16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/325/5110300.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 17 (325) сентябрь 2017 года

В ожидании стабильных «правил игры»

Тема номера Беседовала Анна НЕВСКАЯ 3399
Тарас Шибаев, главный конструктор Уральского турбинного завода (холдинг «РОТЕК»)

Для российской тепловой генерации главной проблемой сегодня является износ основных фондов.

Что производители готовы предложить для их обновления и повышения эффективности работы?

На этот вопрос для читателей «Энергетики и промышленности России» ответил Тарас Шибаев, главный конструктор Уральского турбинного завода (холдинг «РОТЕК»).

– Как обстоят дела в отечественном энергетическом машиностроении, работающем на нужды теплоэнергетики, на примере вашего предприятия, ваших партнеров и коллег?

Какие факторы могут повлиять на спрос на продукцию российского энергомаша, учитывая, что износ фондов в нашей теплоэнергетике не просто велик, а очень велик?

– Сегодня самые востребованные в энергетике проекты, а значит, и наиболее важные для нас – это проекты по модернизации установленного оборудования.

Мы прорабатываем решения, чтобы после модернизации оборудование не уступало новому по технико-экономическим характеристикам, при этом капитальные вложения должны быть значительно ниже строительства новых блоков.

Отмечу, что у отечественных турбостроителей своя философия модернизации: наш подход более индивидуален. Так, на станции на двух одинаковых, стоящих рядом машинах могут быть реализованы разные технические решения.

Зарубежные производители не столь гибки – они предлагают унифицированные решения для одного типа турбин, которые не всегда учитывают требования заказчика.

– Скандал с поставкой турбин в Крым плюс новый закон об антироссийских санкциях, принятый в США, обострили тему зависимости российских предприятий от зарубежных партнеров / комплектующих / станков, тему необходимости локализации производства.

Как обстоят дела с решением этих задач в российском энергомаше, работают ли стимулы импортозамещения? Какие потребности отечественного рынка, долгое время обеспечивавшиеся только импортным оборудованием, российские предприятия готовы закрыть уже сейчас?

– Я бы сказал, что на рынке паровых турбин проблемы импортозамещения нет. Лет пятнадцать назад на российских ТЭЦ «иностранных» паровых турбин не было вообще. Сейчас, конечно, идет достаточно агрессивная интервенция зарубежных производителей, в первую очередь из Китая. Поэтому главной задачей я вижу защиту нашего внутреннего рынка. И здесь велика роль государства.

– Можете ли вы рассказать об унаследованных от СССР компетенциях в машиностроении (производственных, научных, кадровых), которые удалось не только сохранить, но и развить?

– Сегодня наш зарубежный рынок – это страны Таможенного союза: Казахстан и Беларусь. Очень серьезные и масштабные проекты мы реализуем в Монголии. В принципе, и это характерно для всего отечественного машиностроения, наша продукция востребована в странах, с которыми мы работали во времена Советского Союза. Поэтому основной для нас задачей вижу модернизацию и замену оборудования, ранее установленного советскими специалистами.

При этом отмечу: по маневренности, эффективности, надежности и безопасности наше оборудование не уступает мировым аналогам.

– Многие российские энергокомпании, работающие в сфере теплоснабжения, сетуют на отсутствие долговременных ориентиров развития отрасли.

Как данная ситуация отражается на энергомашиностроении, ориентированном на данную сферу? Что изменилось с принятием закона о теплоснабжении?

– Отмечу три проблемы в отечественном машиностроении, на которые может и должно влиять государство. Сегодня на заводах катастрофически не хватает высококвалифицированного персонала – специалистов и рабочих. Это связано как с низкой привлекательностью отрасли, так и с системой подготовки в вузах.

Во-вторых, недостаток инвестиций. Государство оказало огромную поддержку развитию энергетики в 2008‑2010 годах, но тот толчок уже полностью исчерпан. Для такой капиталоемкой отрасли, как энергетика, требуются очередные импульсы от государства. Это и программа ДПМ-штрих, о которой все говорят, и различные меры – экономические, таможенные, правовые – защита от импорта.

В-третьих, отставание в смежных отраслях. Мы, машиностроители, испытываем трудности с поставкой комплектующих, заготовок. Скажем, крупных литых заготовок на отечественном рынке сегодня просто нет, мы их заказываем за рубежом. Конечно, это влияет и на экономику, и на сроки, делает нас зависимыми от иностранных поставщиков.

Машиностроение

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.