16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/338/2045017.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (338) март 2018 года

Качество экспертизы повысят спросом

Тема номера Ольга МАРИНИЧЕВА
Петр Каныгин, председатель Общероссийского профессионального союза экспертов в области промышленной безопасности (Профсоюз ПБ)

Российские надзорные органы бьют тревогу: отечественный экспертный рынок заполонили компании, выдающие сделанные «на коленке» заключения о соответствии требованиям промышленной безопасности.

По данным Ростехнадзора, сообщающего о готовности «прижать» сомнительные организации, лишь пятая часть экспертных компаний соблюдает лицензионные требования.

Схожие данные приводит и Общероссийский профсоюз экспертов в области промышленной безопасности (Профсоюз ПБ), сообщающий о том, что уровень фальсификации экспертиз и подложных подписей экспертов «превысил все допустимые пределы». Какие обстоятельства провоцируют появление недобросовестных игроков на рынке и помогают им оставаться безнаказанными, какие намеченные на ближайшее будущее меры позволят приструнить недобросовестные экспертные организации? Об этом рассказывает председатель Общероссийского профессионального союза экспертов в области промышленной безопасности (Профсоюз ПБ) Пётр Каныгин.

– Уважаемый Петр Сергеевич, какие данные позволили вам прийти к заключению о растущем непрофессионализме экспертных организаций, работающих в области промбезопасности? И как объяснить эту тенденцию, которая наблюдается в последние годы?

По данным нашего Профсоюза, из более чем 4000 организаций, получивших лицензию на ведение экспертной деятельности, реально работают не более 800.Такую цифру легко вывести из реестра зарегистрированных заключений экспертиз. Кроме того, абсолютно ясно, что с большой долей вероятности 72% экспертных организаций не соответствует лицензионным требованиям. Для того чтобы понять это, достаточно иметь образование начальной школы: сейчас на 4092 экспертных организаций аттестовано государством 3415 экспертов. При этом в соответствии с лицензионными требованиями в каждой организации должно быть не менее трёх экспертов в штате.

Проблема с качеством экспертиз, с добросовестностью экспертных организаций развивалась постепенно. На мой взгляд, тут сошлись сразу три фактора. Первый – доступность входа на рынок экспертных услуг: лицензионные требования не запредельные и довольно либеральные. Сегодня это наличие в штате соискателя лицензии трёх экспертов в области промышленной безопасности, а также наличие принадлежащих соискателю, в том числе по договору аренды, зданий или нежилых помещений, используемых при осуществлении деятельности.

Второй фактор – отсутствие контроля за качеством экспертиз со стороны государства. Сейчас Ростехнадзор, регулирующий эту сферу, не проверяет адекватность экспертных заключений, он просто их регистрирует, ведёт учёт.

И третий фактор – это цена как основной критерий отбора при проведении конкурсных процедур заказчиками экспертиз. За последние 5-6 лет стоимость экспертных услуг рухнула в 2,5–3 раза, и это при учете инфляции и экономического кризиса, постигшего нас в эти годы. К примеру, если в среднем стоимость экспертизы резервуара в 2011 году составляла 280 тысяч рублей, то сегодня это уже 75 тысяч. Естественно, что сейчас идет экономия на зарплатах, на командировках к месту экспертизы, на техническом оснащении. Все это делается в ущерб качеству. Многие экспертизы делаются, не выходя из кабинета – копии предыдущих заключений просто-напросто подписываются новой датой.

Риски, вызванные некачественной экспертизой промышленной безопасности, безусловно, велики. К примеру, одна из задач проведения ЭПБ – продление работы технических устройств, срок эксплуатации которых вышел. Легко представить, к примеру, чем грозит, когда какой-нибудь трубопровод на химическом предприятии, находящийся в неудовлетворительном состоянии, с легкой руки недобросовестной экспертной организации будет продолжать свою работу.

– Какие меры, на ваш взгляд, включая уже предложенные контролирующими ведомствами решения, способны обуздать ситуацию? Реальна ли эта задача в условиях высокого спроса на «липовые» экспертизы? Можно ли переломить это положение дел, превратить потенциальных заказчиков псевдоэкспертиз в своих союзников?

– Переломить ситуацию возможно. Уверен, что уже до конца этого года в сфере экспертизы промышленной безопасности произойдут позитивные изменения. И тут нельзя не сказать о последовательности Ростехнадзора.

В 2015 году он ввел государственную аттестацию экспертов в области промышленной безопасности. Результаты оказались позитивными. До этого удостоверения выдавались, а фактически – продавались, частными учебными организациями.

Но эксперты не выступают в качестве отдельных субъектов. Они трудятся в экспертных организациях. Наш профсоюз и Ростехнадзор в прошлом году сформировали совместную рабочую группу по мониторингу правоприменительной практики в сфере экспертизы промышленной безопасности. Мы оперативно реагируем на любые злоупотребления и рассматриваем выявленные проблемы вместе с чиновниками.

Сейчас ведомство получило поручение курирующего вице-премьера Александра Хлопонина провести массовую проверку экспертных организаций на предмет соблюдения ими лицензионных требований. Инициатором проведения этих проверок выступил именно наш Профсоюз. Проблема с 72% экспертных организаций, нарушающих лицензионные требования, должна быть вскоре решена. С нашей стороны, мы настоятельно будем добиваться от Ростехнадзора включения в состав проверочных комиссий представителей нашей организации – чтобы избежать нарушений прав экспертов.

Проблема с запросом на качественную экспертизу тоже решаема. Профсоюзу удалось начать координацию работы по отдельным вопросам профильных комитетов по промышленной безопасности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и Торгово-промышленной палаты России (ТПП). Идет реальный диалог между экспертными организациями и заказчиками экспертиз промышленной безопасности – промышленными предприятиями. И промышленники говорят о потребности в качественной экспертизе. ТПП России, РСПП при поддержке Ростехнадзора ведёт работу над рейтингом экспертных организаций, который станет ориентиром на рынке экспертных услуг.

Есть и другие, менее глобальные, точечные изменения, которые инициирует и реализует наш профсоюз совместно с Ростехнадзором. Это работа, которая находится на глубокой стадии проработки – введение электронной цифровой подписи для эксперта и создание его личного кабинета, которое предотвратит подложное использование сведений подписантов заключений экспертиз промышленной безопасности.



МНЕНИЕ

Анатолий Кузнецов, д. т. н., профессор, генеральный директор АО «ИркутскНИИхиммаш»:

До выхода федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116‑ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (закон № 116‑ФЗ) диагностику и оценку технического состояния технических устройств (ТУ) выполняли научно-исследовательские и конструкторские институты различных министерств и ведомств, так называемые прикладные институты, специалисты которых были как авторами разработанных и эксплуатируемых на предприятиях страны ТУ, так и разработчиками нормативных документов по проектированию, изготовлению, эксплуатации и диагностике, а также требований промышленной безопасности.

После выхода в свет закона № 116‑ФЗ и лицензирования деятельности по экспертизам промышленной безопасности многие сотрудники тех же прикладных институтов, бывшие работники надзорных органов и другие различные деловые люди, многие из которых никогда не имели дела с техникой, решили, что тоже могут самостоятельно заниматься ЭПБ, не имея никакой подготовки, научно-технической и материальной базы. Для получения лицензии предъявлялись самые минимальные требования, их выполнение не вызывало никаких затруднений, как и возможность стать экспертом, не имея для этого достаточных знаний. Это привело к тому, что в так называемых рыночных условиях и «свободной конкуренции» предложение выполнить ЭПБ существенно превысило необходимые объемы по ЭПБ ТУ, зданий и сооружений, соответственно, к обвалу цен и разрушению рынка.

На падение цен «удачно» дополнительно наложилось введение тендерных закупок в соответствии с постановлением правительства России от 28 ноября 2013 г. № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», когда минимальная значимость стоимостных критериев оценки работ должна быть не менее 80 %, а нестоимостный потенциал – не более 20 %. Иными словами, качество ЭПБ как категории, характеризующей научно-технический уровень экспертной организации, не рассматривается, главное – минимальная цена. Это разрушает справедливую конкуренцию, снижает качество работы и дискредитирует ЭПБ.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 06 (338) март 2018 года: