«Ценовой критерий» угрожает энергоэффективности - Энергетика и промышленность России - № 09 (341) май 2018 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/341/6640546.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 09 (341) май 2018 года

«Ценовой критерий» угрожает энергоэффективности

Читинская ТЭЦ-1

Российская тепловая энергетика, ожидающая принятия обновлённого механизма гарантирования инвестиций, нуждается в утверждении критериев отбора, позволяющих внедрять наиболее эффективное, экологичное, строящееся с опорой на уже имеющуюся инфраструктуру оборудование.

Так считают энергетики ПАО «ТГК-14», обеспечивающего тепловой энергией потребителей Забайкальского края и Республики Бурятия и нуждающегося в обновлении генерирующих мощностей, построенных самое меньшее полвека назад. По мнению руководства энергокомпании, обсуждаемый механизм финансирования будущей модернизации содержит серьёзные риски, связанные с возможностью предпочтения «ценового» критерия отбора. В таком случае долгожданная модернизация энергетики станет всего лишь заменой устаревшего оборудования на новое с аналогичными параметрами и не обеспечит желаемого повышения энергоэффективности.

Как подчёркивает генеральный директор ПАО «ТГК-14» Алексей Анатольевич Лизунов, энергетики выступают за внедрение комплексного подхода, учитывающего все значимые для будущего отрасли факторы – от повышения доли когенерации в общем объёме выработки тепловой энергии до снижения уровня вредных выбросов в окружающую среду.



Ветераны большой энергетики поднимают издержки

«На наш взгляд, возможность модернизации тепловой энергетики с помощью механизма гарантированных инвестиций («программа «ДПМ-модернизация») – единственный реальный путь решения множества насущных проблем российской энергетики в целом по стране и нашей компании в частности, позволяющий «не перегрузить» потребителей дополнительными затратами, – подчёркивает Алексей Лизунов. – Начнём с того, что «большая генерация», от которой зависит надёжность теплоснабжения Улан-Удэ и Читы, была построена более полувека назад и давно устарела морально и физически (так, Читинская ТЭЦ-1, самая мощная электростанция нашей компании, введена в эксплуатацию в 1965 году, старейшая в Республике Бурятия Улан-Удэнская ТЭЦ-1 – в 1936 году, Читинская ТЭЦ-2, обеспечивающая централизованным теплоснабжением около 20% краевого центра – в 1936 году). Степень износа основного оборудования станций в сочетании с большим количеством низкоэффективных котельных создаёт повышенный риск возникновения аварий (в том числе чрезвычайного масштаба), приводит к формированию высокого тарифа на энергию в регионах присутствия компании».



Мнение экспертов

Уже несколько лет аналитический центр «Эксперт» реализует проект, посвященный модернизации отрасли теплоснабжения. В 2017 г. в зону внимания аналитиков попали Забайкальский край и Республика Бурятия. Анализируя самую больную для потребителей тему – уровень тарифов на тепло и возможности субсидирования этого вида деятельности за счет электричества, эксперты пришли к следующему выводу: при доле электрических мощностей в общей генерации на уровне 15–20% возможно частично покрыть убытки сектора теплоснабжения. Но забайкальская и бурятская энергетика распределена между ТГК-14 и «Интер РАО». К последнему холдингу отошли две крупнейшие ГРЭС региона. И обе – с более низкими расходами топлива.

ТГК-14 имеет статус единой теплоснабжающей организации в Улан-Удэ и Чите. Доля электрической генерации в первом регионе составляет менее 9%, в Забайкалье — примерно 25%. В довесок к генкомпании в двух регионах отошли 57 убыточных котельных и четыре небольших высокозатратных ТЭЦ.

Жители Улан-Удэ любят говорить, что за счет более высокого тарифа для них ТГК-14 «закрывает» убытки в Чите. Но это миф. Электрогенерация в столице Забайкальского края в три раза мощнее, да и убыточных котельных там меньше. Средневзвешенная величина тарифа на тепловую энергию в Чите, к слову, составляет 1573 руб. (1185 руб. для граждан, 2398 — для прочих с НДС). И именно с этим показателем нужно сопоставлять единые для всех потребителей улан-удэнские 1923 руб. за гигакалорию. Справедливости ради нужно отметить, что существующие тарифы и в Забайкальском крае, и в Республике Бурятия убыточны. В первом случае убыток обусловлен неисполнением своих обязательств по субсидированию краевым бюджетом, во втором – сдерживанием роста тарифов региональной властью.



Увеличение доли комбинированной выработки в Улан-Удэ и Чите путем реализации проектов по замещению старых генерирующих мощностей более эффективными и современными позволит увеличить долю энергии, производимой в режиме комбинированной выработки, а также обеспечит возможность для дополнительного закрытия низкоэффективных котельных, что должно привести к сдерживанию роста тарифа на тепло.



Энергетический импульс

Недостаточный резерв тепловой мощности, ограничивающий возможность для подключения новых объектов капитального строительства, сдерживает инфраструктурное развитие Читы и Улан-Удэ. Именно высокий процент устаревших мощностей ведет к тому, что ПАО «ТГК-14» демонстрирует один из самых высоких показателей удельного расхода топлива среди генерирующих компаний России. И это не говоря уже об экологических проблемах, связанных с эксплуатацией как построенных десятилетия назад угольных ТЭЦ, так и множества загрязняющих воздух котельных! При этом в сегодняшних экономических условиях вывод из эксплуатации устаревшего турбинного оборудования повлечёт за собой значительное увеличение нагрузки на потребителей тепловой энергии, основную часть которых составляет население и малый бизнес.

Решением перечисленных выше проблем может стать замещение исчерпавших свой ресурс устаревших турбин более эффективными и современными в рамках программы «ДПМ-модернизация». Реализация данных проектов позволит повысить готовность объектов генерации к несению нагрузки, увеличить надёжность тепло- и электроснабжения, создать предпосылки для закрытия ряда котельных. Она позволит увеличить установленную тепловую мощность электростанций, что создаст возможность для подключения новых объектов капитального строительства к системе централизованного теплоснабжения, даст импульс улучшению экологической ситуации в городах присутствия за счёт использования современных технологий сжигания топлива, а также за счёт закрытия малоэффективных источников генерации.



ТЭЦ заждались модернизации

Идеальные кандидаты на модернизацию, считает руководство ПАО «ТГК-14», – это Читинская ТЭЦ-1, обеспечивающая теплом 80% потребностей Читы, а также недостроенная Улан-Удэнская ТЭЦ-2, финансирование которой было заморожено в начале девяностых (в настоящее время она работает в режиме пиковой котельной). Завершение строительства Улан-Удэнской ТЭЦ-2 позволит «разгрузить» расположенную в центре города ТЭЦ-1, которая фактически выработала свой ресурс, и решить актуальные энергетические проблемы Улан-Удэ, который является единственным несбалансированным по электроэнергии городом с населением более 100 тыс. человек во всей Сибири и на Дальнем Востоке.
При этом для Читы ТГК-14 проработала несколько альтернативных вариантов – неглубокую модернизацию Читинской ТЭЦ-1, глубокую модернизацию данного объекта и завершение строительства третьей очереди ТЭЦ-1. Несмотря на высокие капитальные затраты, наиболее предпочтительным является третий вариант, так как только реализация этого проекта позволит решить весь комплекс сложившихся к настоящему времени энергетических проблем.



Комплексный подход снижает риски

Суммарный ввод нового генерирующего оборудования для каждого региона составит около 230 МВт. В настоящее время в ПАО «ТГК-14» проводится работа по уточнению капитальных затрат на проведение модернизации, определению сроков возможной реконструкции и подготовке необходимых документов. Но соответствуют ли эти объекты критериям отбора подлежащих модернизации генерирующих мощностей, которые могут быть включены в программу «ДПМ-модернизация»? По словам Алексея Лизунова, здесь заложены существенные риски.

«Часть планируемых нами решений соответствует обозначенным Минэнерго России критериям для входа в конкурс, часть – не полностью, – поясняет генеральный директор ПАО «ТГК-14». – Сегодня разработчиками программы «ДПМ-модернизация» рассматриваются два варианта отбора проектов – по приведённым капитальным затратам и по одноставочной цене на электроэнергию. При этом мы опасаемся, что в случае, если отбор будет основан на ценовом критерии, предлагаемые нашей компанией проекты окажутся неконкурентоспособными, что снижает вероятность отбора на конкурсе. Дело в том, что работающее в настоящее время генерирующее оборудование ПАО «ТГК-14» характеризуется параметрами 90 атмосфер и ниже. Для повышения эффективности выработки тепловой энергии требуется увеличение этих параметров как минимум до 130 атмосфер, что требует значительных капитальных вложений. Следовательно, проведение модернизации оборудования при установлении «ценового критерия» как основного при отборе проектов в программу «ДПМ-модернизация» не даст необходимого роста эффективности, а будет выражаться в простом замещении оборудования. В связи с этим ПАО «ТГК-14» считает, что в рамках определения критериев отбора проектов должен быть разработан комплексный подход, где каждый критерий в структуре конкурсного отбора будет значимым и не может быть отодвинут на второй план».

Предлагаемые ПАО «ТГК-14» критерии для отбора проектов в программу «ДПМ-модернизация» выглядят следующим образом:

• увеличение доли электроэнергии, производимой в режиме комбинированной выработки при вводе оборудования;

• достижение энергетической сбалансированности в городе нахождения ТЭЦ;

• снижение уровня вредных выбросов в окружающую среду;

• повышение эффективности работы оборудования;

• обеспечение резерва электрической и тепловой мощности для присоединения новых потребителей;

• наличие первичной инфраструктуры для реализации проекта;

• наличие проектной подготовки.



Теплоэнергетики наготове

Подготовка к грядущей модернизации начинается уже сейчас. В марте 2018 г. ПАО «ТГК-14» приняло участие в имитационном отборе проектов модернизации генерирующих объектов тепловых мощностей, которые проводились в целях практической отработки процедур допуска, уточнения перечня работ, относимых к проектам по модернизации, перечня подтверждающих документов, формы заявки, а также критериев допуска и отбора. По результатам имитационного отбора специалисты Системного оператора совместно с Советом рынка и Администратором торговой системы оптового рынка электроэнергии готовят сценарные расчеты для различных вариантов критериев отбора проектов по модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций.

Менеджмент ТГК-14 активно участвует в обсуждении программы модернизации российской тепловой энергетики, включая тематические совещания, которые проводят Минэнерго РФ и генерирующие компании РФ. Вопрос завершения строительства Улан-Удэнской ТЭЦ-2 был представлен на февральском заседании комитета Совета Федерации по экономической политике и получил поддержку правительства Республики Бурятия. «В ближайшие время мы ожидаем визита делегации Минэнерго, которой предстоит оценить проблемы энергетики Республики Бурятия, и рассчитываем на то, что наши аргументы будут услышаны», – подчёркивает руководство энергокомпании.



Российские машиностроители принимают вызов

Одна из важнейших задач государственного значения, на решение которых направлена программа «ДПМ-модернизация» – создать дополнительный импульс для развития российского энергомашиностроения, обеспечить повышение степени локализации выпускаемого оборудования. «Конкретные предложения в этой области находятся на этапе проработки с учетом мнения отечественного машиностроения и Минпромторга, – подтверждает источник в Департаменте электроэнергетики Минэнерго России, поясняя, что улучшение технико-экономических показателей оборудования станет одним из базовых условий отбора проекта модернизации».

Готовы ли российские заводы к решению задач, которые может поставить перед ними модернизация тепловой энергетики Забайкалья? Судя по итогам предварительного обсуждения готовящихся к модернизации объектов с российскими энергомашиностроительными заводами, выпускающими практически полный спектр необходимого для модернизации угольной генерации оборудования, ничего невыполнимого в этой задаче нет.

Так, в апреле текущего года в Чите прошло совещание с участием представителей АО «Уральский турбинный завод» (холдинг «РОТЕК») и технических руководителей ПАО «ТГК-14». Речь шла о решениях, обеспечивающих одновременное увеличение отпуска тепловой и электрической энергии, надежности и ресурса. «Предложения, представленные нашей энергокомпанией представителям УТЗ, разработаны с учетом перспектив включения проектов по завершению строительства Улан-Удэнской ТЭЦ-2 и модернизации Читинской ТЭЦ-1 в программу «ДМП-модернизация», – сообщает ТГК-14. – Кроме того, нами запрошены технико-коммерческие предложения по возможным вариантам модернизации оборудования в ПАО «Силовые машины», крупнейшей из российских компаний, специализирующихся в области проектирования, изготовления и комплектной поставки оборудования для атомной, тепловой и гидроэнергетики».



Мнение эксперта

Алексей Назимов, первый заместитель министра по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия:

Тепловая генерация является основой электроэнергетики России. В настоящее время более 60% электроэнергии страны производится на тепловых электростанциях. Однако российский парк генерирующих мощностей является одним из самых старых в мире, и происходит дальнейшее старение оборудования – свыше 35 ГВт оборудования на текущий момент работает с превышением паркового ресурса более чем на 125%, а более 30% мощностей тепловой генерации России уже старше 45 лет, морально и физически устарели, отличаются низкой экономичностью и ухудшающейся надежностью. Без их обновления к 2035 году такого состояния достигнет уже около 75% мощностей.

В настоящее время столица Республики Бурятия – город Улан-Удэ с населением свыше 432 тысячи человек является единственным несбалансированным по электрической мощности среди городов Сибири и Дальнего Востока с численностью более 100 тысяч человек. По данным Росстата за 2016 год, Улан-Удэ входит в десятку городов с самым загрязнённым воздухом в стране.

Теплоснабжение города Улан-Удэ осуществляется ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, а также рядом мелких котельных. Резерв тепловой мощности Улан-Удэнской ТЭЦ-1 – основного источника теплоснабжения города Улан-Удэ – фактически исчерпан. Износ основного оборудования составляет более 70 %, как результат – низкая надежность энергоснабжения. Улан-Удэнскую ТЭЦ-2 начали строить в 1983 году, но строительство не было завершено, в настоящее время станция функционирует в режиме котельной.

На сегодняшний день существует несколько факторов риска надежности теплоснабжения города Улан-Удэ.

Максимальная располагаемая мощность Улан-Удэнской ТЭЦ-1 – 145,17 МВт. Суточный максимум потребления электроэнергии в Улан-Удэ – 307 МВт. Дефицит электрической мощности составляет около 170 МВт. Энергосистема Республики Бурятия не способна покрывать неравномерность суточного графика потребления без перетоков в соседние регионы.

У генерирующего оборудования Улан-Удэнской ТЭЦ-1 высокий износ. Продолжительность отопительного периода – 230 дней. Аварийный останов станции по любой причине приведет к прекращению теплоснабжения потребителей, что является чрезвычайной ситуацией федерального масштаба в системе теплоснабжения города. (В феврале 2008 года из-за морально и физически устаревшего оборудования произошло возгорание турбины Улан-Удэнской ТЭЦ-1, в результате чего без тепла остались 168 тысяч человек.)

Сегодня развитию города препятствует отсутствие возможности технологического присоединения к системе теплоснабжения вновь создаваемых объектов инфраструктуры. В то же время к присоединению предполагаются объекты с суммарной нагрузкой, равной 42 Гкал-час. Отсутствие возможности технологического присоединения создает препятствия для инфраструктурного развития Улан-Удэ.
Завершение строительства Улан-Удэнской ТЭЦ-2 позволит: обеспечить энергобезопасность города Улан-Удэ; улучшить экологическую ситуацию за счёт закрытия котельных, снижения нагрузки ТЭЦ-1, снижения выбросов; обеспечить возможность подключения новых потребителей в рамках развития города Улан-Удэ.

По итогам совещания по вопросам развития электроэнергетики от 14 ноября 2017 года президент Российской Федерации Владимир Путин дал поручение (№Пр-2530) правительству Российской Федерации о необходимости разработки совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации механизмов привлечения инвестиций в модернизацию тепловой генерации.

Правительство Республики Бурятия поддержало программу модернизации тепловых мощностей России на условиях, аналогичных условиям программы ДПМ.

Улан-Удэнская ТЭЦ-2

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 09 (341) май 2018 года: