16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/351/9023651.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 19 (351) октябрь 2018 года

ТЭК должен стать пионером цифровизации

Власть Елена ВОСКАНЯН

Александр Новак рассказал, как Минэнерго решает ключевые проблемы ТЭКа

Фото Александр Щербак/ ТАСС

«Цифровизация экономики невозможна без цифровизации топливно-энергетического комплекса. Она позволит оптимизировать процессы, внедрить искусственный интеллект, который уже принимает решения, позволяющие управлять электрической сетью», – отметил министр энергетики Александр Новак на встрече в Совете Федерации.

Главная задача Мин­энерго – качественное предоставление услуг топливно-энергетического комплекса. Для ее решения ведомство последовательно реализует ряд мероприятий.

Каких именно, министр энергетики России Александр Новак рассказал 26 сентября на встрече, организованной Комитетом по экономической политике Совета Федерации, в ходе открытого диалога, посвященного особенностям функционирования топливно-энергетического комплекса в регионах страны.



Цены на топливо под контролем

Один из самых острых вопросов касается цен на нефтепродукты, а именно на бензин и дизельное топливо. Минувшей весной автомобилисты били тревогу – цены на топливо стремительно росли, в итоге правительство было вынуждено экстренно предпринимать меры для урегулирования ситуации.

– За два с половиной месяца цены на бензин и дизельное топливо для автомобилистов не изменились, сейчас они находятся на уровне конца мая – начала июня этого года. Средняя цена на бензин по стране составляет 41,5 рубля за литр, а средняя цена на дизельное топливо – 44,3 рубля. Понятно, что по регионам цены несколько отличаются, это обусловлено транспортной составляющей, но речь идет о незначительных колебаниях, – пояснил Александр Новак.

По его словам, объемы производства нефтепродуктов достаточны для удовлетворения внутреннего спроса по бензину и дизельному топливу и для обеспечения поставок на экспорт, что в основном касается дизельного топлива – его производится в два раза больше, чем потребляется на внутреннем рынке.

– Летом Госдума приняла закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ…», который позволит в будущем внедрять инструменты для демпфирования факторов, влияющих на рост цен, а именно: рост цен на мировых рынках, ослабление рубля по отношению к доллару и акцизы на нефтепродукты. Также в Налоговом кодексе предусмотрены изменения, связанные с внедрением механизма отрицательного акциза для нефтеперерабатывающих заводов с тем, чтобы демпфировать снижение экспортной пошлины. Приняты изменения в Налоговый кодекс по равномерному уменьшению в течение пяти лет размера экспортной пошлины с 30 % до 0 % (по 5 % в течение шести лет. – Прим. авт.). Кроме того, предусмотрен механизм демпфирующего акциза для нивелирования между экспортным нэдбэком и ценой на внутреннем рынке, что позволит нам сохранять цены на нефтепродукты на уровне не выше роста инфляции, – прокомментировал министр. – Параллельно в законодательство внесены изменения о снижении с 1 июля акцизов на дизельное топливо на 2000 рублей (на тонну), на бензин на 3000 рублей (на тонну). В целом, Минэнерго жестко отслеживает ситуацию, а компании взяли на себя обязательство не увеличивать цены на заправках.



Загвоздка – в неэффективном механизме

На совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева 17 сентября в числе прочих рассматривались вопросы стимулирования добычи нефти. Основной вопрос, который Минэнерго вынесло на заседание, касался стимулирования добычи в Западной Сибири.

– В этом регионе добывается две трети нашей нефти, но в течение последних десяти лет наблюдается снижение показателей нефтедобычи в связи с истощением месторождений, – отметил Александр Новак. – Мы обеспокоены тем, что существующий налоговый механизм не позволяет более эффективно разрабатывать действующие месторождения, повышать коэффициент использования нефтедобычи. Сегодня он ниже, чем в других странах, – порядка 35 %, а должен быть выше 40 %. В связи с этим нами предложен ряд инструментов, которые одобрены председателем правительства, в том числе: введение механизма ускоренной амортизации (так называемый «аплифт)»; стимулирование геологоразведочных работ; распространение налога на добавленный доход на всю Западную Сибирь; льготы для новых месторождений; снижение НДПИ для новых третичных методов извлечения нефти, то есть более дорогих, которые при существующей системе налогообложения не используются ввиду неэффективности, а также стимулирование добычи нефтяных оторочек.



Угольная отрасль выходит на рекорд

– На президентской комиссии по ТЭКу, заседание которой состоялось 27 августа в Кемерове, Минэнерго был дан ряд поручений. В частности, поручено внести изменения в стратегию развития угольной промышленности на период до 2030 года, продлив ее до 2035 года, и внести изменения по показателям. Это обусловлено тем, что угольная отрасль России развивается более высокими темпами, чем было предусмотрено в принятых ранее стратегических документах, – сообщил Александр Новак.

Угольная отрасль действительно перевыполняет целевые показатели, которые были отражены в стратегии: в прошлом году добыто 410 млн тонн, а в нынешнем, по оценкам ведомства, добыча составит 424 млн тонн.

– Таких рекордов не было даже в советское время, и в этом году угольная отрасль может выйти на новый рекорд. Следовательно, мы должны зафиксировать новые показатели добычи – 560 миллионов тонн к 2024 году вместо 450 миллионов тонн, то есть прирост составит более чем 20 %, а к 2025 году нужно выйти на добычу в 590 миллионов тонн вместо 480 миллионов. Чтобы реализовать задуманное, необходимо, прежде всего, развивать железнодорожную и портовую инфраструктуру. Это позволит увеличить объемы экспорта в Азиатско-Тихоокеанский регион. Уже даны соответствующие поручения, они коррелируются Указом Президента № 204 от 7 мая 2018 года, и мы сейчас плотно этим занимаемся, – резюмировал глава ведомства.



Проблемным регионам – особое внимание

В ряде регионов России уже стартовал отопительный сезон, другие только готовятся к включению тепла. Александр Новак оценил подготовку регионов к прохождению осенне-зимнего периода 2018‑2019 годов как стабильную. Традиционно в летний период компании вложили существенные инвестиции в ремонтные работы, расчистку просек, подготовку генерирующего оборудования. Однако есть зоны особого внимания – регионы с высокими рисками, (например, Республика Саха (Якутия) и полуостров Крым), на них распространяется специальный приказ министра о мерах и мероприятиях, обязательных к проведению компаниями и самими регионами при подготовке к зиме.



– Ежегодно мы уделяем особое внимание оценке готовности субъектов электроэнергетики, субъектов Российской Федерации к прохождению ОЗП. Проводим федеральные штабы, куда приглашаем руководителей энергетических компаний, председателей штабов субъектов РФ, входящих в этот федеральный округ. Хотя срок оценки подготовки к ОЗП заканчивается 15 ноября, завершаем эту работу в сентябре, чтобы была возможность исправить имеющиеся недочеты, – подчеркнул господин Новак. – При этом мы оцениваем готовность не только генерирующего оборудования и сетевого комплекса, но и запасов топлива, а также наличие резервных источников энергоснабжения, даем соответствующие рекомендации. Проблемные регионы отслеживаем фактически в ручном режиме с тем, чтобы компании или субъекты РФ отчитались, что они провели все необходимые мероприятия и успели подготовиться к зиме. По результатам выдаем паспорта готовности.



ТЭК должен стать пионером в цифровизации

Цифровизация национальной экономики невозможна без цифровизации топливно-энергетического комплекса. Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Дмитрий Мезенцев напомнил, что по распоряжению главы Совета Федерации Валентины Матвиенко в апреле при Палате регионов создан совет по цифровой экономике (его возглавил вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак). В связи с этим сенаторы хотели узнать из первых рук, как продвигается цифровизация энергетики.

Александр Новак уточнил, что на данный момент цифровизация является одним из основных направлений деятельности как ведомства, так и правительства в целом. Тем более энергетика – важнейшая компонента национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

– Безусловно, весь мир движется в сторону цифровизации, развиваются и активно внедряются новые технологии, в том числе в топливно-энергетическом комплексе. Можно привести множество примеров по различным отраслям – нефть, газ, электроэнергетика становятся более умными, цифровыми, – говорит министр. – Мы рассчитываем, что цифровизация позволит оптимизировать издержки и управленческие процессы, внедрить искусственный интеллект, который будет принимать решения. К слову, он уже принимает отдельные решения, позволяющие более эффективно разрабатывать месторождения, управлять электрической сетью, заниматься диспетчеризацией. К примеру, в ХМАО-Югре у компании «Газпром» есть офис, который занимается цифровизацией пилотных месторождений. Побывав там, я был очень впечатлен тем, что фактически разработка пилотного месторождения осуществляется на базе предложений, которые делает искусственный интеллект в рамках внедренного АСУ ТП. То есть он выдает рекомендации, как лучше разрабатывать месторождение для того, чтобы наиболее эффективно его использовать. Такой же центр у «Газпром нефти» есть в Санкт-Петербурге. Другие компании также уделяют самое пристальное внимание цифровизации, в том числе «Сургутнефтегаз» и «Роснефть». Уже сегодня внедрены цифровые двойники – цифровые модели нефтеперерабатывающих заводов, которые помогают оптимизировать расходы на НПЗ. Не отстает электросетевой комплекс: в «Янтарьэнерго» в качестве пилотов внедрены цифровые РЭСы, они будут более активно внедряться и распространяться по всей стране. В угольную отрасль тоже приходят технологии, позволяющие роботизировать весь процесс; одна из целей использования здесь искусственного интеллекта – снижение травматизма и рисков аварийных ситуаций.

Кстати, в ведомстве создана специальная рабочая группа под руководством первого заместителя министра Алексея Текслера, куда входят представители ведущих отраслевых компаний. Одна из главных задач на ближайшую перспективу – создание единой цифровой платформы.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко добавила, что ТЭК должен стать пионером, а затем и лидером в сфере цифровизации:

– Очень важно, что вы понимаете, для чего цифровизируете энергетику, ведь есть компании, в том числе и в рамках ТЭКа, которые запрашивают у бюджета огромные деньги под цифровизацию без очевидного эффекта и результата. Это надо пресекать на корню. Для них цифровизация – модное веяние, а проводить цифровизацию бездумно нет смысла.



Когда закончится «хождение по мукам»?

Серьезный вопрос, касающийся приборов учета, поднял председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. Он убежден: все средства контроля и приборы учета, которые находятся в квартире или индивидуальном жилом доме, должны устанавливаться и обслуживаться специальными организациями, но никак не гражданами.

– Законодатели перестарались и перегрузили граждан ответственностью за приборы учета. В настоящий момент гражданин обязан самостоятельно выбрать и купить соответствующий прибор, найти организацию, которая его установит, оплатить установку, обеспечить ввод в эксплуатацию и приемку с участием специалистов, а после обслуживать и программировать прибор, – заметил спикер. – К чести энергетиков, порядка с заменой электросчетчиков гораздо больше: достаточно дозвониться на горячую линию и обговорить все детали с диспетчером, а после оплаты счета в установленное время придет мастер, принесет счетчик и произведет замену. Это действительно очень высококвалифицированная услуга. Что касается других счетчиков: по воде – полный беспорядок, да и в газовой отрасли ненамного лучше – «хождение по мукам» с газовыми счетчиками считаю полным безобразием. Коллеги, нужно принимать решение в этом направлении более оперативно. К тому же, если приборы будут находиться в ведении энергоснабжающих организаций, они перестанут делать накрутки на каждом из этапов. Я пока не очень доволен темпами рассмотрения данного вопроса, он требует комплексного подхода. К этой работе следовало бы подключить и Минстрой. Тем более данная проблематика касается миллионов людей – только газовых счетчиков в стране используется 16,8 миллиона штук, а электрических еще больше. Исходя из этого, мы могли бы сформировать ежегодный заказ для
отечественной промышленности, развивать малое предпринимательство.

Валентина Матвиенко поддержала коллегу, заметив, что Мин­энерго должно решать не только глобальные задачи, но и более мелкие, которые по факту являются не менее важными.

В ответ Александр Новак сообщил о том, что принято концептуальное решение по переложению ответственности с потребителя на ресурсоснабжающие организации. При этом наладить процесс с приборами учета электроэнергии оказалось гораздо проще, ведь счетчики, как правило, установлены в подъезде, и при желании их можно вынести за пределы жилого дома.

– Устанавливать, обслуживать и делать поверку таких счетчиков будут гарантирующие поставщики, это прописано в поправках к законопроекту. Что касается индивидуальных жилых домов либо розничных коммерческих потребителей, за их счетчики будет отвечать электросетевая организация. По сути, на бумаге проблема решена, но закон еще не принят.Также в настоящее время идет дискуссия по источникам финансирования, поскольку нужно обеспечить расходы и в энергосбытовой компании, и в электросетевом комплексе. Для электросетевого комплекса это меньше 1% в тарифе, а для сбытовой компании с совершенно другой выручкой, это несколько иные расходы. Совместно с Федеральной антимонопольной службой мы сейчас обсуждаем источники финансирования энергосбытовой компании на покупку и обслуживание счетчиков, — отметил господин Новак. — Что касается готовности нашей промышленности обеспечить глобальное производство недорогих и качественных интеллектуальных счетчиков, Минпромторг гарантирует, что такие предприятия есть и они смогут выполнить запрос.

Резюмируя услышанное, Валентина Матвиенко подчеркнула: эта тема требует более тщательного рассмотрения, поэтому Совет Федерации готов создать рабочую группу для проработки проблемных точек с Минэнерго и Министерством строительства и ЖКХ.


ТЭК должен стать пионером цифровизации

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 19 (351) октябрь 2018 года: