16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/352/1668452.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 20 (352) октябрь 2018 года

Дивиденды из кредитов истощают «Транснефть»

На нашем сайте мы начинаем публикацию экспертных мнений отраслевых специалистов, посвящённых тарифной политике в российском топливно-энергетическом комплексе. Ситуацию с тарифами ПАО «Транснефть» анализирует Сергей Алихашкин, эксперт Института развития технологий ТЭК.

Федеральная антимонопольная служба 8 ноября рассмотрит вопрос об установлении тарифов ПАО «Транснефть» на 2019 г. Компания просила почти 20% с учетом планов правительства по дивидендам и собственной инвестпрограммы. Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин предварительно озвучил предложение ведомства – 3,87%, и судя по всему, цифра эта не изменится.

В нынешнем году тарифы позволяют покрыть инвестиционные проекты «Транснефти» лишь на 16%. Итоговый денежный поток компании отрицателен. ФАС, как и в 2018 г., предлагает индексацию в размере 0,9% от инфляции. Парадокс, но чтобы заплатить дивиденды, компанию фактически вынуждают брать банковские кредиты.

Мировой опыт

Мировая практика регулирования тарифов обобщает поиск компромисса между заявленными нуждами естественных монополий и интересами их клиентов.

В наиболее близких к России по масштабам трубопроводной инфраструктуры США применяется корректировка тарифа по отношению к инфляции каждые пять лет. В середине 90-х власти собрали большой совет представителей трубопроводных компаний, нефтедобытчиков, НПЗ, властей штатов и выработали согласованный принцип формирования тарифов. Федеральная энергетическая регулирующая комиссия США (FERC) – орган регулирования федерального уровня, раз в пять лет анализирует результаты деятельности трубопроводных компаний и на основе этого анализа изменяет максимально допустимый коэффициент повышения тарифов по отношению к официальному индексу инфляции промышленных товаров.

Первые пять лет действовал принцип «инфляция минус 1%», на вторую пятилетку индекс скорректировали до равного инфляции», еще через пять лет индекс был утвержден в размере «инфляция плюс 1,23%», затем коэффициент был увеличен до «инфляция +2,34%», а с 2016 г. коэффициент роста тарифа к инфляции был снижен. Что важно для нас в этой истории – орган регулирования не просто ориентируется на индекс инфляции, но еще и проводит кропотливую работу по анализу деятельности нефтепроводных компаний.

Именно величина надбавки приводит к нормативному уровню прибыль нефтетранспортной компании – так, последовательное увеличение индекса в течение ряда лет было основано на оценке показателей деятельности нефтетранспортных компаний, которые неуклонно снижались. И напротив, после того как уровень прибыльности таких компаний превысил норму, американский регулятор принял решение о снижении индекса.

При этом тарифы, существовавшие на момент введения нового порядка регулирования четверть века назад, были признаны справедливыми. Бывают форс-мажорные обстоятельства. Например, однажды землетрясение в Техасе повредило трубопровод. Компания представила расчеты, регулятор провел публичные слушания на предмет их аргументации, и компании утвердили временный повышенный тариф, чтобы она могла за его счёт компенсировать убытки.

В Канаде, где нефтепроводов меньше, регулятор принимает заявки компаний на рост тарифа и анализирует их обоснованность. Основной критерий − компании должны получать обоснованную, но достаточную прибыль на вложенный капитал.

Похожая система действует в Европе, и не только в отношении трубопроводов, но и в отношении других монополий. В ее основе лежит метод RAB (Regulatory Asset Base – регулируемая база инвестированного капитала), при котором расчет тарифа осуществляется исходя из определяемой регулятором необходимой валовой выручки для гарантированного возврата инвестиций, получения прибыли, обслуживания кредитов и выплаты налогов.

В Казахстане метод RAB модифицировали под местные условия, введя три вида тарифа: инвестиционный, дифференцированный и временный (компенсирующий). Если компании необходимо компенсировать свои инвестиции, законодательство позволяет ей установить свой предельный тариф на транспортировку. К этому инструменту трубопроводная компания может прибегнуть как на среднесрочный период (от 1 до 5 лет), так и на долгосрочный (более 5 лет).

ФАС «выучила стишок»

Если бы в России действовал такой же принцип − обоснованный базовый тариф с корректировкой на уровень инфляции, никаких проблем у монополий не было бы. Сейчас это не так. С 2016 г. регулятор (ФАС) утверждает тарифы «Транснефти» только из принципа «инфляция минус». При этом в 2014 г. тарифы монополий были заморожены, а в 2015-м повышены ниже инфляции.

В 2014 г. «Транснефть» направила на дивиденды 25% прибыли по РСБУ, а сейчас Минфин требует 50% по МСФО. Разница между итоговыми выплатами многократная, для 2014 г., например, прибыль по МСФО в пять раз больше прибыли по РСБУ.

Официально дивиденды назначаются в процентах, но в представленном в правительстве проекте бюджета Минфина фигурирует абсолютная цифра. На вопрос, откуда брать деньги, правительство ненавязчиво намекает брать кредит в банке.

Каким образом отдавать кредит, если рентабельность компании снижаются четвертый год подряд, ответа нет. В ФАС предлагают повышать эффективность деятельности и сокращать сторонние расходы, упорно придерживаясь принципа «инфляция минус» без какой-либо возможности для монополий доказать необходимость изменения правила индексации.

Упорство ФАС имеет под собой прозаичное объяснение − в ведомстве просто некому проводить экономический анализ деятельности госкомпаний. При переходе в 2015 г. функции регулятора от Федеральной службы по тарифам к ФАС сотрудники, занимающиеся тарифами «Транснефти», не перешли на работу к новому регулятору. Такая же ситуация с тарифами «Газпрома» − у ФАС нет квалифицированных специалистов, чтобы выполнить экономическую экспертизу заявки компании. Более-менее компетенциями для анализа производственных затрат в ФАС обладает только сектор, курирующий электроэнергетику.

В Минэкономразвития есть нужные специалисты, и они могли бы взять на себя компетенцию расчета тарифов, но ситуация пока не меняется. Регулятор продолжает придерживаться старого принципа, а госкомпании постепенно теряют доходность, бюджет недосчитывается миллиардов рублей. В принципе, как мы видели на американском примере, регулирование с опорой на индекс инфляции работает, если только его применять правильно. Ведь не просто так американский регулятор перешел от принципа «инфляция минус» к принципу «инфляция плюс», который имеет под собой экономическое обоснование. Плюс к этому используется лишь пятилетний период регулирования, когда правило не меняется – вот вам и долгосрочность.

Заявление российского регулятора о том, что он будет готов через правительство закрепить принцип «инфляция минус 10%» на десятилетний период без возможности его изменения в этот период, напоминает продразверстку.

Больше повезло железнодорожникам. После отмены для монополий льгот по налогу на имущество регулятор дал адекватную надбавку к тарифам РЖД, плюс компания до 2025 г. освобождена от выплаты дивидендов. Т. е. по факту сегодняшние тарифы РЖД регулируются по принципу «инфляция плюс».

Понимая тупиковость ситуации, ФАС стала утверждать тариф, напрочь исключив саму возможность какого-либо обсуждения или дискуссии. Заявку на следующий год монополии обязаны подавать за 180 дней. На протяжении пяти месяцев сотрудники ФАС традиционно не проявляют активности и не рассматривают расчеты. Как рассказывают сами сотрудники службы на условиях анонимности, когда срок рассмотрения подходит к концу, в регулируемую компанию направляется письмо, в котором просят объяснить какую-либо наугад выбранную цифру. А после ответа начинают заново отсчитывать срок в 180 дней.

Предложения ФАС по тарифам на следующий год рассылают членам тарифной комиссии всего за неделю, а представителей монополии приглашают только на само заседание за сутки до него. Здесь им задают пару формальных вопросов, потом просят выйти из зала, и после 15-минутного совещания объявляют «окончательное» решение – «инфляция минус». Как, что, почему, откуда − всё это остается в стенах ФАС.

Глава «Транснефти» Николай Токарев констатирует: «Это бесполезно обсуждать, потому что все разговоры с ФАС кончаются одной известной фразой – «инфляция минус». И ФАС совершенно все равно, как у нас растут тарифы, на что мы будем жить. Они выучили этот стишок «инфляция минус»... Что-то обсуждать тут бесполезно, я не хочу тратить время».

Госкомпании ждут изменений

В правительстве осознают ненормальность ситуации с тарифами и налогами сырьевых отраслей. Минэкономразвития к концу ноября поручено представить методику оценки фискальной нагрузки на отрасли. При этом оно должно будет не только учесть налоги на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), но и неналоговые обязательные платежи и тарифы на услуги естественных монополий. На основании новой методики Минфин, Минэнерго, Минпромторг и ФАС должны проанализировать фискальную нагрузку на предприятия добывающих отраслей до 1 марта 2019 г. Что касается естественных монополий, то к 15 декабря Минэкономики должны представить меры по совершенствованию их тарифного регулирования. Ведомство готово предложить методику расчета, на основании которой ФАС потом будет разрабатывать тарифы.

Сейчас же ФАС сама пишет для себя законы и инструкции. Пока суть всех документов ФАС сводится к перечислению многочисленных процедур, которые необходимо выполнить, и к описанию алгоритмов поведения – кто и что должен делать по требованию ведомства и как будет наказан за непослушание. Об ответственности ФАС перед субъектами рынка и за экономическую ситуацию в стране и речи нет.

В «Транснефти» не рассчитывают на решение проблемы тарифов раньше 2020 г.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 20 (352) октябрь 2018 года:

  • МРСК Северо-Запада возглавил Артем Пидник
    МРСК Северо-Запада возглавил Артем Пидник

    На должность генерального директора ПАО «МРСК Северо-Запада» (дочернее предприятие ПАО «Россети») избран Артем Пидник. Соответствующее решение совет директоров компании принял 10 октября 2018 г. ...

  • Надежность для Заполярья
    Надежность для Заполярья

    В рамках своей первой рабочей поездки на посту главы МРСК Северо-Запада Артем Пидник посетил Мурманск, где обсудил обеспечение надежного электроснабжения села Териберка. ...

  • Дивиденды из кредитов истощают «Транснефть»
    Дивиденды из кредитов истощают «Транснефть»

    На нашем сайте мы начинаем публикацию экспертных мнений отраслевых специалистов, посвящённых тарифной политике в российском топливно-энергетическом комплексе. Ситуацию с тарифами ПАО «Транснефть» анализирует Сергей Алихашкин, эксперт Института развития технологий ТЭК....

  • Энергетические соцнормы возвращаются: пайки для населения или стимулы экономить?
    Энергетические соцнормы возвращаются: пайки для населения или стимулы экономить?

    Россия вновь обсуждает перспективу ввода социальных норм энергопотребления – идею, внедренную в середине десятилетия в нескольких пилотных регионах страны в качестве эксперимента и свергнутую в 2014‑м из‑за неоднозначности результатов. ...

  • Электробезопасность – на высоте
    Электробезопасность – на высоте

    Сотрудники МРСК Северо-Запада провели акцию, адресованную энтузиастам экстремальных видов спорта. ...