16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/343-344/8827589.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 11-12 (343-344) июнь 2018 года

Кому санкции, а кому бизнес

Тема номера Борислав ФРИДРИХ

По оценкам экспертов, санкции США против России, а также аналогичные санкции ЕС, введенные под давлением американцев, уже принесли европейским концернам убытки на миллиарды евро. Однако европейский бизнес, несмотря на громкие заявления политиков, продолжает работать в России.

Как заявляют сами европейцы, санкции несут крайне отрицательный эффект для компаний, которые здесь работают. Если мы говорим об американских санкциях, главная проблема в том, что американская власть играет на опасениях их расширения. Европейским компаниям крайне трудно работать, планировать контракты и прибыль в условиях непредсказуемости санкций США.



Все не так страшно?

Вместе с тем, европейцам не привыкать к тяжелым условиям работы в России. Часто можно слышать такое мнение о нашей стране: здесь всегда что‑то случается. То дефолт в 98‑м, то кризис в 2008‑м… Каждый раз многие компании заявляют: давайте мы либо уходим, либо реструктуризируемся. Однако опыт показывает, что те, кто работает в России в долгую, всегда выигрывает.

Например, для Schneider Electric Россия является четвертым по объему продаж рынком в мире. Здесь у компании 5 заводов и 10 тыс. сотрудников. За последние пять лет компания вложила в местные производства 1 млрд долл. По словам руководства компании, происходящее их не пугает, в планах и дальше инвестировать в Россию. Что касается санкций, то, как заявляют в компании, прямого влияния на деятельность Schneider Electric немного. Больше косвенное, когда из‑за санкций у российских заказчиков возникают проблемы с привлечением финансирования под крупные проекты, из‑за чего сокращаются заказы. Более того, в компании даже нет стрессового сценария по России. Как говорят в самой Schneider Electric, им такой план по России не нужен. Особенно учитывая, что в 2017 г. компания показала двузначный рост прибыли на российском рынке.

Схожего мнения и швейцарский электротехнический концерн АВВ. Несмотря на санкции, компания планирует развитие бизнеса в России. Так, в рамках Петербургского экономического форума ABB подписала договор с правительством Калининградской области о размещении в регионе центра в сфере инжиниринга. В течение года АВВ намерена укомплектовать штат центра 50 сотрудниками инженерных специальностей, а через два года увеличить количество персонала до 100 человек. «Новый инжиниринговый центр сделает нас более эффективными и гибкими в разработке и реализации масштабных проектов как на европейских рынках, так и в России. ABB – привлекательный работодатель, и наша цель – привлечь лучших специалистов и инвестировать в их развитие», – отмечает руководитель ABB в России Ирина Козлова.



Американские игры с санкциями

А вот американскую компанию GE (General Electric) давно подозревают в том, что с помощью санкций она вместе с другими американскими компаниями пытается выдавить европейских конкурентов с российского рынка.

Так это или нет, доподлинно сказать сложно. Но уж точно можно утверждать, что санкции не слишком мешают компании в развитии бизнеса в России. Например, как заявляют источники, знакомые с ситуацией, GE планирует локализовать производство электросетевого оборудования в Санкт-Петербурге. Причем американцам не придется начинать работу в России с нуля, поскольку в Рыбинске уже работает совместное предприятие «Русские газовые турбины», в котором половина акций принадлежит GE, 25 % – Объединенной двигателестроительной корпорации «Ростеха» и «Интер РАО». Электросетевое оборудование планируется создать на базе петербургского «Электроаппарата».
А в Тюмени будет создан Техцентр, в котором начнут собираться модульные электростанции мощностью до 1 МВт на базе газопоршневых двигателей GE Waukesha и Jenbacher, блоков подготовки газа, трансформаторных подстанций и закрытых распредустройств. Планируемые инвестиции в производство составят 3 млрд руб., что обеспечит ежегодное производство 80 электростанций.

Так что пока американские власти настаивают на антироссийских санкциях и принуждают к ним Евросоюз, американские компании успешно продвигаются на российском рынке.



От антироссийских санкций выигрывают китайцы

А кто реально выиграл от введения санкций? Как считают аналитики международного рейтингового агентства Fitch, это Китай. Из-за того, что для находящихся под санкциями российских компаний закрылся доступ к длинным дешевым западным кредитам и увеличились опасения инвесторов, китайцы могут входить в российские проекты и компании на выгодных для себя условиях. История с санкциями значительно укрепляет переговорную позицию Китая.

С аналитиками рейтингового агентства согласны и российские специалисты. По их словам, Китай для нас стал своеобразным монополистом, предлагая России некоторые технологии и инвестиции, которые нам негде больше взять. Вот этой монополии, которая касается многих промышленных отраслей, и касается его выгода.

Конечно, в первую очередь КНР интересен топливно-энергетический комплекс; например «Роснефть» провела переговоры с китайскими компаниями о совместной работе на шельфе, есть интерес к различным инфраструктурным проектам, китайскому бизнесу может быть интересен наш финансовый сектор как инструмент для вхождения в наиболее интересные российские проекты. Но и от других отраслей российской энергетики Китай не откажется. Так что главный победитель санкционных войн между Россией и Западом – Китай.



Мнение

Иван Гаев, руководитель отдела развития ООО «Энерго-Арсенал» – производителя энергоэффективных систем освещения ITL:

Если говорить о модернизации промышленного и уличного освещения с заменой на энергоэффективное оборудование, то Россия вполне способна самостоятельно справиться с этой задачей применительно к производству светотехнической продукции в сборе; но сами источники света – светодиодные чипы и индукционные лампы мы вынуждены импортировать, так как в нашей стране таких производств нет.

Сейчас на российском рынке огромное количество производителей светотехнических изделий, и ситуация уже такая, что маржа со светильника упала в условиях конкуренции с недорогими светодиодами. На фоне подобного положения производителям светильников приходится увеличивать объемы, для того чтобы выжить. Кто выживает, очень плотно остается на рынке, да еще и в режиме регулярного наращивания объема продаж. В таком режиме одной из основных задач является поддержание качества продукции, чтобы не погореть на гарантии. Но этот тезис применим, только если мы говорим о производителях светильников. Сами светодиодные чипы и индукционные лампы производятся только в Китае. В сухом остатке мы получаем большое количество сильных компаний, которые имеют большой объем продаж, хорошее качество продукта и конкурентную цену и вместе создают самостоятельный ресурс для освоения потребностей России в модернизации освещения.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 11-12 (343-344) июнь 2018 года: