16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/352/139401.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 20 (352) октябрь 2018 года

Не отстать от времени

Энергетика: образование Елена ВОСКАНЯН

По результатам недавнего исследования, у двух миллиардов людей во всем мире к 2030 году не будет необходимых навыков для того, чтобы найти подходящую работу.

Аналитики выделили четыре навыка, без которых не обойтись в условиях четвертой промышленной революции: готовность к трудовой деятельности (наличие базовых навыков, включая планирование рабочего времени, проведение презентаций, трудовую дисциплину); навыки межличностного общения (креативность, комплексный подход к решению задач, эмоциональный интеллект и критическое мышление); технические навыки (вакансии, остающиеся не закрытыми, зачастую требуют от соискателей специфических отраслевых знаний и целевого обучения); дух предпринимательства (восприимчивость молодых людей к инновациям, креативность и инициативность в новых начинаниях).

Выходит, деловое сообщество должно проявлять больше инициативы при подготовке молодежи к будущей трудовой деятельности. Об этом говорили на круглом столе «Прорывные технологии и человеческий капитал в ТЭК: ключевые вызовы», который состоялся в рамках Международного форума «Российская энергетическая неделя».



Процесс длиною в жизнь

– Каждый день мир меняется на наших глазах. Мы наблюдаем тектонические сдвиги в технологиях, геополитике, демографии, и невозможно не задаться вопросом – как все это скажется на обществе и нашей жизни, – отмечает ректор Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса Тамара Фральцова. – Не секрет, что в России большое внимание уделяется обсуждению инноваций, цифровой экономики, производительности труда и конкурентоспособности.

– Однако эти планы не удастся реализовать без системного подхода к развитию человеческого капитала, включая как привлечение и удержание лучших умов, так и обеспечение условий роста для прогрессивных компаний-работодателей. Важнейшая задача таких компаний состоит в создании новых, высококвалифицированных рабочих мест. В связи с этим вопросы профессиональной реализации и образования, которые должны соответствовать новым прорывным технологиям, подготовке человеческого капитала, сегодня являются одними из ключевых, – резюмировала ректор.

Статс-секретарь – заместитель министра энергетики России Анастасия Бондаренко считает основным трендом нашего времени процесс непрерывного образования на протяжении всей жизни.

– Если в какой‑то момент мы останавливаемся в своем развитии, то останавливаем развитие экономики всей страны. При прохождении образовательных программ, базирующихся на духовно-нравственных, культурных ценностях и традициях нашей страны, формируются социально ответственные личности, которые в дальнейшем будут определять курс развития экономики, – уверена она. – К тому же президент поставил перед нами серьезную задачу – вывести экономику России в пятерку лучших, а также войти в десятку наиболее качественных образовательных программ. Достижение поставленной цели зависит от каждого из нас.

Госпожа Бондаренко заметила, что в России есть прекрасные отраслевые вузы, на хорошем уровне ведется дополнительная профессиональная подготовка энергетиков. При этом очевидно, что ключевые навыки специалистов будущего лежат в плоскости работы с большими данными, интернетом вещей и всевозможным софтом.

– В топливно-энергетическом комплексе все технологические процессы строго регламентированы, энергетики привыкли действовать четко по инструкции. Такой подход сохранится в будущем, в ТЭКе по‑прежнему будут востребованы базовые профессиональные компетенции, но мы не имеем права закрывать глаза на то, что рынок заинтересован в других специалистах. Вероятно, в горизонте нескольких лет специалисты, не владеющие современными технологиями, окажутся менее востребованными, чем их коллеги, развивающие дополнительные навыки, – подчеркнула заместитель министра.



Обучение становится гибким

Между тем 1 октября премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил основные направления деятельности правительства на период до 2024 г. Этот документ направлен на выполнение Указа президента от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», послания президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г., стратегии национальной безопасности РФ и прогноза социально-экономического развития страны до 2024 г. Одна из поставленных задач – рост производительности труда на средних и крупных предприятиях не ниже 5 % в год.

– За этой целью стоит очень тяжелая работа по трансформации нашего сознания, – говорит Анастасия Бондаренко. – Речь идет о формировании отраслевого заказа на специалистов, установлении неразрывной связи университетов и научных организаций, обладающих едиными базами и лабораториями, имплементации новейших научных трендов и подходов в образовательные программы. Это очень важный нюанс, поскольку бизнес и отрасль заинтересованы в том, чтобы из вузов выходили готовые специалисты, опережающие запросы своего времени. Параллельно нужно решать задачу цифровой трансформации не только отраслей, но и самого образования путем создания соответствующей цифровой платформы и гибких форм получения образования.



Компетенции вместо профессий

На заседании комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности, которое состоялось в конце августа в Кемерове, президент подчеркнул, что в условиях сложной рыночной конъюнктуры последних лет и искусственных внешних ограничений российский ТЭК сумел эффективно ответить на стоящие перед ним вызовы. В то же время сформирована Национальная технологическая инициатива до 2035 г., где уже обозначен ряд рынков, требующих специальной подготовки кадров.

– Возникает вопрос: что подразумевается под «специальной» подготовкой? Сейчас очень много трендов, которые рассматривают специальную подготовку в основном в двух направлениях: как подготовку именно профессионала либо как подготовку и развитие каких‑то дополнительных компетенций. Мы видим: понятие профессии как таковой сужается, на первый план выходит не профессия, а компетенции, которые отвечают новым вызовам и технологиям, – отметила Тамара Фральцова.



Формула будущего

По мнению ректора Национального исследовательского университета «МЭИ» Николая Рогалева, формула развития энергетики будущего выглядит следующим образом: эффективная генерация всех видов энергии + ее передача по магистральным сетям высокого и ультравысокого напряжения, что обеспечивает низкие потери, + умная энергетика в распределительных сетях, поскольку там основные резервы связаны с повышением эффективности генерации и дохода. Не стоит забывать про возобновляемую энергетику, где наблюдается большой технологический прорыв.

Эксперт акцентировал внимание на том, что развитие высоких технологий сопровождается появлением Индустрии 4.0, которая несет серьезные вызовы.

Упомянул Николай Рогалев и про сложность подготовки кадров для энергетики. По его словам, большой отпечаток на этот процесс накладывает капиталоемкость отрасли и многоукладность используемого оборудования, ведь, несмотря на обновление энергомощностей, на многих энергообъектах страны по‑прежнему эксплуатируется оборудование, установленное еще в советские годы.

– Мы можем готовить студентов к работе на самом передовом оборудовании, но не факт, что они не окажутся в каком‑нибудь уральском городке на ТЭЦ, где установлено старое оборудование, и они не будут знать, что с ним делать, – комментирует спикер. – Во-вторых, мы сталкиваемся с пробелами в системе среднего образования: ребята, которые приходят к нам на инженерное дело, не всегда хорошо знают черчение и геометрию, им сложнее изучать профильные предметы. Учитывая динамику развития ИТ-технологий, в процессе обучения вузы должны делать ставку не только на энергетические дисциплины, но и объяснять студентам, для чего, к примеру, нужен интернет вещей и как его можно применять на практике. Пока же ребята разбираются в этих вопросах самостоятельно и интуитивно.

Ко всему прочему, в последнее время звучат мнения о том, что традиционный подход к обучению устарел и нужно отказаться от привычных лекций. Однако Николай Рогалев не разделяет эту точку зрения, хотя, безусловно, согласен с тем, что модели подготовки должны измениться. Это не значит, что нужно отказаться от услуг преподавателя, его роль по‑прежнему важна, но сама передача знаний и процесс ее подкрепления должны трансформироваться.



Рынок труда меняется

Тамара Фральцова заметила, что в недалеком будущем низко­квалифицированным специалистам придется освобождать нишу на рынке труда более высококвалифицированным коллегам. Выходит, рынок востребованных профессий будет коренным образом пересмотрен. На первое место вый­дут специалисты, которые имеют высокий профессиональный уровень и могут работать с прорывными технологиями.

Президент ассоциации «ЭРА России» Аркадий Замосковный подчеркнул, что цифровизации российской электроэнергетики, трендам, которые фактически уже заявлены, должна соответствовать цифровизация в сфере управления персоналом, в том числе новые стратегии, инструменты и практики в сфере HR.

Директор департамента кадровой политики и организационного развития ПАО «Россети» Дмитрий Чевкин отметил:

– Нам важно, чтобы сегодняшние или как минимум завтрашние выпускники были готовы к работе на тех типах оборудования, которые являются экспериментальными и применяются в пилотах. Для этого мы взаимодействуем с вузами, ссузами; у нас налажено взаимодействие с более чем тремястами образовательными организациями-партнерами, генеральным партнером является МЭИ. С коллегами из университета формируем те типовые инструменты, которые впоследствии будут применяться при подготовке специалистов, – говорит он. – Кроме того, третий год проводим конкурс выпускных квалификационных работ бакалавров и магистров.

– С коллегами, отвечающими за технику и инновации, определяем перечень наиболее актуальных тем для нашей сегодняшней и завтрашней производственной деятельности, и ребята пишут по ним выпускные работы. В этом году в конкурсе участвовали порядка 30 вузов, было подано почти 400 работ, финалистов выбирали в два этапа. Победители и финалисты из числа бакалавров получат именные стипендии и возможность прохождения у нас практики, а магистры и выпускники – предложения о трудоустройстве, – заключил господин Чевкин.

Подводя итоги двухчасовой дискуссии, эксперты пришли к выводу, что развитие ТЭКа России невозможно обеспечить без ускоренного развития и эффективного использования человеческого капитала. В связи с этим подход к кадровому потенциалу и человеческому капиталу как активу, способному сыграть ключевую роль в повышении конкурентоспособности, должен стать нормой в корпоративной культуре компаний топливно-энергетического комплекса.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 20 (352) октябрь 2018 года: