16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/353/1982230.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 21 (353) ноябрь 2018 года

Были оптимистами, станем реалистами

Власть Татьяна РЕЙТЕР
Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Минэкономразвития призывает изменить ориентиры энергосбережения для страны, поскольку предыдущие оказались недостижимыми. Глава ведомства Максим Орешкин отметил: «Нужна ревизия полномочий госорганов в сфере энергоэффективности, чтобы исключить дублирование и конфликты интересов. Требуется актуализация региональной повестки. Это позволит не просто выйти на заданные показатели, но и окажет положительное влияние на экономику».

Минул год после заседания правительства РФ, посвященного развитию энергоэффективности и энергосбережения, на котором прозвучали доклады министров энергетики и экономического развития.

По его итогам обоим ведомствам, давно дискутирующим о распределении полномочий в этой сфере, предложили представить свои предложения о дополнении госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» подпрограммой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности».

Тем самым правительство исключило указанную подпрограмму из другой госпрограммы – «Энергоэффективность и развитие энергетики». Кроме того, в Минэкономразвития были переданы полномочия по подготовке ежегодного Государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в стране, а также полномочия по сопровождению государственной информационной системы в области энергосбережения.

Как результат этой осенью был представлен отчет о состоянии энергосбережения и энергоэффективности в стране за 2017 г. – государственный доклад, впервые составленный в Минэкономразвития. Его можно скачать на сайте нашей газеты в разделе «Библиотека» (https://www.eprussia.ru/lib/1969/1504119/).

Объемистый доклад не только дает представление о государственной политике в данной сфере в целом, но и намечает новые пути. Правда, тут хочется отметить, что авторы честно указывают: «Оптимальная методология подготовки доклада, его содержание и структура являются предметом продолжающейся научной разработки». То есть методология будет совершенствоваться.

Но, несмотря на возможные недостатки методологии, которые (скорее всего) частично искажают объективную картину, это не делает вопросы энергоэффективности в нашей стране менее актуальными.

Следующий важный момент: авторы доклада отмечают, что политика энергосбережения за прошедшее десятилетие не обеспечила целевых показателей. «Наблюдаемая социально-экономическая ситуация значительно отличается от прогнозов, которые легли в основу исходного целеполагания в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», отмечают в Мин­экономразвития. Так, по данным Росстата, за период 2007‑2016 гг. доля энергоемких отраслей экономики в ВВП России снизилась только на 1,9 %, а энергоемкость валового продукта за 2011‑2017 гг. – на 5 % с учетом инфляции (на 34 % при расчете в текущих ценах). Более того, несмотря на тенденцию к снижению показателя большинства субъектов Федерации, в ряде наиболее развитых регионов, наоборот, наблюдается растущий тренд.

«Проблемы с достижением основной цели по снижению энергоемкости экономики во многом объясняются последовательными экономическими кризисами и внешнеполитическими трудностями, с которыми столкнулась Россия за рассматриваемый период. В связи с этим необходим пересмотр долгосрочного ориентира по показателю энергоемкости и корректировка государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности», – такой вывод сформулировали составители доклада.

В документе отмечается, что к концу 2019 г. Минэкономразвития России, Минэнерго России и Минстрой России должны обеспечить принятие и реализацию в субъектах Российской Федерации региональных планов повышения энергетической эффективности. Возможно, это сильно подстегнет (не побоимся тавтологии) «эффективность программы повышения энергетической эффективности» в стране.

Сильный разброс различных показателей по регионам говорит о том, что потенциал по снижению затрат во многих субъектах Федерации просто колоссален. К примеру, в Амурской области доля энергоэффективных источников освещения в уличном и дорожном хозяйстве – 38 %, а вот в Мордовии – всего 1 %. Это же явный повод для «разбора полетов» на уровне губернатора!

Любопытно, что за 2017 г. в России было заключено 493 энергосервисных договора (контракта), 489 из которых остаются действующими на момент проведения анализа, что на 27 % ниже, чем за 2016 г. Однако общая стоимость контрактов 2017 г. составляет порядка 17,5 млрд руб. (исходя из ожидаемой экономии заказчиков в течение срока их действия), тогда как в 2016 г. были заключены контракты на 8,4 млрд руб. Прогресс налицо.

Итак, сегодня именно на Министерство экономического развития возложена основная задача по корректировке государственной политики в области энергосбережения и энергоэффективности.

Энергосбережение, Энергоэффективность

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.