16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/313/8947122.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (313) март 2017 года

Раз и навсегда

Энергетика: новости Елена ВОСКАНЯН

ФАС просит коллег поддержать закон о тарифном регулировании

Фото с сайта Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Сегодня основным законодательным актом, регулирующим порядок определения цен (тарифов) на электроэнергию является Федеральный закон № 35 «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 года.

О необходимости совершенствования регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию говорили 16 февраля на круглом столе, организованном Комитетом Совета Федерации по экономической политике.



Благо для одних, проблемы для других

Виктор Рогоцкий.jpg– Проблематика тарифообразования актуальна всегда. Мы должны не только эффективно использовать ресурсы, но и эффективно, с учетом экономической обоснованности устанавливать цены на них, в том числе на электрическую и тепловую энергию, – заявил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Виктор Рогоцкий, открывая заседание. – Рассматриваемый вопрос важен не только для профессионалов и правительства, хотя он действительно в зоне постоянного внимания руководства страны, экономических служб и промышленности, но и для населения, которое наиболее остро переживает колебание тарифов на электричество и тепло.

Заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Антон Эрдыниев добавил: сетевой комплекс нашей страны – серьезный сектор экономики, и в последние годы в нем многое сделано, в том числе в целях создания благоприятной среды для потребителей.

– Укрепились наши позиции в рейтинге Doing Business; введено льготное технологическое присоединение; принят закон по «последней миле», который позволил крупным промышленным потребителям перейти от оплаты услуг региональным сетевым организациям к оплате услуг Федеральной сетевой компании; вступили в силу нормативно-правовые акты, направленные на улучшение ведения бизнеса в стране, – комментирует представитель ведомства. – При этом четкая логика выстраивания экономики в целом в электроэнергетике создала благо для одних, но не решила проблемы других: в электросетевом комплексе много пробелов. Один из ключевых связан с тарифами.

Спикер напомнил о системе RAB-регулирования, которая должна была помочь в привлечении инвестиций в сектор и, как следствие, в обеспечении роста тарифов для возврата привлеченных кредитов и займов на инвестиции, которые предполагалось произвести.

– Запуск данного механизма в сетевом комплексе привлек серьезные кредиты, финансирование инвестиционных программ осуществлялось в ускоренном темпе, затем темпы роста тарифов сетевых компаний резко сократились. В 2014 году тарифы заморозили – того требовала экономическая ситуация в стране, но одновременно с этим не получилось резко сократить уже заложенное на пятилетний период финансирование инвестпрограмм. Так сформировалась большая проблема под названием «величина накопленного сглаживания валовой выручки сетевых компаний», которая сейчас составляет порядка 100 миллиардов рублей и невозможна к возврату. Если погрузить ее в тариф, а это единственный источник ее возврата, его рост будет просто колоссальным. Понятно, что это невозможно сделать в текущих условиях, – говорит Антон Эрдыниев. – У нас есть серьезный документ – Стратегия развития электросетевого комплекса РФ до 2030 года, в которой предусматривается снижение операционных расходов сетевых компаний, удельных инвестиционных расходов и потерь, снижение количества территориальных сетевых компаний в стране в целом для того, чтобы оптимизировать и в определенной степени снизить валовую выручку сетевых компаний за счет эффективности от их укрупнения. Для этого были разработаны и приняты соответствующие акты правительства. Данный механизм принес некоторый эффект, но существенно повлиять на ситуацию не смог.

Вторая по важности проблема – рост перекрестного субсидирования в электроэнергетике и уход потребителей «последней мили».

– Понятно, что в сложившихся условиях крупным промышленным потребителям экономически выгодно подключаться и получать услугу по передаче электроэнергии от Федеральной сетевой компании. В тарифе ФСК, которая, по сути, является магистральным сетевым комплексом, обеспечивающим взаимосвязь крупных энергосистем и перетоки между ними, и направлена на оказание услуг непосредственно сетевым компаниям, нет перекрестного субсидирования, которое есть в тарифе региональных сетевых компаний, и он существенно ниже, – комментирует представитель Минэнерго. – Полезный отпуск электроэнергии у нас последние лет пять находится в зоне стагнации, рост здесь незначителен: примерно 0,5‑0,6 процента в год. Между тем, энергопотребление населения стабильно растет на 2‑2,5 процента в год.

Отсюда проблемы с тарифом – он не может покрыть те расходы, которые необходимо погрузить в региональный сетевой комплекс в целях осуществления перекрестного субсидирования. Уход крупных потребителей из‑под оплаты перекрестного субсидирования в определенной степени ухудшает ситуацию. Для ее исправления в течение двух лет мы осуществляли государственную поддержку сетевых компаний путем субсидирования выпадающих доходов, формировавшихся от ухода крупных потребителей на сети ФСК. В текущих экономических условиях такая господдержка, к сожалению, невозможна. Решение этой проблемы Минэнерго видит в нормативно-правовом регулировании, а именно возврат части оплаты крупными потребителями перекрестного субсидирования через региональный сетевой комплекс.

По словам господина Эрдыниева, основные проблемы электросетевого комплекса лежат в плоскости тарифного регулирования, но, как это ни парадоксально, рост тарифа их не решит, ведь в таком случае нагрузка ляжет на потребителей. Вероятно, полагает он, стоит пересмотреть существующую методологию тарифного регулирования, одновременно с этим никто не отменяет оптимизацию операционных и инвестиционных расходов сетевых компаний, но, с другой стороны, – невозможно ведь бесконечно снижать расходы.



О какой модернизации речь?

Виталий Королев.jpgЗаместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев напомнил: в середине 2015 года полномочия по тарифному регулированию переданы в ФАС, и с тех пор регулирование несколько изменилось.

Говоря о результатах работы ведомства в 2016 году, он подчеркнул: только в сфере электроэнергетики на федеральном уровне принято около восьми тысяч тарифных решений. С учетом экономической ситуации в стране рост тарифов обеспечен на уровне ниже инфляции.

– Если в 2015‑м тарифы сетевых компаний на 2016 год были проиндексированы на 7,5 процента и мы считали эту цифру сдержанной, не позволяющей в значительной степени реализовать предложения, поступившие от сетевых компаний, то индексация, которая произошла в 2016 году на 2017‑й, составила всего 3 процента по электросетевому комплексу. В таких условиях говорить о масштабной модернизации вряд ли возможно без поиска серьезных внутренних ресурсов, – пояснил спикер.

При этом удалось найти компромиссное решение – чуть бо́льшими темпами нарастить тариф Федеральной сетевой компании за счет того, что тарифы МРСК были не так значительно повышены.

– Вообще, устанавливая тарифы, мы отталкиваемся от принципа, который провозгласили в самом начале получения нами данной функции, а именно «инфляция минус». По этому принципу сформированы тарифы для инфраструктурных компаний, а для некоторых компаний второй год тарифы не растут, даже немного снижаются в абсолютном выражении, – уточняет Виталий Королев. – Индексация тарифов для населения, согласно прогнозу, составила 5 процентов, а совокупный платеж граждан остановился на отметке 4 процента. При этом некоторые регионы продолжают ставить вопрос о снижении или как минимум не наращивании тарифов для населения. Наш мониторинг выявил интересную тенденцию: в ряде субъектов тарифные решения принимаются с нарушением ценообразования, без соблюдения предельных минимальных или предельных максимальных уровней тарифов, установленных на федеральном уровне. Отчетливо прослеживается нежелание региональных властей отдельных территорий двигаться в направлении наращивания тарифов. Очевидно, в такой ситуации не обойтись без федерального вмешательства. Кстати, по 17 субъектам тарифные решения и вовсе отменены. О какой модернизации с таким подходом может идти речь?!



Гибкая политика неэффективна

Упомянул замруководителя антимонопольной службы и о введении эталонов затрат при формировании сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков электроэнергии.

– Гарантирующие поставщики осуществляют продажу электро­энергии непосредственно потребителям, в том числе населению. Основную статью их расходов составляют эксплуатационные затраты: аренда помещений, транспортное обеспечение, оплата труда и другие. ФАС предлагает нормировать себестоимость этих услуг и сделать так, чтобы в тариф не включались неэффективные затраты. Кроме того, планируется учитывать региональные особенности, например, удаленность точек обслуживания, – пояснил Виталий Королев. – Сегодня сбытовая надбавка по регионам России различается до десяти раз: например, в Дагестане она составляет 6 копеек, а в Республике Марий Эл – 61 копейку. Такая дифференциация не позволяет создать единство экономического пространства. Именно поэтому долгое время обсуждался вопрос, связанный с необходимостью введения подхода формирования сбытовых надбавок на основе эталонных затрат. Разработан соответствующий проект постановления правительства, в установленном порядке он согласован с федеральными органами, с Минэкономразвития и Мин­энерго, и внесен в правительство РФ, где сейчас происходят согласительные процедуры. По нашим оценкам, внедрение данного эталонного метода должно дать совокупный эффект порядка 12,6 миллиарда рублей сокращения затрат потребителей на оплату сбытовых надбавок.

Кроме того, по словам представителя ФАС, в 2017 году планируется разработать механизм внедрения принципа эталонных затрат электросетевого комплекса, где размер разницы в тарифах еще драматичнее – до двенадцати раз. При этом если вклад сбытовой надбавки в конечную цену для потребителей редко превышает единицы процентов, то сетевая составляющая равна примерно половине конечного платежа. Поэтому изменение регулирования этой сферы даст серьезные последствия в виде повышения эффективности отрасли.

Одним из крупных изменений в сфере тарифного регулирования может стать инициатива ФАС по инициированию издания закона о тарифном регулировании.

– Необходимость разработки этого документа продиктована существующей проблемой отсутствия единых принципов тарифного регулирования, утвержденных на уровне закона. В основном в этой сфере регулирование осуществляется либо актами правительства, либо приказами федерального тарифного регулятора, – пояснил господин Королев. – Мы разработали первый в истории России закон о тарифном регулировании – законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)». Он унифицирует принципы и методы установления тарифов в различных сферах, преследуя такие цели, как повышение инвестиционной привлекательности отраслей, развитие рыночных отношений, а также устранение пробелов действующего законодательства. Хотелось бы, чтобы коллеги приняли активное участие в обсуждении данного законопроекта и оказали содействие в его принятии. Мы не настаиваем на каких‑то специальных положениях, наша задача – раз и навсегда зафиксировать документально понимание того, что может или не может включаться в тарифы, а что может включаться в ограниченном виде. При этом важно, чтобы не было исключений, позволяющих допускать вольное толкование тех или иных положений – как мы все убедились, гибкая политика в сфере регулирования тарифов создает определенные проблемы, прежде всего, существенную разницу в тарифах.



Нужны не точечные, а конкретные решения

О тенденциях, наметившихся в последние два-три года, упомянул начальник управления перспективного развития ассоциации «НП Совет рынка» Роман Громов:

– Проблем много: спрос на электричество и тепло не растет; инвесторы, учитывая стоимостную составляющую электроэнергии для них с учетом технологического присоединения, предпочитают строить свою генерацию. Локальные ТЭЦ работают в режиме, зачастую не позволяющем им покрывать расходы на производство электроэнергии. Выработка электроэнергии в комбинированном режиме снижается, как и коэффициент использования установленной мощности по всем тепловым станциям.

Выступающий заметил: рынок электрической и тепловой энергии постепенно находит общие синергетические эффекты, но над этим нужно продолжать работать, поскольку система, построенная в прежние годы, была ориентирована на системное снижение цены на электроэнергию. Сегодня вектор другой: чтобы существующая на рынке тепловая генерация работала эффективно и не вытеснялась станциями, вырабатывающими электроэнергию по более высоким ценам, необходимо найти комплексное решение.

Он уточнил: по итогам 2016 года одноставочная цена (цена с учетом мощности, то есть электрическая энергия плюс мощность) по первой ценовой зоне выросла примерно на 8 процентов, по второй – на 6 процентов. Основной вклад в этот прирост внесла поставка мощности по ДПМ.

– В 2017‑м мы планируем уложиться в параметры, обозначенные Минэкономразвития, и в целом по двум ценовым зонам ожидаем прирост в одноставочном выражении порядка 7 процентов. Опять же – основной вклад в эти 7 процентов внесет стоимость мощности, поставляемой по ДПМ, – резюмировал Роман Громов.



Хватит говорить

Валентин Межевич.jpgПрозвучали на круглом столе и конкретные предложения по совершенствованию тарифной политики в электросетевом комплексе.
Одним из стратегических направлений модернизации принципов тарифообразования, по мнению члена правления ПАО «Россети» Валентина Межевича, является создание прозрачных и понятных потребителю правил формирования долгосрочных тарифов на услуги по передаче электроэнергии. Такую модернизацию можно осуществить путем установления ставки на содержание электросетевого комплекса на федеральном уровне (включает эксплуатацию сетей и реализацию федеральных инвестиционных проектов) и надбавки на региональном уровне (обеспечивает льготное технологическое присоединение, перекрестное субсидирование, а также реализацию инвестиционных программ регионального значения).

Данная мера позволит сократить резкие разрывы между субъектами по уровню тарифов, так как будет являться инструментом выравнивания экономической базы регионов, повысит ответственность субъектов за принятие решений на региональном уровне, сократит «лишние» инвестиции в сети. Таким образом, будет обеспечено увеличение притока капитала и технологий, что позволит произвести модернизационный рывок и создать систему роста регионов.

Владимир Губинский.jpgВажный вопрос затронул председатель Комитета по тарифному регулированию Мурманской области Владимир Губинский:

– В последнее время много обсуждений по поводу изменений в № 35‑ФЗ, призванных выровнять тарифную нагрузку на электроэнергию и тем самым, сбалансировать ситуацию на Дальнем Востоке. Казалось бы, изначально благая цель повлечет увеличение тарифов по конечной цене для потребителей, например, Урала и Сибири, примерно на 1,3 процента.

При этом, насколько мне известно, оценка последствий, даже незначительных, от реализации данных мероприятий не производилась, и тем же потребителям Мурманской области фактически придется заплатить за то, чтобы сбалансировать ситуацию на Дальнем Востоке. Так почему бы нам параллельно не выступить с инициативой о «размазывании» стоимости тепла, например, на уровне Северо-Западного федерального округа? У нас бы в среднем снизился тариф на тепло, и потребители сказали бы «спасибо». Пока таких инициатив нет, реформа теплоснабжения идет в несколько другом направлении.

Виктор Рогоцкий прокомментировал:

– Принятый Госдумой в первом чтении законопроект, меняющий схему организации рынка тепловой энергии, предполагает переход от государственного регулирования всех тарифов к установлению только предельного максимального уровня цен на тепловую энергию для конечного потребителя (цена «альтернативной котельной»). Такая цена «альтернативной котельной» определяется ценой поставки энергии от условного альтернативного источника, замещающего централизованное теплоснабжение. По нашему мнению, эту схему в целом следует поддержать, однако нужно иметь в виду, что к законопроекту поступило много замечаний и предложений от регионов. Все они будут учтены при доработке ко второму чтению законопроекта в Государственной Думе.

Аркадий Чернецкий.jpgПо мнению первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадия Чернецкого, данный документ может серьезно изменить ситуацию на рынке.

– Законопроект декларирует благие вещи: избавление от неэффективно работающих звеньев в системе теплоснабжения; экономию ресурсов; появление ответственного участника, который в состоянии отвечать за то, что делается в системе теплоснабжения, – все это хорошо, но есть несколько принципиальных моментов, требующих доработки. У меня складывается впечатление, что когда некоторые субъекты давали свое заключение по законопроекту, они невнимательно ознакомились с предлагаемой методикой. Анализ ситуации по городам-миллионникам показал, что тариф «альтернативной котельной» выше ныне существующего практически во всех городах-миллионниках: если в Екатеринбурге и Перми речь идет о превышении в 10 процентов, то в Красноярске – это уже порядка 153 процентов! Закон предполагает, что введение нового тарифа может быть поэтапным в течение пяти лет, а в исключительных случаях и в течение десяти лет, но даже в этом случае среднее увеличение тарифа на 30‑50 процентов подразумевает, что ежегодно тариф будет расти на 6‑10 процентов. При этом, как мы понимаем, увеличение тарифа для населения не может быть выше, условно говоря, 4 процентов, и эта разница ляжет на бюджеты субъектов. Поэтому я бы посоветовал представителям регионов еще раз внимательно изучить предлагаемую методику и посчитать, сколько это удовольствие будет стоить для вас, какую нагрузку придется нести региональному бюджету и готовы ли вы войти в этот процесс.

Подводя итоги заседания, Виктор Рогоцкий признал:

– В начале 90‑х годов мы были романтиками, думали: еще немного, еще чуть‑чуть, и заменим нормативно-распределительные методы рыночными отношениями, и все будет хорошо, установим оптимальный тариф. Конечно, многое сделано, но имеются серьезные недоработки. Сегодня, считаю, необходимо выбрать правильное направление и ускоренно двигаться по нему – хватит говорить, нужно действовать. Коллеги, если у вас есть недовольство тарифами или инфляцией, давайте работать сообща.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 05 (313) март 2017 года:

  • Мусорные перспективы
    Мусорные перспективы

    Строительство и эксплуатация четырех мусоросжигательных ТЭС в рамках приоритетного проекта «Чистая страна» подходит к этапу реализации. ...

  • Следуем заданному курсу
    Следуем заданному курсу

    Всероссийское совещание по проблематике энергосбережения и повышения энергетической эффективности в ЖКХ, которое пройдет 5‑6 апреля в Санкт-Петербурге, вызвало высокий интерес со стороны регионов....

  • Раз и навсегда
    Раз и навсегда

    Сегодня основным законодательным актом, регулирующим порядок определения цен (тарифов) на электроэнергию является Федеральный закон № 35 «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 года. ...

  • МРСК Северо-Запада продает просроченную дебиторскую задолженность
    МРСК Северо-Запада продает  просроченную дебиторскую задолженность

    МРСК Северо-Запада выставляет на продажу просроченную дебиторскую задолженность предприятий-банкротов за оказанные услуги по договорам передачи электроэнергии и по договорам энергоснабжения на общую сумму 2,25 млрд руб. ...

  • В поисках энергии
    В поисках энергии

    Данных природой сил человеку никогда не хватало. Хотелось растянуть двадцать четыре часа в сутках на подольше. ...