16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/340/4347317.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 08 (340) апрель 2018 года

Не растерять творческий потенциал

Энергетика: образование Владимир ДУБИНИН, Иван ТРОХИН, Михаил АЛЕКСЕЕВИЧ, Сергей ШКАРУПА
Фото: Артем Коротаев / ТАСС

Многолетний опыт Комиссии по техническому творчеству молодежи (КТТМ) Московского авиационного института (МАИ) и обобщение данных по отбору абитуриентов в данный вуз через Всероссийскую заочную научно-техническую олимпиаду (ВЗНТО) приводят к интересным выводам.

Оказывается, молодежь, успешно занимающуюся техническим творчеством, целесообразно зачислять в инженерные вузы, в частности энергетического профиля, без контроля знаний по общеобразовательным предметам. Это дает положительные результаты в учебе и в дальнейшей работе по специальности.



Колесо истории

Как общественное объединение, КТТМ была создана еще в 1979 г. Эта комиссия поставила своей задачей привлечение в МАИ, в частности на двигательный факультет, технически одаренной молодежи. Была разработана система отбора в инженерный вуз через ВЗНТО с учетом успехов в техническом творчестве. Так, с 1994 по 1998 г. победителей ВЗНТО зачисляли в МАИ без вступительных экзаменов, и результаты их учебы оказались лучше, чем у студентов, которые поступили на общих основаниях (В. С. Дубинин, К. М. Лаврухин, Д. П. Титов. Подготовка инженерных кадров малой энергетики на довузовском этапе// Промышленная энергетика. – 2005. – № 12. – С. 41‑44; В. С. Дубинин, К. М. Лаврухин, М. Ю. Алексеевич. Довузовская подготовка кадров малой энергетики// Энергобезопасность и энергосбережение. – 2009. – № 2. – С. 41‑45).



Большие перемены

В связи с реформами в отечественном образовании данная практика была прекращена, поскольку ВЗНТО – это не олимпиада по общеобразовательным предметам, и комплексам общеобразовательных дисциплин. Вопросы ВЗНТО имеют исключительно профильную техническую направленность и для ответов на них необходимо изучать не школьные учебники, а научно-техническую литературу по будущей специальности.

В 1991 г. силами членов КТТМ была создана Заочная система профессионального воспитания (ЗСПВ), в которую неотъемлемо вошла ВЗНТО. Побудили к этому реалии значительного ослабления системы отечественного дополнительного образования в области техники. Идея ЗСПВ – информирование об истории, передовом опыте и современном состоянии, в частности, энергетической техники путем рассылки качественной информации технически одаренной молодежи еще за несколько лет до их поступления в инженерный вуз.



Отличные результаты

Уровень воспитанников ЗСПВ виден на многих примерах. Так, несколько лет назад на факультет «Двигатели летательных аппаратов» МАИ поступило пять воспитанников ЗСПВ. Трое из них получили диплом с отличием. Один стал аспирантом и защитил кандидатскую диссертацию, второй – инженером (работает в сфере энергетики и военно-промышленного комплекса), третий – частным предпринимателем в области высоких технологий.

КТТМ плодотворно сотрудничает с рядом сохранившихся в нашей стране кружков детского технического творчества (например, со знаменитой своими славными выпускниками Школой авиационно-космического моделирования мастера спорта СССР Виктора Семеновича Рожкова в подмосковном городе Электросталь). В настоящее время эта комиссия является объединенной, поскольку ее члены работают в различных организациях. На протяжении почти 40 лет успешной работы КТТМ еще в школьном возрасте, на уровне 6‑9‑х классов, выявляет детей, которые при дальнейшем поступлении в технические вузы показывают высокие учебные результаты, активно занимаясь научно-исследовательской и инженерной работой (например, имеют публикации в авторитетных научных журналах, разработки инновационной техники для малой энергетики). После окончания вузов они стремятся работать в профильных отраслях отечественной промышленности.



Стоит пересмотреть

В настоящее время отбор в инженерные вузы производится по физике, математике, информатике и русскому языку. Вопросы проводимых сегодня олимпиад по общеобразовательным предметам, положительные результаты участия в которых могут добавлять абитуриентам баллы к ЕГЭ, практически не связаны с энергетической техникой. А ведь для успешного обучения в техническом вузе и последующей инженерной работы по профилю необходим действительный интерес к избранной области. Поэтому, если сопоставить ВЗНТО и конкурсный прием в технические вузы по результатам вступительных экзаменов общеобразовательного характера, то вышеизложенные доводы опровергают состоятельность сложившегося подхода к отбору в технические вузы.

Наши оппоненты не вполне правы, когда утверждают, что нельзя зачислять в технический вуз по результатам ВЗНТО, поскольку абитуриенту может подсказать ответы на вопросы этой олимпиады взрослый человек – специалист в соответствующей технической области. Здесь необходимо заметить вот что. Во-первых, с победителями ВЗНТО проводится очное собеседование в вузе по тем вопросам, на которые они ответили заочно. Во-вторых, проводится очное собеседование с целью выявления достоверности предъявленных технически одаренными абитуриентами наградных документов, подтверждающих их успехи в техническом творчестве. Но самое главное, уровень вопросов ВЗНТО таков, что порой на них не готовы ответить даже выпускники вузов.

Конечно, если быть объективными, то нельзя зачислять в технические вузы только по результатам ВЗНТО, поскольку ее мало кто напишет. Разумеется, что остальных пока надо зачислять по действующему порядку приема в вузы.



Педагогическое чудо

В конце рассмотренного выше эксперимента по зачислению в технический вуз без сдачи вступительных экзаменов было введено собеседование по общеобразовательным предметам. Однако оно показало некомпетентность основной части победителей ВЗНТО по данным предметам! На ученом совете МАИ даже обсуждался вопрос об отмене их зачисления по результатам ВЗНТО, но было решено допустить их к обучению в МАИ. По результатам первой же зачетно-экзаменационной сессии они показали результаты, которые оказались лучше, чем у выпускников довузовской физико-математической школы МАИ. Причиной такого педагогического чуда явилось вот какое обстоятельство. Эти студенты, понимая свои «глубокие» знания по физике, которую в сельской школе им преподавал агроном, и математике, преподаваемой там же фельдшером, по собственной инициативе поступили на работу на одну четверть ставки в научно-техническую библиотеку МАИ. Там они стали зачитываться литературой, которой им крайне не хватало в сельских школах.



«Родительский дом»

Таланты надо воспитывать с детских лет. В России это относительно эффективно делается в искусстве и спорте. Но и настоящих инженеров-энергетиков нужно воспитывать с детства через техническое творчество: кружки юных энергетиков и изобретателей.

Однако только при правильном развитии (в стиле классических кружков технического творчества советской эпохи) сегодняшних так называемых кванториумов, коворкинг-центров, центров молодежного инновационного творчества, начального и среднего специального образования повысится уровень научно-технической подготовки молодежи.



От редакции. 

Мы хотим предложить читателям обсудить предложения по совершенствованию отбора в технические вузы, сделанные авторами. Присылайте ваши мнения и предложения на адрес info@eprussia.ru

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 08 (340) апрель 2018 года:

  • Энергосбережение для всех
    Энергосбережение для всех

    Мы живем в мире, где практически не осталось информационных «белых пятен». Доступность мобильной связи и интернета, возможность быстрой обработки огромных массивов данных обеспечивают нам доступ к информации в любом месте, как дома, так и на отдыхе....

  • «Росатом» заинтересовался строительством АЭС в Аргентине
    «Росатом» заинтересовался строительством АЭС в Аргентине

    В ходе визита президента Аргентины Маурисио Макри в Москву стало известно о том, что «Росатом» заинтересован в проекте по сооружению в Аргентине АЭС российского дизайна. ...

  • Не растерять творческий потенциал
    Не растерять творческий потенциал

    Многолетний опыт Комиссии по техническому творчеству молодежи (КТТМ) Московского авиационного института (МАИ) и обобщение данных по отбору абитуриентов в данный вуз через Всероссийскую заочную научно-техническую олимпиаду (ВЗНТО) приводят к интересным выводам. ...

  • Новые КРУ-СВЭЛ: доступнее, проще, удобней
    Новые КРУ-СВЭЛ: доступнее, проще, удобней

    Обслуживание комплектных распределительных устройств (КРУ) 10 кВ требует четкого соблюдения правил безопасности. Работы при соответствии всем регламентам занимают у персонала до нескольких часов. Можно ли сократить это время, не потеряв в качестве? ...

  • Дуговые защиты ПРОЭЛ: цифровые устройства на базе волоконной оптики
    Дуговые защиты ПРОЭЛ:  цифровые устройства  на базе волоконной оптики

    Разработка и производство современных дуговых защит – это главная задача, которая стоит перед компанией ПРОЭЛ, перешагнувшей 25‑летний юбилей....