкономить приличные средства – ранее ежегодно выделялись субсидии в размере 30 миллионов рублей, – прокомментировал эту ситуацию первый заместитель генерального директора ООО «СибТЭК» Сергей Сергей БухаровБухаров. – В связи с переходом на новую модель теплоснабжения, по нашим расчетам, тариф вырастет на 30 % за семь лет: с текущих 1150 рублей до 1537 рублей, то есть будет рост на 5,74 % в год.

Айрат Сабирзанов уточнил, что Татарстан тоже планирует перейти на модель альткотельной:

– Мы рассматриваем возможность для использования такого инструмента во всех городах нашего присутствия, где есть комбинированная выработка, в том числе в Казани, Нижнекамске и Набережных Челнах.



Конфликт принципов

Михаил РасстригинВажный вопрос, а именно нюансы программы модернизации теплоснабжения, не обошел вниманием заместитель министра экономического развития России Михаил Расстригин. Он отметил: запуск специальной программы модернизации обусловлен прежде всего тем, что цена на электроэнергию на оптовом рынке недостаточна для того, чтобы генерирующие компании могли бы в рыночных условиях проводить модернизацию основного оборудования.

– Программа модернизации базируется на механизме ДПМ. Это понятный всем – компаниям, потребителям, банкам и государству – и, кроме того, хорошо себя зарекомендовавший инструмент привлечения инвестиций в электрогенерацию. Отличие новой программы модернизации от первой волны ДПМ заключается в порядке отбора проектов, предлагаемых генерирующими компаниями. На мой взгляд, предложенный Минэнерго подход – конкурс по критерию минимальной цены электроэнергии – является оптимальным в сегодняшних условиях, – отметил он. – Один из выводов, который мы сделали в процессе работы над моделью конкурса по критерию цены, заключается в том, что текущая модель рынка ограничивает нас с точки зрения усиления конкуренции.

Мы работали над конструкцией, где одним из заявляемых параметров в конкурсе должен был стать коэффициент использования установленной мощности (КИУМ). Имелось в виду, что при недостижении заявленных величин загрузки плата за мощность также будет снижена. Но оказалось, что такой подход начинает конфликтовать с существующими принципами работы оптового рынка: когда мощность оплачена в рамках коммерческого отбора мощности (КОМ), на рынке на сутки вперед (РСВ) происходит оптимизация по критерию топливной себестоимости. В том подходе, который мы предложили, возникал арбитраж между оплатой мощности по ДПМ и работой в убыток на РСВ. То есть генератору становилось выгоднее работать в убыток на РСВ, чтобы уложиться в заявленный КИУМ. Включение в правила работы рынка такого арбитража требует пересмотра основ существующей модели. Думаю, подойдем к этому позже.

Кроме того, принимая во внимание, что мы работаем в рамках ограниченного инфляцией роста предельного платежа потребителей за электроэнергию, размер WACC (weighted average cost of capital – средневзвешенная стоимость капитала . – Прим. авт.) напрямую влияет на объем инвестиций – чем он выше, тем меньший объем инвестиций мы можем себе позволить, потому что большая часть платежа будет направлена на выплату процентов требуемой доходности. В связи с этим напомню, что мы решаем амбициозную задачу, поставленную президентом, по увеличению размера инвестиций до уровня 25 % от ВВП к 2024 году. Такой критерий, как заявляемый размер доходности, мог бы позволить увеличить размер инвестиций при сохранении роста цены в пределах инфляции, – заключил господин Расстригин.



У семи нянек…

Сергей ЕсяковПервый заместитель председателя комитета Государственной Думы по энергетике Сергей Есяков подчеркнул: хотя проблем в сфере теплоснабжения немало, на данный момент в Госдуме фактически находится только один законопроект, который касается этой темы.

– Речь идет о проекте федерального закона № 508673‑7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу обеспечения бесперебойного тепло-, водоснабжения и водоотведения», который в числе прочих мер предлагает передачу управления ресурсоснабжающей организацией в другие руки в случае угрозы серьезного нарушения бесперебойного водо- или теплоснабжения. Если примем документ в том виде, в каком он поступил к нам, то лишимся последних инвесторов, размышляющих о целесообразности инвестирования в тепловую энергетику, – говорит депутат. – Среди проблем, накопившихся в данной сфере, я бы особенно выделил административно-организационный аспект: сегодня ответственность за происходящее на этом рынке поделена между муниципалитетом, регионом, Министерством ЖКХ и Минэнерго. Это классическая схема, когда у семи нянек дитя без глазу. Складывается впечатление, что рынок теплоснабжения регулируется по остаточному принципу.

Теплоснабжение

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.