16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/330/2305124.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 22 (330) ноябрь 2017 года

Повышение энергоэффективности: опыт Германии

Мировая энергетика К. т. н. Александр МОГИЛЕНКО 4210

Всерьез задуматься о повышении энергетической эффективности экономики власти Германии заставил первый нефтяной кризис 1973 г. В 1976‑м был утвержден Закон об энергосбережении (Energieeinsparungsgesetz, EnEG).

Годом позже было принято предписание по тепловой изоляции, определившее минимальные стандарты энергетической эффективности вновь построенных зданий.



Начали со зданий

В 80‑е и 90‑е годы прошлого века предписание по тепловой изоляции неоднократно корректировалось. Было принято также предписание по отопительным устройствам. В 2002 г. новый документ по энерго­сбережению (Energieeinsparverordnung, EnEV) консолидировал упомянутые предписания. В этом документе впервые была описана целостная картина по тепловой эффективности ограждающих конструкций зданий и отопительных устройств, т. е. здание рассматривалось как энергетическая система.
Документ EnEV впоследствии подвергался актуализациям. Например, в 2007 г. была введена энергетическая паспортизация имеющихся зданий. Зданиям присваивался класс энергетической эффективности по шкале от А (наилучший) до Н (наихудший). С 1 мая 2014‑го дополнительно введен более высокий класс энергоэффективности А+.

С начала 2016 года вступила в силу новая редакция документа EnEV, устрожившая стандарты энергоэффективности для новых зданий в соответствии с директивой Евросоюза (ЕС) от 2010 года.
В декабре 2014 г. правительство Германии приняло Национальный план мероприятий в области энергоэффективности (Nationalen Aktionsplan Energieeffizienz, NAPE). Данный план объединяет комплекс мер по энерго­сбережению и повышению энергетической эффективности, затрагивающий все отрасли экономики.



Подходы детализируются

План NAPE включает не только традиционные мероприятия и подходы по энергосбережению, но и новые. Например, создание сетевых объединений по повышению энергетической эффективности, когда предприятия и организации объединяются в сеть (по отраслевому, территориальному либо смешанному принципу) с целью снижения затрат на энергоресурсы и повышения энергоэффективности. В Германии насчитывается около 25 тыс. производственных площадок и предприятий с энергозатратами от 500 тыс. до 50 млн евро в год. В декабре 2014 г. правительство приняло соответствующую инициативу (Initiative Energieeffizienz-Netzwerke). Планируется создать не менее 500 сетевых объединений к 2020 г.

В соответствии с директивой Евросоюза по энергоэффективности в Германии принят закон по регулярному проведению обязательного энергетического аудита крупных предприятий. Первичный аудит должен был быть проведен до 5 декабря 2015 г., а далее каждые четыре года.

Одной из важных целей правительства является обеспечение к 2050 г. так называемой климатической нейтральности всех зданий (сегодня в Германии насчитывается более 41 млн только жилых домов). Если в 70‑е гг. прошлого века средний жилой дом потреблял от 200 до 300 кВт-ч энергии на отопление 1 кв. м в год, то сегодняшний новый «пассивный» дом (Passivhaus) расходует всего 15 кВт-ч на 1 кв. м, а «нулевой» дом (Null-Energiehaus) – 0 кВт-ч на 1 кв. м в год. Такие здания оснащаются фотоэлектрическими панелями, аккумуляторными батареями, тепловыми насосами, интеллектуальными устройствами управления (Smart Buildings) и интеллектуальным учетом потребляемых ресурсов (Smart Metering).



«Умный» учет

Законодательная стратегия по внедрению интеллектуального учета электрической энергии опубликована в Германии в ноябре 2015 г. Она соответствует директиве Евросоюза по интеллектуальному учету, предусматривающей ввод к 2020 г. в странах ЕС порядка 200 млн интеллектуальных счетчиков (соответствует охвату 72 % всех потребителей стран Евросоюза).

С 2017 г. в Германии начинается пошаговый переход к интеллектуальному учету электрической энергии. На первом этапе все потребители с расходом более 10 тыс. кВт-ч в год, а также локальные производители электроэнергии с установками мощностью от 7 до 15 кВт должны устанавливать интеллектуальный учет.

С 2020 г. потребители с годовым расходом более 6 тыс. кВт-ч и производители мощностью от 100 кВт также подпадают под требования по обязательности перехода на интеллектуальный учет. Потребители с расходом менее 6 тыс. кВт-ч от обязательств пока освобождены. При этом затраты по оснащению интеллектуальными системами учета (от 100 до 200 евро) обязаны нести потребители.



Эффективность в быту

Отдельно следует сказать об эффективности энергопотребляющих устройств. В Германии, как и в ЕС в целом, с 1998 г. введена так называемая энергетическая маркировка (EU-Energielabel). В настоящее время маркировка обязательно должна содержаться на таких устройствах, как лампы и светильники, холодильники (в том числе холодильные шкафы для вина в магазинах) и морозильные камеры, стиральные и сушильные машины, электрические духовки, кухонные вытяжки, посудомоечные машины, климатические установки, телевизоры и пылесосы. Кроме того, в 2016 г. в перечень внесены отопительные приборы и бойлеры.

Согласно статистике, 99,7 % немецких домохозяйств имеют холодильники, 94,5 % оснащены стиральными машинами и 67 % – посудомоечными. При этом в каждом втором домохозяйстве есть два телевизора, а у 12 % – три и более. Следовательно, потенциал экономии при переходе на более энергоэффективные устройства весьма существенный.

Изначально энергетическая маркировка содержала классы энергоэффективности от А до G. Позднее для отдельных устройств были введены более высокие классы А+, А++ и А+++. Для удобства потребителей шкала пересмотрена и с 1 июля 2017 до 31 декабря 2019 г. осуществляется корректировка (наивысшим классом снова будет класс А, худшим – G).

В декабре 2015 г. немецкое энергетическое агентство (Deutsche Energie-Agentur, DENA) опубликовало анализ сравнительной эффективности некоторых бытовых устройств в динамике за 10 лет. Рассматривались среднестатистическое устройство 2005 г. и наиболее эффективное из представленных на рынке в 2015 г. Результаты приведены в таблице.



Новый свет

Свою лепту в снижение потребления электроэнергии внес и постепенный отказ от использования ламп накаливания. Согласно решению Европарламента от 17 февраля 2009 г., с сентября 2009‑го в странах ЕС введены ограничения на продажу и производство данных источников освещения. Первый этап ограничений касался ламп накаливания мощностью 100 Вт и более.

С сентября 2010 г. из оборота выведены лампы мощностью 75 Вт, с сентября 2011‑го – 60 Вт, а с сентября 2012‑го – 40 Вт и 25 Вт. В конце 2012 г. вступил в силу запрет на продажу всех остальных ламп накаливания, а с сентября 2016 г. он распространяется также на все лампы классов эффективности хуже, чем В.

В сентябре 2018‑го вступит в силу следующий этап директивы ЕС, согласно которому с рынка будут выведены все галогеновые лампы.

Население встретило новость о постепенном отказе от ламп накаливания неоднозначно: розничные продажи данных ламп в первом полугодии 2009 г. возросли на 10 млн штук по сравнению с аналогичным периодом года предшествующего. Несмотря на это, переход от ламп накаливания к эффективным источникам освещения (компактные люминесцентные и светодиодные лампы) позволил снизить потребление электроэнергии на цели освещения немецких домашних хозяйств от уровня 12,2 млрд кВт-ч в 2008 г. до 9,3 млрд кВт-ч в 2015‑м (т. е. снижение составило 24 %).

Важным направлением повышения энергоэффективности является также государственная поддержка модернизации систем теплоснабжения. Министерство экономики и энергетики (Bundesministerium für Wirtschaft und Energie, BMWi) финансово поддерживает замену старых насосов на новые высокоэффективные, а также мероприятия по оптимизации гидравлических режимов. Дотация может составлять до 30 % от суммы затрат, но не более 25 тыс. евро.

Кроме того, BMWi оказывает финансовую поддержку собственникам домов, устанавливающим солнечные установки для нагрева воды (дотация от 500 евро), тепловые насосы (дотация от 4 тыс. евро) и др. Поддержка физических лиц при вводе устройств малой мощности осуществляется федеральным ведомством по экономике и контролю экспорта (Bundesamt für Wirtschaft und Ausfuhrkontrolle), софинансирование более мощных систем производит Банк реконструкции (Kreditanstalt für Wiederaufbau).

Результаты всех перечисленных мер, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, очевидны. Если в 1990 г. потребление первичных энергоресурсов в Германии составляло 14 905 ПДж, то в 2016‑м этот показатель равен 13 383 ПДж (по данным BMWi). При этом гипотетическое потребление ресурсов при сохранении энергоинтенсивности экономики на уровне 1990 г. составило бы 21 849 ПДж, то есть фактическое снижение достигло 39 %. К 2020 г. планируется выйти на уровень 11 504 ПДж, а к 2050‑му – 7190 ПДж (более чем двукратное сокращение по сравнению с показателем 1990‑го).

Энергоэффективность, Энергосбережение, Инновации,

Повышение энергоэффективности: опыт ГерманииКод PHP" data-description="Всерьез задуматься о повышении энергетической эффективности экономики власти Германии заставил первый нефтяной кризис 1973 г. В 1976‑м был утвержден Закон об энергосбережении (Energieeinsparungsgesetz, EnEG).<br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/330/2305124.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/b02/b021551a6cccf937fdf0a7bbfba9c7d3.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.