16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/350/7847231.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 18 (350) сентябрь 2018 года

«Окно возможностей» для энергомашиностроителей

Максим Кайтанов, вице-президент по продажам АО «РЭП Холдинг», Алексей Горин,вице-президент по оптимизации и развитию производства АО «РЭП Холдинг»

РЭП Холдинг решает сегодня две различные, но взаимодополняющие друг друга задачи. Придерживаясь стратегии расширения продуктовой линейки и решений для заказчиков, укрепления позиций на внутреннем и внешнем рынках, в то же время продолжает успешно двигаться по пути локализации производства газовых турбин.

Мы хотим быть не локальным лидером, а мировым

По мнению вице-президента по продажам АО «РЭП Холдинг» Максима Кайтанова, еще никогда не было настолько удачного времени для скачка в развитии российского машиностроения, как сейчас. Снижается доля присутствия иностранных компаний на рынке, валютный курс делает отечественную продукцию конкурентоспособной, государственная поддержка обеспечена на всех уровнях, включая экспортные поставки. Осталось только воспользоваться открывшимся «окном возможностей».

– Максим Юрьевич, какова стратегия развития холдинга на ближайшие годы?

– Наши планы базируются на компетенциях Невского завода, который занимает лидирующие позиции в производстве современного турбокомпрессорного оборудования для магистральных газопроводов; индустриальных газовых турбин средней мощности; центробежных, осевых компрессоров и компрессоров смешанного хлад­агента для производства СПГ. Благодаря партнерским отношениям с предприятиями металлургической, химической, газовой отраслей, мы продолжаем развивать эти компетенции и параллельно выстраиваем отношения с новыми заказчиками, создавая новые типы оборудования. Например, по номенклатуре компрессоров для производства СПГ мы, по сути, освоили в сжатые сроки технологию и являемся единственным производителем в стране.

Кроме того, сейчас организована системная работа над развитием поставок на зарубежные рынки. Речь идет не только о потребителях из Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана, где используется высокий процент российского оборудования. В нашем портфеле появились и европейские заказы – сейчас мы реализуем проекты по модернизации металлургических предприятий в Польше. На очереди – химические комбинаты. Доля зарубежных поставок пока невелика и занимает не более 5 % в общем портфеле заказов, но здесь просматривается положительная динамика.

Сейчас мы сфокусированы на продвижении продукции новым клиентам на европейских, азиатских и ближневосточных рынках и удержании лидирующих позиций на внутреннем рынке, а также возврате в те регионы, где к российскому оборудованию есть историческая лояльность: в Пакистане, Иране, Индии.

– В чем преимущества оборудования РЭП Холдинга?

– Если коротко, то в экономически более выгодном для потребителя жизненном цикле продукции, которое обеспечивает безотказность работы на протяжении всего срока службы и возможности неоднократных модернизаций. Для примера, сейчас мы модернизируем компрессоры для металлургов, поставленные в 60-70-е гг. Запас прочности после модернизации с современными параметрами позволяет оборудованию работать безотказно еще 20 лет.

– В чем сложность работы на зарубежных рынках?

– В зарубежных тендерах есть много нюансов, которым российским производителям еще надо научиться. Мы должны понимать, что наши решения следует продвигать не только на национальный рынок, а на мировой – тогда у нас будет возможность развиваться дальше, конкурируя с зарубежными производителями и на внешнем, и на внутреннем рынках.

По продажам мы выполнили задачи, намеченные на этот год, и планируем в дальнейшем увеличивать долю иностранных проектов. Важно учитывать, что зарубежным заказчикам наиболее интересны комплексные EPC-решения, но найти в России партнеров, готовых конкурировать на тендерах в крупных EPC-проектов «под ключ», пока сложно. На поиск и привлечение к зарубежным заказам проектных институтов и строительных компаний будет направлена наша деятельность на следующем этапе, потому что EPC проекты – гарантия продвижения российского оборудования за рубежом.

Еще один аспект внешнеторговой деятельности – создание собственной сервисной структуры по аналогии с ведущими зарубежными концернами, но не столько в качестве дополнительной статьи дохода, сколько для сбора статистики по работе оборудования в разных условиях, анализа данных, диагностики. Эта система будет отличаться от того, что предлагают на рынке, и позволит на основе собственного ПО анализировать данные и выдавать рекомендации технологам, в том числе для сокращения энергозатрат и повышения энергоэффективности. По этому направлению мы уже работаем с НЛМК.

– А какие незаполненные ниши еще есть на отечественном рынке?

– Сегодняшняя ситуация такова, что крупные государственные и коммерческие заказчики ставят перед производственниками новые задачи, и мы находимся в поисках новых, а точнее трансформированных, решений. Таких прикладных решений у нас накопилось множество, но всем нам не хватает главного – единого технологического центра, НИИ, экспертов, которые могли бы выделить оптимальное технологическое решение, протестировать его, разобраться в сути. Это задача государственного уровня и финансирования, она объективно не может быть решена только силами машиностроителей.



Локализация – задача не политическая, а экономическая

О стратегии холдинга в сфере локализации газовых турбин средней мощности рассказывает вице-президент по оптимизации и развитию производства Алексей Горин.

– Алексей Александрович, каковы основные перспективы холдинга в развитии производства?

– Для нас основным направлением является газотурбинная тематика, а основным продуктом в этой линейке – газовая турбина 32 МВт, которая используется в составе газоперекачивающих агрегатов «Ладога». Этот агрегат активно используется в проектах ПАО «Газпром», стоит назвать только такие глобальные проекты, как «Сила Сибири», «Северный поток», «Амурский ГПЗ», которые комплектуются нашим оборудованием. На сегодня уже выпущено около 60 газоперекачивающих агрегатов и в планах до 2023 года – поставить еще столько же.

Путь освоения производства иностранных газовых турбин для нас начался в 2008 году с подписания лицензионного соглашения c GE о передаче технологий на ГТУ MS5002E (32 МВт), и сегодня, подводя итог десятилетия, можно сказать, что в деле локализации мы добились выдающихся результатов – в прошлом году мы приступили к четвертому, завершающему этапу локализации, это компоненты горячей части. Нужно отметить, что РЭП Холдинг является единственной в России компанией, которая имеет полный комплект технической документации на индустриальную газовую турбину, включая компоненты горячей части и алгоритмы САУ ГТУ.

– На какой стадии сейчас находится локализация этого продукта?

– Остался последний рубеж – локализовать производство компонентов горячей части – турбинных лопаток высокого и низкого давления и элементов камеры сгорания. Наши зарубежные партнеры решают задачу по их производству за счет кооперации со специализированными компаниями – это касается и литья лопаток, и специальных процессов последующей обработки. В России этот рынок существенно скромнее, бесспорным лидером в изготовлении турбинных лопаток можно назвать предприятия ОДК, возможности которых ограничены и прежде всего ориентированы на авиационные двигатели. Тем не менее нам уже удалось найти партнера в России и разместить заказы на равноосное литье на подведомственном «Газпрому» предприятии «Газэнергосервис». Уже во втором квартале 2019 года мы получим опытные образцы лопаток ТНД, впервые изготовленных в России. Что касается лопаток высокого давления, сейчас ведутся переговоры с российскими и азиатскими компаниями, уточняются коммерческие параметры. На ближайшие два-три года мы ставим перед собой задачу достичь полной независимости по обеспечению материалами и комплектующими от европейских и американских компаний. Задача посильная.

– Даже с точки зрения САУ?

– В прошлом году мы изготовили на российской элементной базе собственную систему управления газовой турбиной САУ ГТУ Mark VIe, завершен процесс сертификации ее в GE как полноценного аналога фирменной системы, который может эксплуатироваться в составе ГТУ. Эта система прошла в декабре прошлого года 72‑часовые натурные испытания на Малоперанской компрессорной станции, а 29 декабря был подписан акт о принятии системы в эксплуатацию – девять месяцев она работает без нареканий. Сейчас холдинг переходит к внедрению САУ в серийное производство.

– В чем, на ваш взгляд, заключаются причины успешной локализации?

– Есть три фактора, которые в совокупности могут обеспечить успех. Первый – наличие полного комплекта технической документации, что позволяет достичь в итоге 100 % локализации. Второе – участие заказчика в процессе локализации, в нашем случае это профильные департаменты ПАО «Газпром». Третье – наличие объекта для проведения длинноцикловых ресурсных испытаний. Им стала газпромовская КС Вавожская. «Газпром» как заказчик крайне заинтересован в локализации оборудования, если не на 100 %, то с точки зрения узлов, определяющих надежность и бесперебойность эксплуатации. Он активно участвует в трехсторонних переговорах с GE по инженерным и технологическим вопросам.

Результатом таких встреч, в частности, стали договоренности, касающиеся подписания соглашения о технической свободе, после чего холдинг сможет самостоятельно под свою ответственность принимать решения о применении тех или иных марок материалов или технологий. Это открывает новые границы для локализации и последующего снижения стоимости конечного продукта. То есть локализация не столько политическая, сколько экономическая задача. Как показывает опыт холдинга, благодаря локализации достигается существенное снижение себестоимости.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 18 (350) сентябрь 2018 года: